Заур Маргиев |
|
2009 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Заур МаргиевАбхазияИсторико-географический и этнографический очеркРанее читайте:Многочисленные развалины церквей... Мусульманство начало распространяться в крае... (Восточный берег Черного моря) В минувшую восточную Севастопольскую войну... (Пицунда). Историческая справкаСамурзакань. Самый крупный административный участок, входящий в состав Абхазии. Расположен между рекой Гализга и Ингури.
Карта № 31 Карта Абхазии и Самурзакани 1884 г. По официальным сведениям, взятым с «Кавказского календаря» 1892 г., население Самурзакани составляло 30.529 человек. Во времена Российской империи Абхазия, в административном отношении образовывала Сухумский округ, состоявший из 4 административных участков: Гудаутскаго, Гумистинскаго, Кодорскаго и Самурзаканскаго. Население Самурзакани состояло и состоит из племен абхазского происхождения со значительной примесью мингрельскаго элемента. Центром его управления служило местечко Окум. Население Абхазии в те годы было сосредоточено исключительно по береговой полосе. Хотя в более ранние времена, поселения существовали повсюду в горах. Наиболее значительными из них были поселения Псхувцев, в долине реки Бзыби, Цебельдинцев и Дольцев в долине реки Кодора. После окончательного покорения Кавказа Российской империей, около 1864 года, население этих долин целиком эмигрировало в Турцию, и места их бывших аулов опустели. (Фото № 410)
Фото № 410. Абхазцы, переселившиеся в Турцию. Исключение составила Цебельда – которая была быстро заселена различными пришлыми народами, преимущественно греками и армянами. Коренное население Абхазии, по исследованиям барона Услара, Загурскаго, Люлье и др., принадлежит к совершенно самостоятельному племени, стоящему особняком среди других племен Кавказа. В 90 гг. XIX века коренное абхазское население занимало лишь Гудаутский (до 15,000 чел.), Кодорский (до 16,000 чел.) и 2–3 незначительные деревни Гумистинского района. Таким образом, общее число абхазского населения едва достигало 32 тысяч человек. Это все, что осталось от прежнего населения Абхазии, насчитывавшего в 30-х годах XIX в. – 50 тысяч, а в 60-х годах – более 70 тысяч человек. (Фото № 411)
Фото № 411. Домашний быт абхазцев. Что касается самурзаканцев, то об их происхождении в XIX веке существовало два взаимно противоположных мнения. В те годы одни утверждали, что «…Самурзаканцы представляют пеструю смесь разных народностей: абхазцев, мингрельцев, имеретин, гурийцев, грузин, переселившихся сюда в различные времена, основывая при этом свое мнение на языке самурзаканцев, представляющем особое наречие мингрельского языка. Другие же считают их народом абхазского происхождения, в который всего лет 200 назад, благодаря долговременному политическому влиянию на Самурзакань Мингрелии, вошел элемент мингрельский». (Фото № 412)
Фото № 412. Мингрельцы. Выдержка из газеты «Казбек» № 89 за 1897 г.: «Заметка природного самурзаканца, из числа образованных, может принести большую пользу, вызвав и другие мнения сведущих людей. Вот что пишет «Самурзаканец». В виду повторяющихся в печати неверных сведений я, как старый самурзаканец, позволю себе сказать несколько слов правды о самурзаканцах часто подвергающихся совершенно безосновательным нападкам. Самурзаканцы – народ абхазского племени, отделившийся от абхазцев в силу исключительно религиозных причин. До XIV века в Абхазии процветало православие, но с падением греческого владычества и с переходом юго-восточного побережья Черного моря во власть Оттоманской империи, все горцы впали в магометанство, за исключением самурзаканцев, твердо следовавших учению Христову. В силу этого, самурзаканцы, отделившись от родного народа абхазского, начали, понемногу сближаться с мингрельцами и усвоили их язык. В народной памяти сохранилось предание, что самурзаканцы сильно препятствовали проникновению магометанского учения в Абхазию и увещевали абхазцев не изменять веры отцов и дедов. Бесспорно, самурзаканцы абхазского происхождения, и среди них мингрельский элемент явился сравнительно очень недавно». «По народному преданию Сефер-бей был членом абхазского дома Шервашидзе и отвоевал эту страну у дадианов. Такие отношения продолжались до конца 1864 г., когда владетельный князь Михаил, за тайные сношения с турецким правительством, был изгнан из края, а в Абхазии, введено русское правление». Во второй половине XIX века интересы Российской империи на Кавказе ускорили процесс переселения горцев в Турцию известный в истории как мухаджирство. Это началось после насильственного переселения горцев Кавказа в Закубанский край. «Первостепенной задачей в деле покорения кавказских племен было устройство казачьих станиц за Кубанью. В 1841 г. было положено начало лабинской линии с постройкой на реке Лабе казачьих поселений и возведением нескольких укреплений. Государственные интересы России заставили ее предпринять, одновременно с действиями военными, систематическую колонизацию казаками обширного и плодородного Закубанскаго края. Эта политика получила впоследствии значительное развитие и привела к окончательному покорению западного Кавказа. (Фото № 413)
Фото № 413. Казаки на страже. Предпринятые Россией военные действия вынудили абадзехов[3] принять 20 ноября 1859 г. присягу на русское подданство. Покорению этого сильного, многочисленного и влиятельного племени придавали тогда большое значение. Предполагалось, что их примеру последуют и все остальные черкесские племена. Но последующие события показали ошибочность подобных прогнозов. Абадзехи только временно прекратили набеги, считая себя совершенно независимыми от России не пропуская ни одного русского в свои пределы, но при этом охотно давая у себя приют силам враждебно настроенным к Империи.[4] Акт изъявления покорности, каким его видела российская сторона, черкесы расценивали как договор, заключенный между двумя государствами: русским и абадзехским. В сентябре 1860 г. командующим войсками правого фланга русской армии на Кавказе был назначен генерал-адъютант граф Евдокимов. (Фото № 414) В это же время был выработан план по окончательному покорению и заселению казаками черкесских земель.
Фото № 414 Граф Евдокимов. Мнимая покорность абадзехов, продолжавших упорно настаивать на своей независимости от русской власти, служила убедительным доказательством невозможности довольствоваться простым заявлением покорности черкесских племен. Отсутствие флота на Черном море не позволяло России следить за взаимоотношениями горцев с Турцией, которая тайно поддерживала их, способствуя посылке в Черкесию своих и иностранных политических агентов.[5] В 1857 г. среди горцев западного Кавказа появился особый легион, состоявший главным образом из польских эмигрантов под начальством Теофила Лапинскаго (Тефик-бея). Сами по себе действия этого легиона и его эмиссаров не представляли угрозы интересам России. Но использование ими черкесов могло ослабить положение России в случае военных действий, как это было в Крымскую войну.[6] Эти соображения побудили князя Барятинского (фото № 415) покончить раз и навсегда с непокорными черкесскими племенами. Это было бы возможно только с колонизацией предгорий западного Кавказа и переселения горцев из ущелий и с берега моря на Закубанскую плоскость, где они окруженные казачьими станицами не имели бы возможности к вооруженным выступлениям. Не желавшие подчиниться этому требованию могли уйти в Турцию, правительство которой было согласно принять их и поселить на свободных землях. Граф Евдокимов выполнил этот план с необыкновенною энергией и последовательностью. В 1861 г. несколько отрядов двинулось в Закубанский край. Они должны были выбивать неприятеля из его убежищ, прокладывать дороги, прорубать просеки в лесах, строить станичные ограды и вообще подготовлять все необходимое для заселения края. Следом за войсками шли казаки-переселенцы и поселялись станицами на очищенных от неприятеля местах. (Фото № 416)
Фото № 415. Генерал-адъютант Князь Барятинский,
Фото № 416. Казак Кавказской линии.
Фото № 417. Черкесы на переходе в горах. К концу 1863 г. вся закубанская сторона была уже пройдена отрядами и занята обустройством линии станиц. Горцы боролись с необычайным ожесточением, и только после упорного сопротивления отступали, шаг за шагом к морю перед надвигавшимися войсками. (Фото № 417) Побежденные, но не покоренные, они уходили в Турцию, и только самое незначительное меньшинство согласилось поселиться на указанных местах за Кубанью. В начале 1864 г. отряды русской армии перешли в нескольких местах Главный Кавказский хребет для занятия приморского края. (Фото № 418)
Фото № 418. Казаки при стрельбе. Ожидалось сильное сопротивление, особенно со стороны убыхов, ставших руководителями сопротивления после разгрома абадзехов. Но силы черкесов, после стольких испытанных ими поражений и неслыханных бедствий, были вконец истощены. Регулярная царская армия почти беспрепятственно шла вперед, прокладывая дороги и тесня горцев к берегу моря. В середине мая колонны генералов князя Святополк-Мирскаго, Шатилова, Геймана и Граббе, встретились на земле общества Ахчипсоу в долине реки Мдзымты. 21 мая 1864 год. Это был день покорения западного Кавказа.
Фото № 419. Великий Князь
Михаил Николаевич Романов.
На поляне Кбааде, в присутствие главнокомандующего кавказской армией великого князя Михаила Николаевича (фото № 419), руководившего с начала 1863 г. военными действиями против черкесов, было торжественно отслужено перед соединенными отрядами благодарственное молебствование (прим. З. М. церковная служба) по случаю покорения западного Кавказа. Так окончилась вековая Кавказская война, и началось массовое переселение местных племен в Турцию. Обширный Закубанский край, бывший в течение долгого времени театром кровавой и упорной борьбы, перешел во владения Российской империи. С 1861 по 1864 г. сюда было переселено 111 казачьих станиц с 14.233 семействами. В то же время происходило выселение черкесов в Турцию. По заниженным официальным данным, число выселившихся с 1858 по 1865 г. через черноморские порты доходило до 470.753 человек. 22.491 человек эмигрировало из Большой и Малой Чечни. Всего с Кавказа переселилось за несколько лет 493.244 человека. Известно, что они расселялись по разным провинциям Турции в Европе и Азии. Часть их погибла от лишений, часть смешалась с местными жителями.[7] Полумиллионное племя, одаренное от природы блестящими способностями, храброе и мужественное, покоится, как выразился известный кавказовед и лингвист барон Услар на «кладбище народов»». Оставляя свою историческую родину, они все же не уходили с Кавказа. Для многих из них древняя земля Лазики стала второй Родиной.
Фото № 420. Хопа. Город на турецком побережье Черного моря.
Фото № 421.Шахин Аслан – каймакам турецкого г. Хопа.
Фото № 422. В семье у каймакама г. Хопы. Примечания [3] Одно из черкесских племен. [4] Сегодня история повторяется с точностью до наоборот. [5] Ничуть не уступала турецкой разведке британская агентурная сеть, активно действующая на Кавказе. См. приложение № 23 [6] Нечто подобное повторилось в 1911 г., когда на территории Турции был сформирован грузинский батальон «Лежион Табур». Подробнее см. в приложении № 24 «Свидетельствуют архивные документы». [7] Прим. З. Маргиева. Этот исторический факт нашел яркое подтверждение в сегодняшней жизни. В небольшом турецком городке под называнием Хопа, (фото № 420) расположенном невдалеке от турецко-грузинской границы живет человек, судьба которого напрямую связана с историческим прошлым Кавказа. Он потомок тех переселенцев, которые вынужденно покинули свою историческую Родину – Осетию. С 1866 г. его предки живут и работают в Турции. Шахин Аслан (осетинская фамилия – Накусаты), этнический осетин, каймакам г. Хопа. Здесь он обрел свою вторую Родину. Здесь, в Турции, переселенцы с Кавказа не утратили своей самобытности, своего языка, своей культуры, создав компактные осетинские поселения. (Фото № 421, 422) Далее читайте:Приложение. Свидетельствуют архивные документы. Заур Маргиев. Абхазия. Историко-географический очерк. Глава из книги «Батум во времена Османской империи». Саму книгу можно приобрести через Интернет: для жителей Грузии у автора zaur064@gmail.com или с сайт автора http://zaurmargiev.sitecity.ru Статья для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором. Далее читайте:Заур Маргиев (авторская страница). Абхазия (краткая историческая справка). Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, общежительный, в Абхазии. Питиунт, античный и средневековый город и порт на берегу Чёрного моря, на мысе Пицунда. Пицундский храмовый комплекс (краткое описание и иллюстрации). Экспонаты музея (краткое описание и иллюстрации). Хроника грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Бройдо А.И. Дорога, ведущая к храму, обстреливается ежедневно. Документальная повесть. Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов. Москва 2008. Барцыц Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике: монография / Р.М. Барцыц. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. 168 с.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |