Виссарион Никейский |
|
1400-1472 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Виссарион Никейский
Джоакино ди Джованни де Гигантибус. Виссарион Никейский — византийский церковный деятель, гуманист. Родился около 1400 г. в Трапезунде, умер 18 ноября 1472 г. в Равенне. Энциклопедически образованный человек, переводчик древнегреческой литературы, много сделал для пропаганды греческой культуры в Италии. Собрал большую библиотеку греческих рукописей, которую завещал Венеции. С 1437 г. архиепископ Никейский. Примкнул к латинофильской группировке византийской знати; считал необходимым союз Византии с Западом и предлагал пойти на компромисс с папством в целях совместной борьбы против турок; способствовал заключению на Флорентийском соборе 1438-1445 годов унии между католической и православной церквями, которая, однако, была отвергнута в Византии почти всем духовенством и народом. Вынужденный эмигрировать, переселился в Италию, перешел в католичество и в 1439 г. стал кардиналом. После падения Константинополя в 1453 г. пытался организовать крестовый поход против турок. Содействовал браку Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI, с великим князем московским Иваном III. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 206.
Виссарион (Βησσαρίων) Никейский (имя при крещении — Василий, или Иоанн (?) (1399/1400 или 2 января 1403, Трапезунд — 18 ноября 1472, Равенна) — византийский церковно-политический деятель, философ. Учился в Константинополе, в частности у Георгия Хрисококка. В 1423 году становится монахом, затем диаконом, в 1431 году — священником в г. Мистре (Пелопоннес) и в 1436 — игуменом в Константинополе; в 1437 году рукополагается митрополитом Никеи. После перехода в католичество, в 1439—1472 годы — кардинал, с 1463 года — титулярный латинский патриарх Константинополя. Виссарион провел несколько лет (1431—36) в Мистре, чтобы заниматься с Георгием Гемистом Плифоном неоплатонической философией. Был одним из главных инициаторов Фераро-Флорентийского собора (1438—39), завершившегося унией латинско-католической и греко-православной церквей. Пришел к выводу («Догматическая речь об унии») об идентичности греческого и латинского толкования тринитарной формулы и необходимости упоминания в догмате об исхождении Святого Духа имени Сына (filioque). Вскоре после Ферраро-Флорентийского собора возвращается на Запад. В 1450—1455 годы — папский легат в Болонье; дважды (1455 и 1471) был кандидатом на папский престол. Как гуманист привлекал большое внимание современников, образовавших вокруг него ученый кружок, названный «Виссарионовской Академией» (Academia Bessarionis). Собрал огромную библиотеку (482 кодекса), составившую после его смерти основу коллекции рукописей Библиотеки св. Марка в Венеции («Марчианы»); сам занимался перепиской книг и редактированием текстов. Наследие Виссариона включает в себя богословские, философские и риторические сочинения, а также переписку. В разгоревшихся острых спорах приверженцев Платона и Аристотеля Виссарион занимал умеренную позицию, хотя критиковал сторонника радикального аристотелизма Георгия Трапезундского (трактат «Против фальсификатора Платона» в четырех книгах). Греко-латинской полемике по догматическим вопросам об исхождении Св. Духа, правилах таинства Евхаристии и др. посвящено «Окружное послание грекам» (1463); риторические и полемические трактаты адресованы членам императорской фамилии и направлены против турок. Среди переводов Виссариона на латынь — «Воспоминание о Сократе» (Апомнемоневмата) Ксенофонта, речи Демосфена и особенно «Физика» Аристотеля, изложенная в шести книгах. M. В. Бибиков Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 404-405.
Виссарион Никейский (Bnssarion; ок. 1403 - 18.XI.1472) - византийский церковный деятель, гуманист. С 1437 года - архиепископ Никейский. Получил образование в Константинополе, а затем в Мистре, в школе Георгия Гемиста Плифона. Примкнул к латинофильской группировке византийской знати и стремился к союзу с Западом, соглашаясь на политические и догматические уступки в целях совместной борьбы против турок; способствовал заключению Флорентийской унии 1439 года. По возвращении, в Константинополь враждебно встреченные вожди латинофилов были вынуждены эмигрировать. Виссарион Никейский переселился в Италию, перешел в католичество и в 1439 году стал кардиналом (выдвигал свою кандидатуру на папский престол). Энергично агитировал в пользу нового крестового похода против турок и, добиваясь союза с Русским государством, содействовал заключению брака Ивана III Васильевича с Софьей Палеолог. Будучи энциклопедически образованным гуманистом, Виссарион Никейский много сделал для пропаганды греческой культуры в Италии, переводил Аристотеля, Ксенофонта и других; написал в защиту Платона книгу, направленную против Георгия Трапезунтского. Собрав большую библиотеку греческих рукописей, он завещал ее Венеции. A. П. Каждан. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963. Сочинения: Migne PG., v. 161. Литература: Садов А. И., Виссарион Никейский, СПБ, 1883: Удальцова З. В., Борьба партий в Византии XV и. и деятельность Виссариона Никейского, "Виз. врем.", 1949, т. 2; ее же, Борьба визант. партий на Флорент. соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии, там же, 1950, т. 3; Mohler L., Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd 1-3, Padeborn, 1923-1942: Moravcsik Gy., Byzantinoturcica, Bd 1, В., 1958. S. 229-230.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник). Сочинения:MPG, t. 161; Mohler L. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd. 1—3. Paderborn, 1923—42; Bernardinello S. Bessarione riassume la Fisica di Aristotele. — Scritti in onore di C. Diano. Bologna, 1975, p. 25—42. Литература:Садов А. И., Виссарион Никейский, СПБ, 1883: Удальцова З. В., Борьба партий в Византии XV и. и деятельность Виссариона Никейского, "Виз. врем.", 1949, т. 2; Удальцова З. В., Борьба византийских партий на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии, там же, 1950, т. 3; Удальцова 3. В. Философские труды Виссариона Никейского и его гуманистическая деятельность в Италии. — «Византийский временник», 1973, т. 35, с. 75—88; Удальцова 3. В. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского. — Там же, 1976, т. 37, с. 74—97; Di Napoli G. II cardinale Bessarione nella controversia tra platonici ed aristotelici. — «Miscellanea Francescana», 1973, vol.73, p. 327—350; Mioni E. Vila del Cardinale Bessarione. — «Miscellanea Marciana», 1991, vol. VI, p. 13-198. Mohler L., Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd 1-3, Padeborn, 1923-1942: Moravcsik Gy., Byzantinoturcica, Bd 1, В., 1958. S. 229-230.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |