Гайденко Пиама Павловна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гайденко Пиама Павловна

р. 1934

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Пиама Павловна Гайденко

Гайденко Пиама Павловна (30.01.1934, с. Николаевка Донецкой обл.) - специалист по истории философии, философии и истории науки, философии культуры. Доктор философских наук, профессор, член-корр. РАН (с 2000). Окончила философский факультет МТУ (1957) и аспирантуру (1962) того же факультета. Докторская диссертация — «Эволюция понятия науки с VI века до н. э. по XVI век» (1982). Работала на философском факультете МГУ, в Институте истории естествознания и техники АН СССР (1969-1988), в Институте философии АН СССР (РАН) (с 1988), где возглавляла сектор исторических типов научного знания; в настоящее время - главный научный сотрудник института. В центре внимания Гайденко в начальный период деятельности - проблемы человека, истории и культуры в их взаимосвязи. Отношение к истории мысли как к драме идей и драме человеческого существования представлено в контексте философской биографии - в работах о философии М. Хайдеггера, С. Кьеркегора. Отталкиваясь от проблем о судьбах западной цивилизации, как они представлены в ментальности совр. западноевропейской философии и культуры, Гайденко переходит к исследованиям, связанным с проблемой рациональности и ее истоками в западноевропейской науке, с логикой и историей трансформации рациональности, ее культурных типов. На материалах истории науки, ее эволюции в эпоху античности и Нового времени ставится вопрос о содержании концептов «рациональность», «научная рациональность», их трансформациях в Средние века, эпоху Возрождения и Новое время, об онтологическом фундаменте истории развития знания, методологии его философской рефлексии. В этом контексте Гайденко анализирует также идеи и аргументацию русского идеализма – В. С. Соловьева, Франка, Флоренского, Булгакова, Бердяева, П. Б. Струве. Поиском субстанциональности и ее «рациональной меры» определяется, по мнению Гайденко, потенциал русской философии Серебряного века, которая исследуется в ее работах в контексте европейской философии XVIII- XX веков, начиная с эпохи Просвещения и кончая неокантианством, философией жизни, феноменологией. Ключевая для Гайденко как исследователя — фигура В. С. Соловьева. Его романтический эстетизм характеризуется как один из истоков культуры Серебряного века (символизма, в частности), а хилиастическая утопия «посюстороннего преобразования вселенной», объединившая Достоевского с Соловьевым, как мощный импульс духовного обновления, движения к «новому религиозному сознанию». Этапом в интеллектуальном поиске Гайденко стала тема «новой онтологии», представленная как синтез рационально-гуманистической, экзистенциальной и феноменологической установок в философии XX века. Она не принимает характеристику современной философии как постметафизической, т. е. утверждающей в качестве единственной реальности и сущего процесс становления, превращения, творчества нового. По ее мнению, проблема бытия приобретает в современности новое звучание, без ее решения невозможно преодолеть господства деонтологизированной субъективности, продуктом которой является активизм Нового и Новейшего времени в двух его вариантах - социального революционаризма и технократической воли к полному переустройству». Возрождение онтологической тематики, по мнению Гайденко, предполагает рассмотрение человека и человеческого не по принципу его частности, партикулярности, но как способ бытия; тем самым открывается возможность освободиться от иллюзии полной автономности, бесконечного могущества человека, «я» которого как абсолютный субъект деятельности противостоит всему сущему как объекту для овладения и использования.

Е. Л. Петренко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 123.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Экзистенциализм и проблемы культуры. М., 1963; Трагедия эстетизма. К характеристике мировоззрения С. Кьеркегора. М., 1970 (М., 2010); Философия Фихте и современность. М., 1979; Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. М., 1980; Эволюция понятия науки. XVII-ХVIII вв. М., 1987; Прорыв к трансцендентному. Новая философская онтология XX века. М., 1997; История греческой философии в ее связи с наукой. М., Спб., 2000; История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., Спб., 2000; Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; Научная рациональность и философский разум. М,, 2003; Время. Длительность. Вечность. М., 2006; Философские науки: Методология и история конкретных наук. М., 2007; Проблема времени у Мартина Хайдеггера // Vivit virtus. М„ 2011; Наука и христианство: противостояние или союз? // Метафизика. Научный журнал. 2011. № 2.

Литература:

Маколкин А. Опыт прочтения Керкегора в России и Советском Союзе; от Льва Шестова до Пиамы Гайденко // Философские науки. 2004. № 1.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС