Нестор Махно |
|
1918 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Нестор МахноПОД УДАРАМИ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ(Вторая книга) Глава XXВ ДОРОГЕ НА УКРАИНУИтак, распрощавшись с товарищами-москвичами, я в сопровождении Аршинова
отправился 29 июня 1918 года на Курский вокзал в Москве. Здесь, в ожидании
поезда на Курск, Аршинов еще раз напомнил мне, чтобы я, если благополучно
доберусь до места, не забывал страждущей материально анархической Москвы.
Конечно, он имел в виду в данном случае анархическую Москву в лице Союза идейной
пропаганды анархизма, и только это меня удерживало, чтобы не разразиться по
адресу анархической наезжей Москвы руганью за ее бессодержательное, пустое
болтание вдали от живой, плодотворной работы среди крестьян. Я сдержанно и с
чувством сознания анархической обязанности помогать всем, чем могу, движению
ответил ему, что помогать буду, если буду жив... А когда поезд подошел, Аршинов помог мне влезть в вагон и мы, распрощавшись,
расстались, мне казалось, навсегда; ибо я и по своему темпераменту, и по своему
сознанию считал долгом быть в этот грозный для революции момент среди масс, в
самой их гуще. Я сознавал ответственность за возможное поражение революции хоть
и в разной степени, но за всеми революционерами, и мне казался противным слет
анархистов в Москву и бессодержательное пустое шатанье по ней. Передо мной во
всей своей ясности стояли простые и хотя злобные, но правдивые слова П. Бурцева
о том, что большинство, если не все приезжие наши товарищи в Москву, путаются в
ней почти без дела или если и берутся за какое-либо дело, то только от стыда
перед своим противником и часто для того лишь, чтобы не пухнуть с голода. Я краснел перед самим собою за подобного рода явление в наших рядах. И если
что-либо меня утешало, так это полнота веры в то, что, если мне удастся
пробраться на Украину в Гуляйпольский район и если удастся также и остальным
моим товарищам пробраться к Гуляйполю и устроить хорошее общение с крестьянами и
рабочими Гуляйполя и района, наша организационная и боевая работа будет
освобождена от случайных элементов и примет совершенно новый вид как по форме,
так и по практическому содержанию: вид борьбы против контрреволюции, за идеал
свободы, равенства и вольного труда. Утешаясь этим, я чувствовал себя, несмотря на тесноту, духоту и вонь в
вагоне, лучше, чем в Москве, этой соблазнительной издали и как будто способной
чему-то научить Москве, из которой я теперь бежал на простор живого действия
украинской революционной деревни. На этом просторе, в гуще тех, кто способен его
создать и на его основании закладывать фундамент новой жизни, я найду духовное
удовлетворение, говорил я себе, и уносился мыслью к нему, к этому простору... Так, с полным чувством увлечения и неописуемой радости, я доехал до Орла.
Здесь поезд задержался. Я не утерпел и вышел из вагона, а потом уже за давкой не
мог попасть в него и остался на целые сутки в Орле. Побродил по этому городу. Он многое напоминал мне собою. Ведь это город, в
котором при самодержавии глупого Николая II Романова существовала каторга. На
этой каторге в особенности не было предела разнузданности по отношению
политкаторжан. Дух антисемитизма здесь гулял в той мере, в какой только смогли
проявлять его управители каторги, начиная от начальника и кончая темным
невежественным надзирателем – ключевым или постовым – у дверей камер при выходе
на прогулки, на самой прогулке. Это в Орловской каторге чуть не каждого
прибывающего в нее политкаторжанина под воротами спрашивали: "Жид?" И если
отвечал: "Нет", заставляли показать крест. А когда не оказывалось последнего,
били, приговаривая: "Скрывает, мерзавец, свое жидовство". Били до тех пор, пока
не срывали с него арестантского костюма и не убеждались на половом члене. Но и в
этом случае били, только теперь уже за то, что не носит креста... Одно воспоминание об Орловском централе, о котором мне мои друзья так много
рассказывали, сдавливало мне горло и леденило мозг. Хотелось мне разыскать анархическое бюро, повидаться с анархистами, узнать,
уничтожены ли надзиратели и начальство этой каторги. Чувствовалось, что было бы
легче на душе, если бы знал, что революция этим палачам не простила за их подлые
злодейства. Однако анархистов я в Орле не нашел: революционная власть
большевиков-левоэсеровского блока дико плясала на мертвом теле революции, как
везде. На другой день, ночью, я был уже в Курске. Здесь я встретил много анархистов
и большевиков. Все они готовились к отъезду на Украину. Они были несколько
смелее меня насчет отъезда. Они имели связи и проводников. Не были они стеснены
и материально. В Курске я пробыл недолго. Я побывал там, где должен был встретиться с
Веретельником и другими товарищами, и как только выяснил, что их никого еще не
было, я сейчас же направился к границе по направлению Белгорода. Высадился я на
станции Беленкино и по дороге от нее к границе встретился в тысячной толпе
мешочников и людей других профессий со многими гуляйпольцами. Один из них – сын
одной хорошо знакомой мне еврейской семьи, некий Шапиро – бросился мне на шею.
Он многое сообщил мне о положении крестьян в Гуляйполе, ни словом, конечно, не
заикнувшись о гнусной провокаторской роли еврейской роты вольного Гуляйпольского
батальона, благодаря первым инициативным действиям которой под руководством
агентов Украинской Центральной рады и немцев гуляйпольские крестьяне попали в
это тяжелое положение. От этого Шапиро и ряда других еврейских парней я узнал, что дом моей матери
сожжен немецкой и украинской властями. Старший мой брат Емельян, который, как
инвалид войны, не принимал никакого участия в политической организации,
расстрелян. Другой старший брат, Савва, который участвовал в революционном
движении с 1907 года, как только возвратился после нашей таганрогской
конференции, тотчас же был схвачен и посажен в Александровскую тюрьму. За мое
отсутствие из Гуляйполя немцами совершено много расстрелов, главным образом
крестьян-анархистов. А мать моя скитается по чужим квартирам... Эта коротенькая весть о жизни в Гуляйполе так повлияла на меня, что я душевно
заболел. Я способен был на то, чтобы возвратиться в Москву, в ту самую Москву,
которую я возненавидел за мое пребывание в ней. Это смятенное состояние еще
более усиливало боль моей души. Я остановился на дороге. Толпы народа шли
беспрерывно из Украины в Россию с радостными улыбающимися лицами, видимо потому,
что благополучно пронесли что-то с собой через границу. Долго я раздумывал. Гуляйпольцы, с которыми я встретился на этом месте, уходя
от меня, не советовали мне пробираться на Украину. Но разум диктовал мне
совершенно противоположное. Он напоминал мне ответственность мою перед тем, что
я наметил, будучи еще в Гуляйполе, что формулировал особо выразительно на
таганрогской конференции гуляйпольцев и что целиком было конференцией принято.
Ведь во имя этого решения я еду на Украину. Я переборол свое чувство боли,
подбодрил себя мыслью, что кому-либо нужно было умирать из моего рода за
освободительные идеи народа, но что смерть их рано или поздно вызовет за собою
взаимные смерти, я в этом клянусь перед своей совестью. И я, упоенный этой
мыслью, тронулся дальше в путь. Теперь я больше ни о чем другом не думал, как о том, чтобы благополучно
пройти мимо немецких пограничных пикетов. Я нанял по примеру других подводу,
положил свой чемодан, сам уселся в нее и спокойно, по праву гражданина
гетмано-немецкой Украины, проехал пикеты Красной Армии и немецкие пикеты. Дорога была удачная. Никто никого не трогал. Я освободил своего подводчика,
поставил чемодан и сел на него, чтобы отдохнуть, только потому, что так делали
все переезжавшие. Освободившись быстро от мысли, что за мной могут следить, я подошел к одному,
к другому из граждан, чтобы узнать, какая и где же находится станция. Все
указывали назад, на станцию Беленикино, находящуюся в зоне красных. Этой же
станции, где мы сидели, никто не знает. Перестал и я заботиться о том, чтобы
узнать ее название. Тем более что я уже узнал, что поезд из Белгорода подойдет к
этому месту, где сидят пассажиры, и мы здесь будем садиться в него. В скором времени поезда один за другим начали подходить, забирать пассажиров
и отправляться обратно в Белгород и далее, до Харькова. Пассажиров было очень много. Поезда наполнялись в мгновение ока через двери и
через окна вагонов. На крышах вагонов было также полно. Я поджидал случая, что
мне удастся попасть в вагон через дверь, и остался на месте посадки до самой
ночи. Правда, были вагоны железнодорожных служащих, в которых место было, но
немецкие власти запрещали им брать к себе пассажиров. Кроме того,
железнодорожные служащие гетманского царства поделались такими "украинцами", что
на вопросы, обращенные к ним на русском языке, совсем не отвечали. Я, например, хотел от них узнать, идет ли этот эшелон и далее, из Белгорода.
Мне пришлось подходить к целому ряду вагонов, но ни один из железнодорожников на
мой вопрос ни слова не ответил. И только позже, когда я, истомленный, проходил
обратно рядом с этими вагонами, один из них подозвал меня и предупредил, чтобы я
ни к кому не обращался со словами "товарищ", а говорил бы "шановний добродiю", в
противном случае я ни от кого и ничего не добьюсь. Я поразился этому требованию, но делать было нечего. И я, не владея своим
родным украинским языком, принужденно должен был уродовать его так в своих
обращениях к окружавшим меня, что становилось стыдно... Над этим явлением я несколько задумался; и, скажу правду, оно вызвало во мне
какую-то болезненную злость, и вот почему. Я поставил себе вопрос: от имени кого требуется от меня такая ломота языка,
когда я его не знаю? Я понимал, что это требование исходит не от украинского
трудового народа. Оно – требование тех фиктивных "украинцев", которые народились
из-под грубого сапога немецко-австро-венгерского юнкерства и старались
подделаться под модный тон. Я был убежден, что для таких украинцев нужен был
только украинский язык, а не полнота свободы Украины, и населяющего ее трудового
народа. Несмотря на то что они внешне становились в позу друзей независимости
Украины, внутренне они цепко хватались, вместе со своим гетманом Скоропадским,
за Вильгельма немецкого и Карла австро-венгерского, за их политику против
революции. Эти "украинцы" не понимали одной простой истины: что свобода и
независимость Украины совместимы только со свободой и независимостью населяющего
ее трудового народа, без которого Украина ничто... Ночью с немалым трудом на свой риск и страх я взобрался с рядом, видимо,
подобных мне стрельцов на крышу одного вагона и таким образом приехал в
Белгород, где переоделся в офицерский костюм, к которому имел соответствующий
документ. Это помогло мне беспрепятственно доехать до Харькова. Тут я в ожидании поезда на Ростов задержался на несколько часов и потом
переехал в Синельниково (в 60-70 верстах от Гуляйполя). Радости моей не было
границ. И вероятно, из-за нее я попал бы в руки немецким и гетманским агентам,
если бы не считался с тем, что того Синельникова, которое я знал раньше, уже не
было, как не было уже вообще всего того, что было 2 1/2 месяца тому назад.
Теперь ничего ни украинского, ни русского нигде по станциям, в дороге и в самом
Синельникове, я не видел. Всюду: у дверей станции, на досточках, висевших на
паровозах, красовались надписи: "Deutsch Vaterland" (немецкое отечество), а по
перронам шатались или сидели группами солдаты контрреволюционных армий, вышедших
из этого "Deutsch Vaterland". Это сдерживало порыв моей радости. Я беспрерывно думал: где же я? Неужели же
я попал не туда, куда так рвался из Москвы? И зло, о как зло смеялся я над всеми
этими надписями!.. Но этот мой смех быстро сменился ужасом, когда один из гуляйпольских евреев
подошел ко мне и, протягивая мне руку, назвал меня по фамилии. Я ужаснулся, хотя
знал, что он был честный человек и на то, чтобы предать меня властям, не пойдет.
Я просил его быть осторожным с моей фамилией и в ту же минуту убежал от него,
переоделся в Штатское платье и с первым попавшимся поездом выехал по направлению
Гуляйполя. Теперь положение мое несколько изменилось. Если от Белгорода до Синельникова
– около 400 верст – мне везло в пути (помогали: военная форма, погоны
прапорщика, фальшивое расшаркивание и такие же поклоны), то от Синельникова до
Мечетной, каких-либо 30-40 верст, путь мой сделался чрезвычайно тяжелым. Каждую
минуту ожидала смерть. Мое старание выглядеть "щирым гетманцем" кой-как сходило
с рук по глупости гетманской государственной стражи. Но рассчитывать на этот
прием оказалось возможным только до станции Мечетное. Начиная же от этой
станции, мое имя начало все чаще упоминаться в вагоне. И на одном из разъездов
мне гуляйпольский гражданин Коган и другие сообщили, что немецкие жандармы ищут
меня в других вагонах. Я быстро передал Когану свой чемодан с вещами; сказал, кому сдать его в
Гуляйполе, а сам, накинув на себя плащ, вышел из вагона в поле и скрылся в его
зарослях. Когда же поезд отправился дальше, я поднялся и ушел. 25 верст я прошел пешком и попал в нужное мне село Рождественка, с левой
стороны которого всего в 20 верстах находилось мое родное Гуляйполе, которое я
даже видел, подходя к Рождественке. На сердце чувствовалась нежная любовь к
одному имени: Гуляйполе... Однако в Рождественке крестьянин 3. Клешня и все
близкие сообщали мне нерадостные вести о Гуляйполе, о жизни в нем трудового
населения, о расстрелах лучших сынов его и т. д. Однако, как ни трудно было мне снестись с гуляйпольскими крестьянами и
рабочими-анархистами (теми, которые не были известны как анархисты
шовинистической украинской и буржуазной еврейской сволочи, выдававшей всех
революционеров немецким палачам на казни, и только поэтому оставались в живых),
я все-таки письменно снесся с ними, дав им знать, что не сегодня завтра буду
среди них, чтобы вместе с ними обсудить ряд важнейших вопросов
революционно-боевого характера. И несмотря на то что от них я получил ответ –
воздержаться от переезда в Гуляйполе, пока они не пришлют за мною своего
человека, а это делало меня пленником, я чувствовал, что я на Украине, и верил,
что отсюда я раскачаю начатое еще весною Дело организаций восстания. Да, именно этот район оказался центральным пунктом организации революционного
крестьянского восстания под моим личным и всей нашей группы идейным и
организационным руководством. Гуляйполе со своим трудовым и революционным населением и его стремлением
возродить казенную революцию стало основным руководящим ядром этого восстания. В
нем, Гуляйполе, я с рядом преданнейших делу социальной революции
анархистов-крестьян создал операционную базу, на основе которой гуляйпольское
трудовое население первое восстало против палачей революции –
немецко-австро-венгерского юнкерства и гетманщины. Своими усилиями, своей
отвагой и революционным мужеством на этом пути оно сделало все, чтобы увлечь за
собою другие села и районы трудового населения. Все это, конечно, не сделалось в мгновение ока, по мановению "волшебных
палочек", как это многие паяцы из политиканов-социалистов, большевики и многие
анархисты, не понимая широкой массы и чаще всего стоя в стороне от нее,
позволяют себе не только думать в своей среде, но и писать с пафосом для других,
пафосом, обыкновенно заменяющим знание предмета. Все это требовало от нас величайших усилий и упорства стоять на одном, бить в
одном направлении, чтобы убедить широкую трудовую массу в нашей преданности ей
не только на словах, но и на деле в ее практической жизни, в ее борьбе за
ограждение своего революционного пути от мусора со стороны главным образом
замаскированных врагов революции, которые чаще всего появляются в ее рядах под
знаменем социализма. Этого предмета я уже касался во вступительной книге к моим
запискам ("Русская революция на Украине"). Исчерпывающим изложением всей этой столь важной темы я займусь в последующих моих книгах: в третьей и в четвертой, т. е. там, где будет речь о практической и организационной стороне руководимого мною крестьянского революционного восстания на Украине, представлявшего собою украинскую революцию.
ПРИМЕЧАНИЯ т. ВОЛИНАк главам VIII, IX, XII и некоторым другим.Во всех этих главах, Махно, рядом с недостаточно широкой и
объективной оценкой деятельности анархистов и причин их слабости,
занимает, по-моему, и еще в одном отношении недостаточно продуманную
и не совсем беспристрастную позицию. Неоднократно, и подчас резко,
он противопоставляет достоинства своего класса -крестьянства -
недостаткам класса городских рабочих и слабостям представителей
интеллигенции в анархическом движении. У него, нет-нет, да и
сквозит, рядом с фанатической верой в крестьянство (притом, именно в
украинское крестьянство), настороженное, недоверчивое,
подозрительное отношение ко всему не-крестьянскому (и
не-украинскому). Многое в суждениях и поступках Махно объясняется
именно этим умонастроением.
Вернуться к началу второй книги| 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |Далее читайте:Махно Нестор Иванович (биографические материалы). Махно Н.И. Русская революция на Украине (от марта 1917 г. по апрель 1918 г.). Кн. 1, Париж. 1929 Махно Н.И. Украинская революция (Третья книга)
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |