|
Раскрепощение
духовно-психических потенциалов ребенка средствами
художественно-образных экологически "чистых" прописей
Часть VI
4. Импульсно нажимной каллиграфический почерк - почерк,
сообразный природе эндогенных биоритмов человека
Как это нередко бывает в науке, не продолжительные и мучительные поиски
помогают найти долгожданный ответ на причину того либо иного явления, а все
тот же "его величество" случай. Однажды, в купе поезда рядом со мной
оказался мальчик 4-х лет из Назарово Красноярского края (Сидоров Женя),
который буквально "подарил" науке открытие. Из бесед с мамой выявилось, что
в возрасте 10 месяцев малыш съел несколько упаковок медицинских таблеток.
Последовало 10-ти-дневное беспамятство, судорожный синдром. Врачи жизнь
ребенку спасли, но психика его так и не восстановилась. В процессе беседы с
мамой я записывал свои наблюдения за мальчиком. Вдруг он выхватил из моих
рук ручку и быстро воспроизвел на странице моего блокнота целый ряд
волнистых линий. В последующем я неоднократно возвращался к его графическому
упражнению, пбка не пришла "эврика": его волнистая кривая представлена
четким ритмом пластических усилий и расслаблений (Рис. 3).
Рис. 3. Художественно-пластическое непроизвольное
письмо
Фактически, это было почти идеальное каллиграфическое письмо! И это
несмотря на почти полное отсутствие у него психики, несмотря на пользование
инструментом, который крайне затрудняет воспроизведение подобных кривых
(шариковая ручка).
Следовательно, ритм пластических (с постоянным нарастанием усилий и
расслаблений) усилий изначально у человека заложен в подсознательную
нейродинамику! Значит такой ритм — явление врожденное, а точнее видовое,
генетическое. Значит — он в структуре нервно-мышечных программ.
Следовательно, то каллиграфическое (утонченное пластическое) письмо, которое
удавалось достичь на базе гусиного либо остроконечного металлического пера
является сообразным природе эндогенных непроизвольных ритмов!
Отсюда овладение детьми утонченно-каллиграфическим письмом — по сути и есть
механизм раскрепощения непроизвольных нейродинамических ритмов,
раскрепощение утонченных психомоторных программ!
Данное открытие позволяет пластику произвольного усилия (движения) поставить
в эпицентр раскрепощения видовых психомоторных программ, в эпицентр
духовно-психического строительства человека!
Как известно, утонченная пластика произвольных усилий, подведенная под
основу отображения образа мира есть искусство. С этих позиций можно
утверждать: рукотворное преобразование образов мира в художественные
пластические ритм звуков, цвета, линий и форм несет в себе не просто
эстетическую красоту для наших органов чувств, но и технологии раскрепощения
закодированных в частотно-ритмические структуры видовых психомоторных
программ. В широком плане речь идет о технологиях биогенетического
воспроизводства изt поколения в поколение сугубо человеческой утонченной
чувствительности — готовности к синхронизирующим настройкам на
гармонические, в т. ч. и рукотворные структуры внешнего мира. В конечном же
счете речь идет о воспроизводстве и под держании в человеке
богочеловеческого чувства прекрасного в структуре нашего сознания.
Данный теоретический вывод был подтвержден следующим исследованием. В
течение годичного цикла одна группа 6-ти летних детей занималась
пластическим каллиграфическим письмом с помощью чувствительного к утонченным
произвольным усилиям остроконечного пера. Другая группа занималась с помощью
слабо чувствительного к утонченным усилиям письма шариковой ручкой. После
этого дети были обследованы на предмет особенностей их
чувственно-эстетических установок (потребностей) на гармонично-пластические
образы мира, - с одной стороны, на судорожно-испульсивные, - с другой.
В итоге оказалось, что 73% детей, занимавшихся в режиме
моторно-пластического художественно-каллиграфического
письма предпочитали те художественные ценности, которые основаны на гармонии
и пластике. Такие дети тянулись к мелодичной задушевной музыке, к
пластическим формам и утонченным узорам и т. д. Эти дети отвергали различные
проявления сюрреализма, абстракционизма, рок-музыки и т. д.
Совершенно обратная тенденция выявлялась среди детей, занимавшихся
моторно-закрепощенным письмом шариковой ручкой.
Полученные данные позволяют подвести "биогенетическую логику" - логику
закрепощенных нейродинамических ритмов под возникшие на этапе XX столетия
различные "модернистские" течения в искусстве и музыке (абстракционизм,
рок-музыку и т. д.)
В широком плане речь идет об видовом, психомоторном феномене, возникшем в
ответ на воспроизводство новых поколений народа в режиме все возрастающей
психомоторной несвободы, в режиме закрепощения наших эндогенных
нейродинамических программ.
Возникновение рок-музыки и абстракционизма - это своеобразная установка
чувств (потребностей), вытекающих из всевозрастающего закрепощения
эндогенных художественно--пластических психомоторных биоритмов.
Эти сведения дают основание, чтобы утверждать /следующее. Взлет высшего
человеческого духа психики, интеллекта и культуры, имевших место на этапе
XIX столетия, "ковался" предшествующими эпохами благодаря всей сумме
народного художественного рукотворчества. И особая роль здесь принадлежала
художественно-каллиграфическому письму.
Эпоха Просвещения и особенно на этапе ее технической информатизации, — это
эпоха забвения и разрушения внутренней и внешней художественно- пластической
среды, эпоха разрушения видовых художественных рукотворческих потенциалов с
тяжелыми необратимыми последствиями на нашу духовно-психическую конституцию.
Полученный комплекс экспериментально-теоретических выводов уже по "жизненным
показаниям" позволяет неотложно ставить вопрос о построении отечественной
школы не на основе различных стандартов технической информатизации, а на
основе раскрепощения оставшихся художественно- творческих потенциалов детей
и подростков. И особое место в этом мы отводим здесь овладению грамотой на
основе тонко чувствительного к произвольным усилиям остроконечного пера и
художественно-пластических одухотворенно-поэтических прописей-рисунков.
Здесь читайте:
Страница
Владимира Базарного
Педагогическая
литература
Владимир БАЗАРНЫЙ.
Методика и методология раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития
учащихся в структурах учебного процесса. Часть III. М. 1995
Владимир БАЗАРНЫЙ.
Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного
функционального и физического развития учащихся. Часть II. Сергиев
Посад, 1995
Владимир БАЗАРНЫЙ.
Нервно-психическое утомление
учащихся в традиционной школьной среде. М. 1995
Владимир БАЗАРНЫЙ. Школьный стресс и
демографическая катастрофа России. М. 2004
г.
|