Кузен Виктор |
|
1792—1867 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Виктор КузенКузен Виктор (1792—1867) — французский философ-идеалист, эклектик. Утверждал, что любая философская система может быть создана из «истин», содержащихся в различных учениях. Философия Кузена представляет собой эклектическое соединение таких «истин», заимствованных из идеалистической системы Гегеля, «философии откровения» Шеллинга, монадологии Лейбница и других идеалистических учений. Являясь противником материализма, он разделял взгляды о боге как творце вселенной, признавал существование потустороннего мира, призывал к примирению философии и религии. Учение Кузена оказало влияние на последующее развитие идеалистической философии во Франции. Основное сочинение — восьмитомный «Курс истории философии» (1815—1829). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 210.
Кузен (Cousin) Виктор (28.11.1792, Париж,— 14.1. 1867, Канн), французский философ-идеалист и политический деятель. Философские взгляды Кузена формировались под непосредственным влиянием П. П. Руайе-Коллара и Μ. Ф. Мен де Бирана и в целом носят эклектический характер. Кузен утверждал, что все философские истины уже высказаны, поэтому задача философии заключается лишь в критическом отборе истин из прежних философских систем на основе «здравого смысла». Кузен боролся против сенсуализма и материализма, особенно французского материализма 18 века. Он способствовал популяризации истории философии и развитию интереса к ней. Кузену принадлежат переводы Платона на французский язык; он издавал сочинения Прокла, Абеляра, Паскаля, Декарта и других мыслителей. Кузен познакомил французских читателей с философией Канта, Шеллинга, Гегеля. Маркс относил Кузена к числу «истинных истолкователей» «трезво-практического буржуазного общества» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 8, с. 120) и называл его «слабым эклектиком» (см. там же, т. 27, с. 376). Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Oeuvres, v. 1—16, P., 1846—51; Du vrai, du beau et du bien, Р., 1904!». Литература: Tэн Н., Франц. философия 1-й пол. XIX в., пер. с франц ПБ, 1896, гл. 4—8; Janet Р., V. Cousin et son oeuvre, P., 1885; Cornelius Α., Die Geschichtslehre V. Cousins unter besonderer Berücksichtigung des hegelschen Einflusses, Genera — P., 1958.
Кузен (Cousin) Виктор (28 ноября 1792, Париж – 13 января 1867, Канны) – французский философ, основатель философского течения эклектизма. Преподавал в ведущих учебных заведениях Франции – лицее Карла Великого, Эколь Нормаль и Сорбонне, министр общественного просвещения (1840), член французской Академии и пэр Франции. На формирование его взглядов большое влияние оказала философия Мен де Бирана, представителей шотландской школы и немецкой классической философии (в особенности Шеллинга и Гегеля, с которыми его связывали личные дружеские отношения). Эклектизм Кузена представляет собой попытку соединения различных философских доктрин (сенсуализма, идеализма, скептицизма и мистицизма). Философия его строится на основе психологии, поднимаясь затем до онтологии, утверждающей тождество бытия и мышления («Истина, Прекрасное и Благо» – Du vrai, du beau et du bien, 1853). Соглашаясь с учением Канта о взаимоотношении априорного и опытного знания, Кузен принимал учение Мен де Бирана о тождестве личности с волей, подчеркивая, что человеческому сознанию изначально присуща спонтанность. Под влиянием Гегеля усматривал критерий истины в абсолютном разуме, получаемом индивидом от высшего Бытия. Свое учение о нравственности Кузен основывал на понятии свободы, существо которой он связывал с долгом, а ее основание видит в бессмертии души. Философия и религия выступают для него в качестве «двух бессмертных сестер». Политическим идеалом Кузена была конституционная монархия, и он крайне негативно относился к революционным идеям и принципам всеобщего равенства («Справедливость и Милосердие», 1848). В своих курсах лекций и целой серии работ («Курс истории философии», в 5 т., 1841; «Курс истории моральной философии в 18 в.», в 4 т., 1839–42; «Философские фрагменты», в 4 т., 1826) Кузен выступил основателем историко-философской науки во Франции. Широкую известность ему принесли его исторические сочинения, в частности «Французское общество в 17 в.», «Юность Мазарини» и др. M.M. Федорова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 338-339.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Oeuvres complètes, v. 1–16. P., 1846–51. Литература:Janet P.V. Cousin et son oeuvre. P., 1885; Barthélémy Saint-Hilaire, V.Cousin. Sa vie, sa correspondance, 2 vol. P., 1895; Ody H.J. V.Cousin. Karlsruhe, 1933.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |