Гильберт Порретанский |
|
1076-1154 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Гильберт ПорретанскийЖильбер де ля Поррэ или Порретанский (после 1085-1154 гг.). Его иногда называют Жильбер де Пуатье, потому что он родился в этом городе. Изучал сначала свободные искусства, а затем отправился в Лан, где изучал Священное Писание и комментарии к нему. К 1140 году он сам становится преподавателем и начал работать в кафедральной школе в Париже. Два годя спустя Жильбер де ля Поррэ был вынужден прервать преподавательскую деятельность, так как был назначен епископом в Пуатье. Обвиненный святым Бернаром в проповедовании в своих комментариях к Боэцию еретических утверждений по поводу Троицы, он тем не менее не был подвергнут осуждению церковью. Комментировал также и другие библейские тексты: Псалмы, Послание апостола Павла и Апокалипсис. В метафизике, логике и богословии его доктрина легла в основу новой школы, называемой «порретанской», характеризовавшейся двумя главными положениями: развитие самосознания личности и концепция формы, навеянная идеями Платона, как сущности, цели и движущей силы материи. Хотя его понимание Троицы, не совпадало с официальной точкой зрения, принятой духовенством (его критиковал Бернар Клервосский), Жильберу де ля Поррэ удалось избежать гонений со стороны церкви. Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 214-215.
Гильберт Порретанский (Guislebertus Porretanus) Жильбер из Порре (Пуаре) (1076, Пуаре, Вандея — 1154, Пуатье) — христианский философ и богослов, ученик Бернарда Шартрского, с 1124 — канцлер Шартрской школы. В 1141 преподавал в Париже, с 1142 — епископ Пуатье. Обвиненный Бернардом Клервоским в признании божественности Христа лишь человеческим понятием, объяснялся перед папой Евгением III в Париже (1147) и на Реймсском соборе (1148), но не был осужден. До 16 века был в употреблении комментарий Гильберта к Боэцию, особенно «О Троице»; долго служила учебником упоминаемая Лейбницем интерпретация аристотелевских категорий «Книга о шести началах» (атрибуция спорная); известны комментарии Гильберта к Псалмам, к посланиям апостола Павла. Философия для Гильберта — инициация в таинства, намек на мистический опыт («не веруем, познав, а познаем, веруя»), «Первое совершенство» Бога — единственное и простейшее бытие (essentia), безусловная данность, то, чем (quo) все существует. Натуральное (рациональное) познание неотделенных (материализованных) форм через математическое (disciplinaris) познание неподвижных типов восходит к теоретическому (в чистой интуиции) познанию первообразов, первоматерии и Бога. В. В. Бибихин Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 524-525.
Жильбер Порретанский, Жильбер из Порре (Gislebertus Porretanus, Gilbert de la Porree), Жильбер из Пуатье (ок. 1076, Пуатье,— 1154, там же), средневековый философ-платоник. Ученик Бернара Шартрского, после его смерти канцлер (1126—1137) шартрской школы, с 1142 года епископ Пуатье. Главные работы — образцовый (популярный вплоть до 16 века) комментарий к Боэцию (особенно к «О Троице»); долго служившая учебником и отразившаяся у Лейбница «Книга о шести началах» — метафизическая интерпретация аристотелевских категорий; комментарии к псалмам, к посланиям апостола Павла. Жильбер Порретанский понимал философию как осмысление таинственной реальности («не уверуем, познав, а познаем, веруя»). «Первое совершенство» бога — «единственное и простейшее» бытие (essentia), «то, чем» (quo) всё существует; сущность (substantia) и бытие в боге совпадают. Чистой «бытийной» форме соответствует неопределимая «первоначальная» (primordialis) материя; возникновение вещей есть их «сообразование» (conformitas) с этой формой-образцом. Тем самым вещи всегда составны (раздвоены на «что» и «чем»), не равны себе и являют в своём множестве иерархию форм. С помощью воображения происходит «натуральное», «рациональное» познание «конкретных» форм (не отделённых от материи), с помощью «математики» (disciplina) — исходных, «неподвижных» форм вещей; наконец, «теория» (созерцание) постигает прообразующие универсальные формы — идеи. Среди многочисленных последователей Жильбера Порретанского — Иоанн Солсберийский и Алан Лилльский. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: в кн.: Migne PL, t. 64; Liber de sex principiis, ed. A. Heysse, Monasterii, 1953. Литература: Vanni Rovighi S., Studi di filosofia medioevale, v. 1, Mil., 1978, p. 176—247 (библ.); E l s w i ] k H. C. van, Gilber Porreta, Leuven, 1966.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Commentaria in Boethium, MPL, t. 64; Liber de sex principiis, ed. A. Heysse. Miinster, 1953; в рус. пер.: Комментарии к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория». — «ВФ», 1998, №4, с. 105-121. Литература:Неретина С. С. Гильберт Порретанский: искусство именования. - «ВФ»>, 1998, № 4, с. 94-105; Rovighi S. Studi di filosofia medievale. Mil., 1978, p. 176 — 247 (библиогр.). Vanni Rovighi S., Studi di filosofia medioevale, v. 1, Mil., 1978, p. 176—247 (библ.); E l s w i ] k H. C. van, Gilber Porreta, Leuven, 1966.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |