Фуко, Мишель
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фуко, Мишель

1926–1984

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Мишель Фуко

Фуко (Foucault) Мишель (1926-1984) - французский философ. Отец - хирург, мать из семьи хирургов. Школьные годы Фуко приходятся на период фашистской оккупации. После войны - студент Эколь Нормаль в Париже, основной предмет его интересов в то время составляет психология; по воспоминаниям друзей, он выказывает также «живой интерес ко всем видам искусства». Среди тогдашних приятелей и будущих сокурсников по Коллеж де Франс - молодой музыкант Пьер Буле и Р. Барт.

Выпускные экзамены по философии Фуко сдавал у Л. Альтюссера, темой дипломной работы был Г.В.Ф. Гегель. Вскоре Фуко получает место ассистента по психологии в ун-те г. Лилля. По его собственным воспоминаниям, между 1950 и 1955 годами после интенсивной работы с текстами Ф. Ницше (а также М. Хайдеггера) произошел своего рода «переход в другую веру»: историцизм и идеализм Г.В.Ф. Гегеля кажутся теперь ему неприемлемыми. Вместе с тем главным объектом критики молодого Фуко являются такие дисциплины, как психология (получившая официальное признание лишь в 1953) и психопатология. В 1954 году выходит в свет его первое сочинение «Душевное расстройство и личность» (позднее Фуко отказывается от переиздания этой работы, считая ее незрелой). Психология, по мнению Фуко, описывает человека, используя набор произвольных категорий, о методологических границах которых никто более не задумывается. В каком смысле, например, в психопатологии можно говорить о «болезни»? Традиционное, «эссенциалистское» понимание болезни он отвергает, следуя своему учителю Жоржу Кангильему («Норма и патология», 1943). Из этих размышлений вырастет впоследствии работа Фуко о безумии, которая сразу же принесет ему известность («История безумия в классическую эпоху», 1961). В начале 1950-х годов Фуко два года работает психологом в психиатрической клинике Сент-Анн в Париже, где практикует его знакомый Жан Деле. Именно здесь у Фуко окончательно оформляется замысел книги, которая должна была бы показать, в какой мере наше суждение относительно безумия зависит от того понятия безумия, каковым мы при этом руководствуемся (что, разумеется, не означает, что самого безумия как такового не существует). Эту книгу Ф, пишет вне Франции. Разочарование в политике Шарля де Голля побуждает его согласиться на чтение лекций по французской литературе в ун-те Уппсала (Швеция). Вслед за этим следует такой же курс лекций в Варшаве. Продолжается интенсивная работа над рукописью. Параллельно ей Фуко переводит на французский язык кантовское сочинение «Антропология с прагматической точки зрения» и пишет к нему объемистое предисловие, которое вместе с исследованием о безумии входит в его диссертацию. Завершает свое исследование Фуко в 1961 году в Гамбурге, где в это время занимает пост директора Французского института. История безумия как археология была встречена ученой публикой, в частности французским психоаналитическим обществом, с известной долей неприятия. Напряженные отношения с психоаналитиками сохранятся у Фуко и к дальнейшем. В 1963 году выходят в свет еще две книги Фуко «Рождение клиники», или, как сам Фуко ее называл, «Археология врачебного взгляда». Это была попытка осмысления особой формы рациональности - медицинской рациональности. Как и во многих других своих работах, Фуко ограничивает анализируемый материал конкретным историческим периодом (в данном случае это 18 - начала 19 века) и опирается на определенный корпус текстов (высказывания современников относительно состояния научного знания и вытекающей из него практики). Новая организация больничного дела и систематические исследования трупов, утвердившиеся в это время, привели к возникновению нового врачебного взгляда и нового понимания болезни. Теперь дело идет не столько о больных, сколько о самой болезни, которая в качестве объективного состояния поражает любое тело. Скрывающуюся в теле болезнь «выдают» ее симптомы. Кроме того, «раскрытию», обнаружению болезни служит также медицинское вскрытие больного тела. Болезнь можно с равным успехом изучать и на мертвом, и на живом теле: они заменяют и дополняют друг друга. То обстоятельство, что определенная историческая эпоха видит одно, совершенно не замечая другого, свидетельствует об особой, присущей только ей форме рациональности. Нельзя говорить о рациональности и разуме вообще, считает Фуко, речь всегда должна вестись об исторически конкретном разуме и исторически конкретной рациональности.

Другая книга Фуко, вышедшая в 1963 году, посвящена французскому литератору Раймону Русселю. Чрезвычайно сложный поэтический язык этого автора всегда восхищал Фуко способностью делать слышимым то, что обычно не слышно, порождать категории, полностью нарушающие привычные схемы восприятия. Проблематизации подвергается самое отношение друг к другу слов и вещей: слова обозначают вещи, вещи постоянно ускользают от обозначения. В 1960-е годы Фуко неоднократно возвращается к представляющемуся ему чрезвычайно важным вопросу об опыте языка (отчасти работу тех лет отражает вышедший в 1994 в Париже сборник «Bits et Ecrits»), Фокус исследовательского внимания Фуко постепенно смещается с психологии, психиатрии и медицины в сторону археологии знания и теории дискурса. В 1965 году Фуко переезжает в Тунис, где получает возможность наблюдать политическую и культурную жизнь Франции со стороны, уподобляясь этнологу, изучающему нравы и обычаи некоего экзотического общества.

В 1966 выходит в свет монументальный труд Фуко «Слова и вещи». От первоначального названия - «Порядок вещей» - Фуко отказывается, поскольку во французской литературе оно уже занято. В течение одного года издается 20 тысяч экземпляров книги - для философского сочинения цифра исключительная! Критики сразу же причисляют Фуко к структурализму. Следует сказать, что это наименование, прочно закрепившееся за определенным стилем мышления с первого момента появления его на культурной сцене, самими представителями данного стиля, как правило, не принималось. Уместно все же выделить две черты, характерные для работ этого типа, (1) В методологическом плане речь шла не о том, чтобы проанализировать некий объект исследования или некую область знания с точки зрения содержания, а о том, чтобы выявить в них формальные структуры, функциональные отношения и связи между отдельными элементами. (2) В политическом плане за структуралистскими работами стояло желание создать противовес марксизму. Структуралисты стремились показать ограниченность и относительность марксистской теории, представлявшей экономические структуры в качестве центральных и сущностно необходимых, выступающими и как условие Отчуждения человека, и как условие снятия этого отчуждения. В 1970-х годах имел место повальный отход французских интеллектуалов от марксизма. В 1966 году, когда появилась книга Фуко, структуралистский подход самого Фуко, а также Р. Барта, Ж. Лакана, К. Леви-Стросса, уже стал интеллектуальной модой. Ж.-П. Сартр мог сколь угодно негодовать на Фуко, утверждая, что такие, как он, составляют последний оплот буржуазии. Фуко лишь смеялся в ответ: «Плохо дело буржуазии, если ее оплот такие, как я». В это время даже футбольные тренеры заявляли о необходимости реорганизовать свои команды в согласии со структуралистскими принципами.

Итак, «Порядок вещей» (словосочетание, часто встречающееся у И. Канта) представлял собой еще одно историческое исследование Фуко, и объектом его вновь была эпоха 18 - начала 19 веков. Однако на этот раз Фуко сосредоточивает внимание не на конкретных практиках и институтах, какими являются психиатрия и клиника, а на форме знания данной эпохи, в частности знания о «труде», о «жизни» и о «языке». Фуко описывает изменение формы знания от Ренессанса до классической эпохи и от нее до порога современности, т.е. до И. Канта. Кантовской идее трансцендентального знания как знания априорного всякому опыту Фуко противопоставляет идею «сериального» знания. Трансцендентальное знание представляет собой, согласно Фуко, всего лишь момент в некоторой серии сменяющих друг друга форм знания, особый период в истории мышления, которое само по себе является принципиально открытым для различных типов опыта, в том числе и для тех, которые в определенные эпохи могут показаться немыслимыми. Поэтому говорить можно только об историческом a priori.

«Слова и вещи» были уникальной попыткой преодоления традиции, полагающей человеческому субъекту определенные трансцендентальные границы. Заявление Фуко о «смерти человека» (или о «смерти субъекта»), встреченное шквалом критики и ставшее причиной множества недоразумений, в действительности было направлено против раз и навсегда заданного определения человека, оно утверждало фундаментальную открытость человека иным типам опыта, которые не могут быть схвачены средствами сегодняшней рациональности. В 1979 году, беседуя с Дж. Серлем, сам Фуко дистанцируется от своих тогдашних драматических заявлений о феномене человека.

После публикации «Слов и вещей» имя Фуко постоянно остается в сфере общественного внимания. Его собственно философская деятельность в этот период носит публичный характер. Вместе с тем Фуко почти не принимает участия в бурной политической жизни Франции, кульминацией которой стали майские события 1968 года. В 1969 году выходит в свет его главный и все еще не оцененный по достоинству труд - «Археология знания». Помимо теоретико-познавательных размышлений Фуко довольно подробно излагает в этой книге суть своего «археологического» метода, состоящего в расшифровывании истории с помощью анализа тдискурсов и исторического описания различных дискурсивных образований. «Археологией» Фуко называет свой метод потому, что задачей его является обнаружение под поверхностью явлений устойчивых структур, выражением которых являются дискурсы. Одну из возможностей применения нового метода Фуко видит в «археологическом описании сексуальности». Такой проект Фуко действительно пытается осуществить в книге «Воля к знанию» (задуманной как первый том «Истории сексуальности»), которая должна была появиться в 1976 году. Работа эта, впрочем, имеет отношение уже к третьей группе проблем, находящихся в поле внимания Фуко, а именно проблем, связанных с отношениями власти. Такое смещение исследовательского фокуса отчетливо обозначилось в знаменитом выступлении Фуко при инаугурации в Коллеж де Франс в начале декабря 1970 года. Выставляя кандидатуру на пост заведующего кафедрой «истории мыслительных систем» (его соперником в борьбе за место был П. Рикер), Фуко разворачивает перед слушателями программу действий - анализ различных способов воздействия власти, обнаружение и отслеживание даже самых незначительных их проявлений (микрофизика власти).

Помимо преподавания, Фуко занимается деятельностью довольно необычной для провозвестника «смерти человека», - он становится одним из основателей организации помощи заключенным. Этот личный опыт нашел отражение в вышедшем в 1975 году новом исследовании Фуко «Надзирать и наказывать», посвященном истории становления тюрьмы и рассматривавшем функционирование властных отношений не только в рамках пенитенциарной системы, но и за ее пределами. Техники дисциплинирования (и особенно техника надзора) в любом общественном институте данной эпохи - будь то тюрьма или фабрика - структурно не отличаются друг от друга. Параллельно этим техникам идет становление определенного знания о человеке и выработка норм поведения, обязательных для всех членов общества (см. Дисциплинарное общество). Описание Фуко было настолько убедительным, что у многих невольно возникал вопрос: а возможно ли вообще к.-л. рациональное противостояние этим структурам или же любая попытка сопротивления заранее обречена на провал? Сам Фуко верил, что знание об исторических формах власти уже содержит в себе возможность дистанцироваться от них и в конечном итоге может способствовать их изменению. В работе «Воля к власти», непосредственно примыкающей к «Надзирать и наказывать», Фуко вводит различение между непостоянными, изменчивыми отношениями власти и устойчивыми отношениями господства. Задача, по Фуко, состоит не в том, чтобы устранить власть как таковую, а в том, чтобы препятствовать установлению отношений господства. Осуществить эту задачу можно только одним способом: всячески поддерживая отношения власти и сохраняя их прозрачность и изменчивость.

Вполне определенные властные отношения связаны, например, с феноменом сексуальности. Фуко здесь интересует, прежде всего, связь сексуальности с истиной. Фуко намеревался продолжить свое исследование историческим анализом женской, детской и перверсивной сексуальности. Этот проект так никогда и не был реализован. Отговоркой Фуко было то, что проект ему «наскучил». Он продолжает сохранять интерес к теме самой по себе, но заявляет о своем равнодушии к совр. формам сексуальности. Известную долю надежды ему внушает эпоха античности, ставившая, по его мнению, акцент не на сексуальности, а на эротике. Одновременно Фуко открывает для себя историческое поле рефлексии, связанное с проблемой, которая его давно волнует: как (если вообще) субъект, подчиняющийся определенным структурам власти, может противостоять им и конституировать самого себя? Путь, который привел Фуко к этим размышлениям, был достаточно долог.

В конечном счете, можно констатировать еще одно (четвертое и последнее) смещение исследовательского фокуса Фуко - от анализа властных отношений к вопросам этики и искусства жизни. В 1984, после восьми лет напряженной работы, выходят в свет два тома - «Пользование удовольствиями» и «Забота о себе» - как продолжение проекта «Сексуальность и истина», последний том которого («Признания плоти») тематизировал переход от античности к христианству. Фуко считает, что в эпоху античности основой нравственного идеала была не формальная общая норма, а индивидуальная, личностная позиция. Здесь Фуко, как и всегда, не дает никаких рецептов, никаких прямых ответов на вопросы современности, но в самом способе вопрошания, к которому он прибегает, все же можно распознать некоторые перспективы нового этического подхода. Новая этика представляется Фуко «искусством жизни», «эстетикой существования», непосредственно связанной с той формой, которую индивид придает своей жизни, с тем выбором, который он для себя делает, дабы не быть нивелированным нормой и конвенцией. Эта этика тщательно бережет свой критический потенциал и прорабатывает возможности иного бытия и иного мышления, что имеет не только индивидуальное, но и общественное значение. Работа по созданию новой этики, новой техники существования, начало которой было положено античными философами, есть работа индивидов, институты здесь бессильны.

В последние годы жизни Фуко преподает в ун-те Беркли в Калифорнии. Его популярность растет. Некоторое время он достаточно увлеченно играет роль «суперзвезды», затем, узнав, что неизлечимо болен (синдром приобретенного иммунодефицита), Фуко отдает предпочтение одиночеству. Последним жестом Фуко было указание секретарше разослать письма следующего содержания: от имени Фуко сообщалось о его согласии принять все последние приглашения (речь при этом шла о множестве одновременных выступлений в разных местах).

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 345-347.

Сочинения: Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977; Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996; История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997; Забота о себе. История сексуальности. Т. 3. Киев, 1998; Рождение клиники. М., 1998; Надзирать и наказывать. М., 1999; Это не трубка, М., 1999; Интеллектуалы и власть: Статьи и интервью. Ч. 1-3. М., 2002-2006; Археология знания. СПб., 2004; Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. СПб., 2004; Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1975-1976 уч. г. СПб., 2005; Ненормальные: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1974-1975 уч. г. СПб., 2005; Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1981-1982 уч. г. СПб., 2007; Психиатрическая власть: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1973-1974 уч. г. СПб., 2007; Dits et ecrits. V. 1-4. P., 1994.

Литература: Делез Ж. Фуко. М., 1998; Рыклин М. Сексуальность и власть: антирепрессивная гипотеза Мишеля Фуко //Логос. 1994, № 5.; Эрибон Д. Мишель Фуко, М., 2008; Dreyfus Н., Rabinow P. Michel Foucault: Beyound Structuralism and Hermeneutics. Chicago, 1982.


Вернуться на главную страницу Мишеля Фуко

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС