> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА > ГЕРШУНИ: ИЗ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО >
ссылка на XPOHOC

Григорий Гершуни

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Григорий Гершуни

Из недавнего прошлого

Часть вторая. Шлиссельбург

Глава VII.

Есть еврейская сказка : «Сказка о козе». Жил в одном городе бедняк Шолем. Совсем не было у него денег, но зато была большая семья и очень маленькая хата. Был он тряпичником, а жена держала козу. Детей неисчислимое множество. Так много, что в маленькой хате даже поместить нельзя было всех и часть ночевала у добрых соседей. Мешки с тряпьем разбирались на дворе; там же под навесом стояла и коза. Скверная была жизнь, невмоготу от тесноты и грязи.
{164} Слышал Шолем от добрых людей, что на слободке живет великий ученый, святой муж великого ума. Такого великого ума, что всех несчастных наставляет, как быть счастливыми. Порешил Шолем пойти к святому мудрецу просить у него совета, как поступить, чтобы жить можно было. Рассказал Шолем про всю свою жизнь, как есть нечего, как поместиться негде, как от духоты болеют дети, как со двора идет в хату смрад от разбираемого мусора, как коза мало молока стала давать, так как спит на голой земле и пр. и пр. Все рассказал, а мудрый раввин выслушал.
— Ну, что скажете, равви? Есть у Бога для меня милость?
— Будет хорошо. Иди домой. Собери всех детей и впредь, чтобы не ночевали у соседей.
— Равви! И так даться некуда! — робко возражает Шолем.
— Будет хорошо! Делай, как говорят. Привел на ночь Шолем детей. Дети плачут, в хате стон стоит. Никто не спал.
Идет Шолем к равви.
— Ну, как?
— Да будет благословен Бог и святое имя его, но плохо, равви! Еще хуже стало!
{165} — Внесите мешки с тряпьем в хату и там разбирайте.
— В хате разбирать тряпки?!...
— Будет хорошо; делай, как говорят. Стал Шолем в хате разбирать тряпки, кости, мусор. Пошел смрад и вонь — дышать нельзя. Старший мальчик с досады и злости разбил стекло, чтобы хоть несколько свежий воздух проникал. Что делать? Надо идти к равви.
— Ну, как Шолем?
— Сто лет вам жить, равви, — плохо !
— Вставь стекло. Не держи козу на дворе, введи ее в хату, — там пусть будет с вами день и ночь.
— Козу в хату?!... День и ночь?!...
— Будет хорошо! Делай, как тебе говорят.
Уныло и понуро идет Шолем домой. «Что мы — темные люди — можем знать? Должно быть, так лучше ! Ведший мудрец, — он ведь все знает».. — покорно думает Шолем.
Ввел в хату козу. Не жизнь — ад начался. Дети расхворались, целые дни ревмя ревут. Лежат вповалку. Жена голосит: «лучше пусть Бог возьмет к себе! Нет уж сил!» — Коза наполняет всю хату. Куда не {166} повернешься — всюду она. В довершение всего коза перестала давать молоко....
Шолем был человек совестливый. Как великому мудрецу досаждать своими невзгодами?! Терпел, терпел, но не выдержал — постучался к равви.
— Ну, как?
— Да будет благословенна мудрость ваша, равви ! Не знаю уже, на каком мы свете! Да не прогневается на нас Бог — совсем жить стало нельзя. Сжальтесь, равви!
— Поговори с добрыми соседями; попроси, чтобы разобрали детей на ночь, а потом приходи ко мне.
«Разместить детей по соседям? Это хорошо! — весело думает Шолем: — это очень хорошо!...»
Разместили детей. В хате стало свободней. «Видно не напрасно люди считают равви мудрым» — говорит Шолем — «надо пойти поблагодарить».
— Ну, как Шолем? — приветливо спрашивает равви.
— Теперь хорошо! Много лучше! — весело говорить Шолем.
— Вот видишь! А ты роптал на, Бога. {167} Теперь вынеси тряпки на двор и там разбирай! — Потом приходи опять.
«На дворе разбирать тряпки! Какой мудрец! Прямо золотая голова. Это у нас настоящей рай теперь будет! Вот старуха то обрадуется!...» Мчится Шолем домой — откуда только силы и бодрость взялись!
Сидят вечером после работы Шолем с женой и любуются, и благодарят Бога за милость и доброту: «вон как хорошо стало! Ни пыли, ни мусору, ни миазмов от тряпок! Коза вот только как будто в хате себя плохо чувствует, да и беспокойно от нее», робко думают «счастливцы», стыдясь своей «неблагодарности» и «жадности». Надо идти благодарить раввна.
— Ну, как, Шолем?
— Ах, равви, так хорошо, так хорошо, теперь уж и не знаем, как благодарить ! Вот только....
— Коза, Шолем? Ты хочешь сказать на счет козы? Выведи ее на двор и поставь на старое место.
У Шолема взыгралось сердце. «Какой мудрец! Какой мудрец! Вывести козу! Да ведь это рай нам будет теперь! Старуха то! Старуха как обрадуется!....»
Поставили возу на старое место. Стоят {168} Шолем и старуха друг против друга. На душе жаворонки поют. «Не сглазил бы кто», — со страхом шепчут они, думая о своем счастьи. «Вот жизнь то когда настоящая настанет! Праздник и ликование!...»
«Велика к нам милость Бога», — думают старики.

Содержание:

Часть первая. Петропавловская крепость.

| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Часть вторая. Шлиссельбург.

| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Григорий Гершуни. Из недавнего прошлого. Издание Центрального Комитета Партии Социалистов-Революционеров. Париж, 1908.

Электронная версия книги перепечатывается с сайта http://ldn-knigi.narod.ru (сканирование и распознание). Форматирование и гипертекстовая разметка даны в соответствии со стандартами, установленными в ХРОНОСе. 


Здесь читайте:

Гершуни Григорий Андреевич (биографические материалы).

Царские жандармы (сотрудники III отделения, Департамента полиции и др.)

Кто делал две революции 1917 года (биографический указатель).

"Провокаторы" в революционном движении

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах: www.hrono.ru XPOHOC

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС