Страбон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Страбон

63-24 н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Страбон

Страбон (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.), древнегреческий географ и историк. Много путешествовал. Автор «Географии» (17 книг), являющейся итогом географических знаний античности, и «Исторических записок» (до нас не дошли).

+ + +

Страбон (ок. 63 г. до н.э. - ок. 23 г. н.э.). Греческий географ и историк, родом из Амасьи в Понте, много путешествовал по Средиземноморью и описал этот регион в своей «Географии» из двадцати семи книг. В центре его интересов были земли, входившие в состав Римской империи. Страбон обращается к разным источникам и когда он пишет о Петре и набатеях, ссылается на своих друзей: философа и очевидца многих описываемых событий Афинодора и Элия Галла, возглавившего римскую экспедицию в Южную Аравию.

Рош, М.-Ж. Мари-Жанна Рош. Петра и Набатеи / Мари-Жанна Рош. – М., 2013, с. 300.


Страбон (Strabon) (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.) - древнегреческий географ и историк. Родился в Амасии (Малая Азия), получил философское образование, много путешествовал. По своим политическим взглядам Страбон был выразителем официальной римской точки зрения. Страбон - автор не дошедших до нас «Исторических записок» (Strabonos ypomnnmata), задуманных как продолжение истории Полибия и содержавших описание событий со 146 года до н. э. (разрушение римлянами Коринфа и Карфагена) до около 31 года до н. э. (видимо, до битвы при Акции), и «Географии» (Geograpika) в 17 книгах, написанной около 7 года до н. э. и являющейся продолжением «Исторических записок». В «Географии» Страбон стремился описать ойкумену на основе сопоставления и обобщения всех известных к его времени данных, поэтому сочинение Страбона рассматривается в историографии как итог географических знаний античности. Из многих авторов, названных Страбоном, главными его источниками являлись писатели-географы Эратосфен, Артемидор, Гиппарх, а также Полибий и Посидоний. Широко использует Страбон малоазийскую традицию, особенно сведения историков Митридатовых войн (1 век до н. э.), сообщения которых зачастую восходят к локальным историческим и географическим трудам. Поэтому Страбон полно описаны Кавказ и Боспорское царство. По замыслу автора «География» должна была служить практическим руководством для римских государственных деятелей, полководцев, провинциальной администрации, торговцев и т. д. В соответствии с этим она содержит большое количество исторических, этнографических, бытовых сведений; в ряде случаев «География» является единственным источником. Из 17 книг «Географии» только первые две носят теоретический характер - посвящены физико-математической географии, остальные - описанию отдельных стран или областей (книги 3 - 6-я - Испания, Галлия, Британия, Италия, Сицилия; книги 7 - 10-я - Северная и Восточная Европа, северные Балканы, Греция; книги 11 - 14-я - Северное и Восточное Причерноморье, Малая Азия; книги 15 - 17-я - Индия, Месопотамия, Аравия, Египет). «География» является фактически первым опытом исторической географии и представляет собой ценный исторический источник.

H. Б. Бреговская. Кишинев.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.


Из Страбона:

1. Я считаю, что наука география 1, которой я теперь решил заниматься, так же как и всякая другая наука, входит в круг занятий философа. Что этот наш взгляд правилен, ясно по многим основаниям. Ведь те, кто впервые взяли на себя смелость заняться ею, были, как утверждает Эратосфен, в некотором смысле философами: Гомер, Анаксимандр из Милета и Гекатей, его соотечественник, затем Демокрит, Евдокс, Дикеарх, Эфор и некоторые другие их современники. Философами были и их преемники: Эратосфен, Полибий и Посидоний. С другой стороны, большая ученость одна только и дает возможность заниматься географией: она свойственна исключительно человеку, одинаково способному к рассмотрению вещей как божественных, так и человеческих, знание которых, как они утверждают, является философией. Польза от географии многообразна: она применима не только для деятельности государственных людей и властителей, но и для науки о небесных явлениях на земле и на море, о животных, растениях, плодах и о всем прочем, что можно встретить в разных странах 2. Полезность географии предполагает в географе также философа – человека, который посвятил себя искусству жить, т. е. счастья.

Страбон, «География», Книга I, I, С1-С2. (Здесь цитируется по изд.: Страбон. География в 17 книгах. М., 1964, с. 7).

Примечания

1. Термин «география», введенный александрийскими учеными, сменил более ранний термин «ges periodos» (букв. «объезд земли») Анаксимандра и Гекатея. Впервые у Евдокса и Книда ges periodos (карта Земли и приложенное к ней описание) была основана на представлении о шарообразности Земли, с применением астрономии и математики. Со времени Эратосфена (Сочинение которого носило название Geographika) под термином «география» стали понимать основанное на математике и астрономии научное описание Земли, включая и учение о ее физическом строении (которое относилось к области «хорографии» - описания отдельных стран). Полибий и Посидоний связали географию с историей и этнографией.

2. Сходный ряд мыслей высказал Посидоний в начале своего сочинения «Об океане». Положение о единстве явлений, пространственно бесконечно отдаленных (epigeia – «земных» и urania – «небесных»), - оправдание для занятий философа-географа физикой, астрономией, геометрией – основано на учении Посидония о «симпатии» (ср. RE, Strabon, столб. 113).


Страбон - древнегреческий историк и географ. Много путешествовал. Автор "Географии" (17 книг), являющейся итогом географических знаний античности, и "Исторических записок" (до нас не дошли).

Страбон родился в 63 году до н. э. в Амасии, расположенной в ста километрах от южного берега Черного моря, на дороге, ведущей к Средиземноморью. Именно здесь, перебравшись с острова Крит, поселились родители Страбона. О своем отце писатель ничего не сообщает. Подробно рассказывая о родственниках со стороны матери, Страбон стремится подчеркнуть знатность своего рода. Сильное влияние на формирование будущего географа оказал основатель школы стоиков философ Зенон, живший за два века до Страбона.

Природа не наделила его ярким талантом писателя, способностью к оригинальному мышлению, сила его была - в скрупулезности, умении собирать и обобщать факты, всесторонней образованности - в том, что принято называть энциклопедичностью.

Страбон решил подробно рассказать обо всех частях известного в ту пору "круга земель". Готовился он к этому труду всю жизнь: много странствовал по свету, предпочитая довериться своим глазам, если представлялась возможность.

В эпоху Страбона римляне строили великолепные дороги. Они тщательно планировались, их покрывали гравием или мостили, снабжали кюветами. Основная магистраль вела из Британии через всю Европу в Иллирию (на Балканах), затем в Малую Азию, Сирию - до Индийского океана. Другой путь шел из Кадиса через Пиренеи, Галлию и Юрские горы к Виндобоне (Вене). 90 тысяч километров главных и 150-200 тысяч километров второстепенных трасс - то, что оставили римляне в наследство средневековой Европе и Византии.

Туризм становился привычным и модным. Особые бюро предоставляли желающим указатели, справочники, путеводители. Географические карты изображались на стенах, одна из таких карт украшала стену римского дворца. Походные же справочники приобретали иногда довольно неожиданную форму, - например, серебряного сосуда, украшенного маршрутом от Гадеса (Кадиса, на юге Испании) до Рима с указанием всех промежуточных станций и расстояний между ними.

Нет сведений о том, что "семь чудес света" являлись целью путешествий и входили в специальный маршрут. Но в отдельности то или иное "чудо" старались посмотреть многие. И Страбон не составил исключения.

Предполагается, что в его эпоху твердо знали, что "чудес" действительно семь. Впервые их назвали так еще в III веке до н. э.

Страбон поведал о пяти сооружениях, удостоенных звания "чудес света". Садов в Вавилоне в ту пору уже не существовало. Статуе Зевса Олимпийского, созданной Фидием в 30-х годах V века до н. э., он уделил немало хвалебных строк, но не аттестовал ее как "чудо света", как и храм Артемиды Эфесской, и Фаросский маяк, которые видел воочию.

Он сообщает только, что мыс острова Фароса - "это скала, омываемая морем; на ней находится удивительная по своей архитектуре многоэтажная башня из белого мрамора. Башню эту принес в дар Сострат из Книда, друг царей, ради спасения мореходов, как гласит надпись". Чуть подробнее поведал Страбон об Артемисионе - храме Артемиды в Эфесе, перечислив, кем, как и на чьи средства строилось это святилище, и лишь мимоходом упомянув имена архитекторов и печальной памяти Герострата.

Предполагают, что Страбон не хотел писать об общеизвестном, особенно если это не было связано с чисто географическими задачами.

Страбон не раз бывал в Египте. По его описанию Александрии можно и сейчас без труда составить план города.

Далее о маршруте своего следования он сообщает, что "когда Элий Галл был префектом Египта, я поднялся по Нилу и состоял в его свите вплоть до Сиены и границ Эфиопии". Маршрут не отличался новизной. Тысячи путешественников, устремлявшихся в страну фараонов, двигались тем же путем по узкой долине Нила.

Из Александрии дорога вела к Канопу (близ современного Абукира), с которым ее связывал двадцатикилометровый канал. В Канопе Страбона заинтересовал храм Сераписа, где усыпляли больных, чтобы те во сне получили от оракула указания о способах своего исцеления.

Из Канопа часть туристов отправлялась дальше на юг - к Гелиополю. Там кончалась дельта и начинался собственно Нил. Мемфис - озеро Мерида - Абидос - Фивы - Сиена - острова Элефантина и Филе.

В Мемфисе - самой древней столице Египта - Страбон мимоходом упоминает о единственных уцелевших свидетелях его истории - пирамидах, а затем переключает свое внимание на священного быка Аписа, который, по египетским верованиям, считался воплощением бога Пта.

Близ Мемфиса, у Мерридова озера находилась удивительная постройка, возведенная в XIX веке до н. э. фараоном Аменемхетом III. Из всех исследователей, писавших о лабиринте, Страбон - единственный, кто раскрыл политический смысл этого загадочного дворца. Огромный лабиринт символизировал весь Египет, объединенный властью фараона, связывающей народ и государство в одно целое.

Страбон обошел и изъездил Каппадокию и Фригию (в Малой Азии), побывал в горах Тавра и у подножия Кавказа, на берегах Ионии (в Эфесе), на Кикладских островах, в Коринфе. Семнадцатая книга "Географии" больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение. Она содержит подробности, которых больше нет ни у одного античного автора.

Самые интересные и достоверные части труда Страбона - те, которые написаны им как очевидцем. 


Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Элий Галл (2-я половина I в. до н.э.). Наместник Египта и друг Страбона.

Издания:

The geography of Strabo.With an English translation, by H. L. Jones, v. 1-8, L., 1917-32; в рус. пер. - География, пер. P. Г. Мищенко, М., 1879;

География, пер. и предисл. (Страбон и его "География") Г. А. Стратановского, Л., 1964.

Литература:

Aly W., Strabon von Amaseia. Untersuchungen über Text, Aufbau und Quellen der Geographika, в кн.: Strabons Geographika, Bd 4, Bonn, 1957.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС