Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб |
|
1762-1814 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иоганн Готлиб Фихте
Фихте в РоссииФИХТЕ В РОССИИ, Взгляды Фихте как наиболее выдающегося ученика И. Канта были известны в России уже с начале XIX века. В 1804 году Петербургская академия даже готовилась сделать его своим действительным членом. Философия Фихте привлекала высотой требований к нравственности, необычайным оптимизмом своих выводов. В России в начале века жил и работал ученик Фихте профессор Шад. Первое непосредственное знакомство русских с Фихте относится ко времени Заграничных походов 1813-1814 годов. В «Речах к немецкой наши» они разглядели начало народности, призыв отыскать в своей истории самобытное Я. Влияние Фихте, выразившееся в идеях борьбы с монархическим строем, чувствуется в работах Герцена, Чаадаева и особенно Белинского. Кроме того, Фихте оказал влияние на формирование мировоззрения М. А. Бакунина, который в свою очередь ознакомил русскую интеллигенцию с работами крупнейших немецких философов. Однако значительно большим влиянием в России пользовалась философия Шеллинга (см. Шеллинг в России), а не Фихте. Одна из причин заключается в том, что в русской философии часто акцент делался на проблемах не гносеологии, а онтологии. Фихтевское трансцендентальное или абсолютное Я воспринималось больше как чувственно-телесное, в крайнем случае как «Святое» или «Божественное Я», само введение в научный обиход которого рассматривалось в качестве самого высокого подвижничества. Белинский прямо констатировал, что «фихтеанизм понял как робеспьеризм и в новой теории чуял запах крови». Но Белинский писал и другое, объясняя причину разрыва с гегелевской философией. С одной стороны, он не хотел заниматься «пропагандой всеобщего» в ущерб индивидуальному, личности, а с другой - не мог пожертвовать индивидуальным ради земного воплощения этого «всеобщего». Фактически, желая освободить науку «от призраков» трансцендентализма и теологии, Белинский воспринимал фихтевское Я в качестве каменотеса разума, как бы «сколачивающего» из сырого неразумного материала право и нравственность. Чаадаев был одним из первых, кто пытался дать оценку теории познания Фихте. Оценивая фихтеанство как «самонадеянную философию», сам он больше склонялся к Канту. Фихте, по Чаадаеву, придал Я «преувеличенные размеры», в силу чего не завершил своего построения. К концу XIX века, в связи с ростом интереса к Канту в России, в достаточной степени утверждается и философия Фихте. Многие русские философы, считавшие себя учениками Канта и Шеллинга, так или иначе пытались определить место Фихте в истории философии. Но русское фихтеанство, как и вся русская философия в целом, никогда не концентрировалось на проблемах чисто историко-философских. В диссертации «Этика Фихте» (1914) Вышеславцев фактически отстаивает свою оригинальную антропологию, вырастающую, как ему кажется, из фихтевской постановки проблемы динамики духовной субстанции. Вышеславцев подчеркнул моменты иррационализма у Фихте, глубокую устремленность последнего к Абсолютному, которое «не дано в понятиях». Двумя годами раньше с большой статьей о Фихте выступил И. А. Ильин. В ней он констатировал противоречие между гносеологией Фихте и религиозным миросозерцанием. Истолковав абсолютное Я как Божественное Я и поместив это последнее в самые «недра человеческого духа», Ильин пришел к идее «множественности Божества», которой у самого Фихте не было. «Сам по себе безусловно существует только Единый Бог», — писал Фихте, подразумевая что Абсолютное Я есть только образ Бога. По-своему воспринимал Фихте Бердяев. Он обвинял Фихте в том, что его этика, как мораль «рода», является насквозь буржуазной по своему духу. Фихтевское Я, по Бердяеву, несвободно от «материальной тяжести этого мира», оно ничего не знает о «Третьем завете», об антропологическом откровении. Но предложенная самим Бердяевым философия «аристократов духа» означает серьезное отступление на позиции нем. романтиков с их культом гениальности и индивидуальной свободы. «Неофихтеанство» в России не получило широкого распространения. Если оно и имело место, то в основном в рамках трансцендентально-логического идеализма. Это течение объединяло русских философов, работавших в семинарах В. Виндельбанда, Э. Гуссерля, Г. Риккерта, П. Наторпа и группировавшихся вокруг международного журнала«Логос». В послеоктябрьское время в России были изданы некоторые труды Фихте, вышло несколько монографических исследований, раскрывающих различные стороны его философии и способствующих восприятию Фихте в контексте современной эпохи. Выделяются груды Гайденко, которая раскрыла эволюцию теоретических взглядов Фихте, увязав ее с попыткой освободиться от присущих понятию свободы внутренних противоречий. Продолжая логико-трансцендентальную традицию русской философии, с 1992 года в России функционирует «Общество И. Г. Фихте». Уфимские и московские философы совместно организуют и проводят конференции, посвященные изучению способов осознания систематического единства знания, исследованию перспектив применения результатов наукоучения к отдельным наукам, анализу совр. положения в мире. А. В. Лукьянов Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 733-734. Литература: Ойзерман Т. И. Философия Фихте. М, 1962; Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М., 1979; Она же. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990; Лукьянов А В. Проблема духовного «Я» в философии И. Г. Фихте. Уфа, 1993; Фихте в России. Оренбург, 1996; Философия Фихте в России. Спб., 2000. Вернуться на главную страницу Фихте
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |