Заур Маргиев |
|
2009 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Заур МаргиевАбхазияИсторико-географический и этнографический очеркРанее читайте:Многочисленные развалины церквей... Мусульманство начало распространяться в крае... (Восточный берег Черного моря) В эпоху генуэзцев (XIII – XVI вв.), судя по меркаторским картам, граница Абхазии колебалась между Псоу и Хостой. В 1540 – 1551 гг. джигеты отодвинули границу Абхазии значительно южнее, за Гагринский хребет. Адлерская долина, называвшаяся Лиеш, Лияш, Лиуш, имела порт с генуэзской факторией, названной на меркаторских картах Layazo. (Фото № 398)
Фото № 398. Адлер. В современной Xocтe фактория была уже в XIII веке. Таким образом, на расстоянии 120 верст, от Сухума до Хосты находилось 8 портов, в которые с торговыми целями заходили генуэзские суда. (Фото № 399 – 404, Карта № 30)
Фото. № 399. Сухум-Кале.
Фото № 401. Сухум. Общий вид города и бухты с горы Чернявского. 1905 г.
Фото № 400. Сухум. 80-е гг. XIX в.
Карта № 30. Восточный берег Черного моря, составленный по атласу Тардье. Предания, жившие среди джигетов и абхазцев, следы поселений, хорошо еще заметных в начале 70-х годов XIX в., развалины крепостей, множество храмов, район распространения которых на севере ограничивается сандрипшским храмом (построен у реки Сандрипш или Цандрипш, иначе – Хошупсе), указывают на большую плотность населения, на оживленное торговое общение с Западом. В период XIII – XVI веков вся нагорная полоса южного склона, а также Алания (Осетия) и Черкесия тяготели к морскому берегу, куда доставлялась кожа, воск, мед, скот, рабы, а с берега получали соль, оружие и мануфактурные изделия.
Фото № 402. Развалины генуэзского храма в имении графа Шереметьева.1905 г. Несмотря на большие препятствия со стороны турок, предприимчивые генуэзцы посещали побережье даже в XVI веке. Пицунда и ее храм очень часто посещались генуэзцами. Здесь находилась крупная фактория. Набожные мореплаватели преподнесли в дар храму колокол, на котором кроме выпуклых изображений святых, была вылита и дата MCCCCCXXVIIII (1529 г.)». Эта дата, указанная в книге А. Н. Дъячкова-Тарасова «Гагры и их окрестности» Тифлис 1903 г. стр. 49, не совпадает с информацией о том же колоколе из книги «Абхазия. Историко-географические очерки». 1898 г. стр. 95. Вероятнее всего это опечатка в книге. «С 1830-х годов здесь было русское военное укрепление, памятником коего остались развалины бастиона, пристроенного к северной стене ограды по направлению к горам. По занятии Пицунды русскими войсками, в 30-х годах, в ее храме, стены которого и самый купол поросли живучими кавказскими растениями, внутри, давно обнаженном от всяких украшений, изредка совершалось полковым священником богослужение (часы и обедницы) на которое русские православные воины созывались благовестом небольшого колокола, висевшего на близ стоящих к храму деревьях (близ развалин древней звонницы на восточной стороне храма). (Фото № 405)
Фото № 405. Руины двух церквей и колокольни на территории Пицундского храма. На колоколе латинскими буквами был означен год МССССХХУПП, то есть 1429 год). Заур Маргиев. Абхазия. Историко-географический очерк. Глава из книги «Батум во времена Османской империи». Саму книгу можно приобрести через Интернет: для жителей Грузии у автора zaur064@gmail.com или с сайт автора http://zaurmargiev.sitecity.ru Далее читайте:В минувшую восточную Севастопольскую войну... (Пицунда). Приложение. Свидетельствуют архивные документы. Статья для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором. Далее читайте:Заур Маргиев (авторская страница). Абхазия (краткая историческая справка). Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, общежительный, в Абхазии. Питиунт, античный и средневековый город и порт на берегу Чёрного моря, на мысе Пицунда. Пицундский храмовый комплекс (краткое описание и иллюстрации). Экспонаты музея (краткое описание и иллюстрации). Хроника грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Бройдо А.И. Дорога, ведущая к храму, обстреливается ежедневно. Документальная повесть. Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов. Москва 2008. Барцыц Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике: монография / Р.М. Барцыц. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. 168 с.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |