Шеллинг Фридрих Вильгельм
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шеллинг Фридрих Вильгельм

1775-1854

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Фридрих Вильгельм Шеллинг

Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм (1775-1854), немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей. Метод усмотрения этого единства — интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство — высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности («Система трансцендентального идеализма», 1800). Абсолют — недифференцированное тождество природы и духа, субъекта и объекта. Через самораздвоение и саморазвитие абсолюта осуществляется его самопознание. Источник зла — свободное отпадение человека от абсолюта; предпосылкой этого Шеллинг вслед за Я. Беме считал наличие «темной основы» в Боге.

+ + +

Шеллинг (Schelling), Фридрих Вильгельм Йозеф (1775- 1854) — немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Окончил духовную семинарию и Тюбингенский теологический институт, где изучал философию и богословие. В Лейпциге изучал математику и естествознание. В 1798 г. был по инициативе Гёте приглашен в Йенский университет, где заведовал кафедрой философии до 1803 г. В Йене Шеллинг написал свои важнейшие сочинения по натурфилософии и познакомился с Фихте, Шиллером, Гёте. 

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 515.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Видный представитель немецкого классического идеализма (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философ-идеалист (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Румянцева Т.Г. Один из виднейших представителей немецкой трансцендентально-критической философии (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Гайденко П. П. Был увлечен идеями Французской революции (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Гайденко П. П. В философии Шеллинга выделяют несколько периодов (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Голубев А. Н., Гулыга  А. В. Шеллинг в России (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Асмус В.Ф. Первоначально обосновывал необходимость историко-критического исследования Библии (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976).

Немецкий философ (Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас").

Далее читайте:

Шеллинг Ф. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки (Статья В. В. Бибихина о работе молодого Ф. Шеллинга).

Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма (Статья П.П. Гайденко о сочинении Шеллинга).

Мифологическая школа - научное направление , возникшее в эпоху романтизма.

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Сочинения:

Философия искусства. М., 1966

Сочинения, в 2-х тт. М., 1987–1989

Samtliche Werke, Abt. 1 (Bd. 1-10) - 2 (Bd. 1-4). Stuttg.-Augsburg, 1856-61;

Werke, neue Aufl., Bd. 1—6. Munch., 1956-60; в рус. пер.: Философские письма о догматизме и критицизме.— В сб.: Новые идеи в философии, 12. СПб., 1914;

Об отношении изобразительных искусств к природе,— В кн.: Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934;

Литература:

Фишер К. История новой философии, т. 7. СПб., 1905; Лазарев В. В. Шеллинг. М., 1976; Он же. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990; ГулыгаА. В. Шеллинг. М., 1982; Sneeberge G. F. W. J. v. Schelling. Eine Bibliographie. Bern, 1954; Jaspers K. Schelling. GroBe und Verhangnis. Miinch., 1955; Schilz W. Die Vollendung des deut- schen Idealismus in der Spatphilosophie Schellings. Stuttg., 1955; Schel- ling-Studien, hrsg. v. A. M. Koktanek. Miinch.—W., 1965; Jahnig D. Schelling, Bd. 1-2. Pfullingen, 1966-69; Heidegger M. Schellings Ab- handlung iiber das Wesen der menschlichen Freiheit (1809). Tub., 1971; Actualite de Schelling... publ. par G. Planty-Bonjour. P., 1979; Tike H. «Identitats»-Philosophie heute und bei Schelling, Meisenheim am Glan, 1979; Schmidig D. Einheit und Totalitat in Schellings Philosophiekon- zept.— Einheitskonzepte in der idealistischen und in der gegenwartigen Philosophie. Bern—Fr./M.—N. Y.— P., 1987.

См. также лит. к ст. Философия Откровения.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС