Вальтер Сен-Викторский |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вальтер Сен-ВикторскийВальтер Сен-Викторский (Gualterus de Sancto Victore) (?) — средневековый теолог, представитель Сен-Викторской школы. Приор парижского аббатства Сен-Виктор (с 1173). Основное сочинение — полемический трактат «Против четырех лабиринтов Франции» (1177 или 1178), направленный против Абеляра, Петра Ломбардского, Петра из Пуатье и Гильберта Порретанского, которые, «вдохновляясь только аристотелевским духом, со схоластической легковесностью рассуждали о невыразимых тайнах св. Троицы и воплощения». В своем опровержении учений названных схоластов уделял особое внимание разоблачению их «христологического нигилизма», отрицавшего субстанциальность человеческой природы Христа. Основной метод критики — чисто формальное сопоставление не слишком точных цитат, а зачастую и тенденциозно составленных парафраз из сочинений «новых еретиков» с постулатами католического вероучения, основанными на высказываниях отцов Церкви и более поздних ортодоксальных богословов. Гневные обвинения в адрес «еретиков», к которым Вальтер относил и Иоанна Дамаскина, дополнялись выпадами против языческих философов (Аристотеля, Сенеки и др.). Для памфлета Вальтера Сен-Викторского характерны пристрастность оценок, небрежность референций и откровенный плагиат. Непримиримость его по отношению к диалектическим новациям схоластов отражала негативную реакцию консервативных клерикальных кругов на итоги теологической кодификации 12 века. M. А. Гарнцев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 361.
Вальтер Сен-Викторский (фр. Gauthier de Saint-Victor, англ. Walter of Saint-Victore) (ум. после 1180, Париж) — французский богослов, мистик и полемист, представитель Сен-Викторской школы и один из последовательных критиков учения Петра Абеляра. Родился, вероятно, в начале XII века во Франции, рано избрал монашеский путь и поступил в августинский орден. С 1173 — приор аббатства Сен-Виктор в Париже. Как и Бернард Клервоский, с которым поддерживал дружеские связи, осуждал построенные на принципах классической диалектики подходы многих французских магистров к постижению Священного Писания. Для Вальтера Сен-Викторского единственным способом восприятия истины была вера и благодать Божия, тогда как разум он рассматривал лишь как необходимый инструмент, познавательные способности которого ограничены онтологически. Не разделяя философско-богословские учения Петра Абеляра, Петра Ломбардского, Петра Пуатевинского и Гильберта Порретанского, считая их труды примером приверженности аристотелевской традиции и изрядного схоластического легкомыслия, выпустил в 1177 году в свет трактат «Против четырех лабиринтов Франции» (Contra quatuor labyrinthos Franciae). Вальтер Сен-Викторский также не обошел вниманием построения другого крупного магистра XII столетия Гильома Коншского, принадлежавшего к Шартрской школе и развивавшего неоплатоническую идею «Мировой души», которую он пытался применить к объяснению центральных положений христианского вероучения. А. К. Гладков. Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 462. Сочинения: Contra quatuor labyrinthos Franciae / Ed. par P. Glorieux // Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen âge. 1953. An. 27. P. 187—335. Литература: Гладков А. К. «Интеллектуальная география» средневековой Франции (парижские школы XII века глазами современников) // Долгое Средневековье. Сборник в честь профессора Аделаиды Анатольевны Сванидзе / Отв. ред. А. К. Гладков, П. Ю. Уваров. М., 2011. С. 325—334, 521—530; Glorieux P. Mauvaise action et mauvais travail: Le Contra quatuor labyrinthos Franciae // Recherches de théologie ancienne et médiéval. 1954. An. 21. P. 179—193.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). СочиненияContra quatuor labyrinthos Franciae, edition critique par P. Glorieux, «Archives d'histoire doctrinale et litleraire du Moyen age», An. 27. P., 1953, p. 187-335. Литература:Ghellinck J. de. Le mouvement theologique du Xll-e siecle. Sa preparation lointaine avant ct autour de Pierre Lombard, ses rapports avec les initiatives des canonistes. Etudes, recherches et documents, 2-е ed., considerablement augmentee. Brux., 1969, p. 260—263.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |