Посидоний из Апамеи
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Посидоний из Апамеи

135-50 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Посидоний из Апамеи

Посидоний из Апамеи (Сирия) (ок. 135-51 до н. э.) — древнегреческий философ, реформатор стоицизма, ознаменовавший собой переход в философии от раннего эллинизма к позднему, от раннего стоицизма через стоический платонизм к неоплатонизму. Посидония относят обычно к так называемой Средней Стое.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 337.

Посидоний (ок. 135—51 до н.э.) — Стал видным представителем стоицизма — учения, которое признавало бренность каждой человеческой жизни порознь, но единство и вечность жизни и разума вообще; отвергал суетные заботы о личном благосостоянии, находя предназначение человека в познании высших истин и добродетели. Среди его учеников и друзей были Цицерон и Помпеи. В труде «Об океане» Посидоний попытался представить историю Земли; отметил связь приливов и отливов с фазами Луны. От его работ сохранились лишь небольшие фрагменты. Стоики сравнивали философию с живым существом или с яйцом: скорлупа — это логика, диалектика; белок — этика (учение о душе и нравственности); желток — физика (учение о природе; «фюзис» по-гречески природа). Мироздание — живое, одушевленное, разумное, во всех своих составляющих превышающее человека. Бог — это светоносный огненный эфир, пронизывающий все мироздание и принимающий разные формы.

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.

Посидоний (Ποσειδώνιος) из Апамеи (ок. 135 до н.э., Апамея, Сирия – ок. 50 до н.э., Родос ?) – ученик Панэтия, крупнейший представитель Средней Стои и наиболее универсальный представитель стоицизма наряду с Хрисиппом. В ранней молодости учился в Афинах у Панэтия. Впоследствии переехал на Родос и открыл свою школу, популярную у молодых римлян (Посидония посещали Цицерон и Помпей).

По названиям известны: 1. (физика) «Физическое рассуждение», «О космосе», «Основы метеорологики», «О небесных явлениях», «О судьбе»; 2. (теология, мантика) «О героях и демонах», «О гадании»; 3. (психология) «О душе», «О страстях»; 4. (логика) «О критерии», «Об исследовании вообще против Гермагора», «Введение о слоге», «О связках»; 5. (этика) «Этическое рассуждение», «О гневе», «О добродетелях», «О надлежащем»; 6. (точные науки и естествознание) «Против Зенона Сидонского», «О величине солнца», «О высказываниях Гомера и Арата о математике», «Об океане», «Перипл»; 7. (история и этнография) «История после Полибия в 52 кн.», «История Помпея», «Тактика»; 8. протрептики и 9. письма. Кроме того, ему приписываются сочинения «О пустоте», «О птицегадании», «Письма к Туберону», «История Марцелла» и комментарии на платоновские «Тимей», «Федр» и «Парменид». Бóльшую часть фрагментов (всего свыше 300 в издании Edelstein – Kidd) нельзя с уверенностью отнести к тому или иному сочинению; применительно к Посидонию особенно остро стоит проблема аутентичности текстов: конечная картина его учения зависит от их подбора.

Разделяя методологические посылки Панэтия, Посидоний стремился черпать истину везде – у Аристотеля (проблема причин), у Платона (психология), у киников (этика), у Пифагора. Логика низводится им на уровень общей пропедевтики, методы логики и точных наук – лишь средство для построения и проверки любой теории. Посидоний (как и Дионисий из Кирены) считал достоверным знание, полученное аналитическим путем, а конечным критерием – «здравый», или «верный», логос (42 Edelstein–Kidd): к его сфере относятся математические понятия и те «общие представления», которые нельзя вывести из опыта. Доказательность силлогизма основана на формальной корректности (т.е. сводимости к одной из простейших логических аксиом) (191). Логика и точные науки не занимаются исследованием сущего и в строгом смысле не являются частью философии (28). Чтобы знать сущее, надо знать его причины: поэтому «этиология» приобретает особую важность, а теория познания становится органической частью учения о первопричинах (90) в перипатетическом духе.

Физические воззрения Посидония достаточно традиционны (хотя границы физики он сильно расширил за счет прикладных дисциплин – геологии, ботаники, зоологии, географии и этнографии): космос – «система из неба, земли и того, что на них находится» (14), образующаяся из четырех «элементов», разумное живое существо, шарообразное, окруженное пустотой извне (6; 8). Бог – «мыслящая пневма, простирающаяся по всему сущему» (100; 121), Зевс и Логос (5). Посидоний вернулся и к ортодоксальной догме «воспламенения» (23), отвергнутой Панэтием; признавал бессмертие душ (до «воспламенения» – 108; 110). Вместе с тем, возможно, впервые в истории стоической догматики он предложил понимать «начала» как умопостигаемые принципы организации сущего, выделяемые лишь «мысленно» (έπινοίᾳ μόνον– 92). Распространенное в 1-й пол. 20 в. мнение, что Посидоний использовал платоновское учение об идеях и пифагорейскую числовую мистику, не находит убедительного подтверждения в аутентичных текстах. Так же обстоит дело и с мнимой абсолютизацией мировой симпатии космической: эта концепция лишь косвенно присутствует в естественнонаучных изысканиях Посидония и в традиционном учении о промысле, судьбе и мантике (включая астрологию, которой он увлекался, вероятно, больше, чем кто-либо из стоиков).

В антропологии и психологии Посидоний принял новации учителя, «отошел от Хрисиппа и следовал скорее Аристотелю и Платону» (144), отвергнув и Хрисиппову схему (страсть = суждение), и Зенонову (страсть = эпифеномен суждения). В алогической способности души Посидоний выделил две разновидности: «пылкую» (θυμοειδές) и «вожделеющую» (ὲπιθυμητικόν), из которых происходят страсти (34). Низшая ступень (φύσις) обладает «вожделеющей» способностью; одушевленные существа (ступень ψυχή) пользуются еще и «пылкой». Состоящее из этих двух способностей «алогическое» начало, гармонически объединяясь с разумным (λογιστική ὰρχή), образует человеческую душу (33). В определении души использовалось, возможно, пифагорейское понимание души как гармонии (141 а).

По мысли Посидония, построение этики (определение цели и блага, аксиология и др.) зависит от правильного понимания способностей души (150 ab): низшая означает стремление к наслаждению, вторая – к господству и обладанию, третья, разумная, – к нравственной красоте (160). «Первичны» все способности души: τρία οὶκειώσεις – к наслаждению, к обладанию и к нравственно-прекрасному (158; 160; 168). Главная задача этики – нравственное воспитание, подчинение аффективного начала (τὸ παθητικὸν τῆς ψυχῆς) требованиям разума (31). Конечная цель: жить, созерцая истину и стремясь ничего не совершать по велению неразумной части души (Cl. Al. Strom. II 21, 129).

Место «мудреца» занимает «продвигающийся», для которого воспитание тождественно обретению четырех традиционных добродетелей с предпочтением «величия души» (170; 180). Подобно Панэтию и Гекатону, Посидоний расширил сферу блага за счет «первичного по природе» (и даже просто «внешних» благ– 171; 173). К теории «обязанностей» Посидоний, возможно, добавил раздел о соотношении прекрасного и полезного, в частности о «надлежащем по обстоятельствам» (41 а, с). Особое значение приобрела паренетическая часть этики, в которой Посидоний выделял описание добродетелей и пороков с их причинами, т.н. «этологию». Идеал нравственного совершенства изображен в культурно-исторической утопии, восходящей к «Государству» Платона и представлениям о «золотом веке»: задача философии – вернуть человечество в состояние исходной чистоты (Sen. Ер. 90=284). Во вспомогательных занятиях историей и этнографией Посидоний, вслед за Полибием и Панэтием, ставил в центр историческую миссию Рима, связывая с ней надежды на нравственное возрождение человечества.

Универсализм Посидония был одной из главных причин его влияния: печать посидонианства лежит на всей «римской философии» 1 в. до – 1 в. н.э., особенно это заметно у Цицерона и Сенеки. Однако характерный для 1-й пол. 20 в. взгляд на Посидония как на идейного предтечу неоплатонизма в настоящее время находит мало сторонников. В отличие от ближайших учеников Зенона, Хрисиппа или Панэтия ученики Посидония (Ясон, Фаний, Асклепиодот, Леонид Родосский) оказались третьестепенными фигурами.

A.A. Столяров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 291-292.

Посидоний (Ποσειδώνιος) из Апамей (Сирия) (ок. 135—51/50 до н. э.), древнегреческий философ-стоик и учёный-энциклопедист, представитель так называемой Средней Стои. Ученик Панетия, впоследствии основал на острове Родос свою философскую школу. От сочинений Посидония сохранились лишь немногочисленные фрагменты. Существует множество противоречащих друг другу истолкований философских взглядов Посидония, который рассматривался как посредник между Востоком и Западом, как родоначальник религиозных и мистических течений в поздней древнегреческой философии и литературе, как реформатор стоицизма, как прямой предшественник неоплатонизма и т. п. Вопрос о Посидонии до сих пор во многом не решён. Посидоний испытал сильное влияние Платона и Аристотеля, однако истолковал их в духе стоицизма.

В отличие от Панетия Посидоний признавал учения Древней Стои о периодическом воспламенении мира и о предсказании, однако он ввёл некоторые новые элементы, существенно нарушавшие монистический характер стоицизма. Посидоний различал бога и природу: бог для Посидония — это разумная мировая душа (псюхе), которая проницает и объединяет весь мир как управляющая им и формообразующая сила; это также идея-форма мира, находящаяся в соответствии с числами, составляющими гармонию. Однако эта численно выражаемая идея, сферическая граница мира, которая содержит в себе субстанцию бога, т. е. тело мира (природу), для Посидония как стоика и сама телесна.

Возражая учению Хрисиппа о единой разумной душе человека, Посидоний считал, что страсти возникают не на основе ложных суждений, а из неразумной части души, и зло, таким образом, укоренено в самом человеке. В душе он различал разумную способность и неразумные — вожделеющую и страстную (волевую) — способности. Причиной злосчастной жизни, по Посидонию, является то, что человек не следует божеству в себе (разуму), а склоняется к неразумной, животной части души, этим нарушается параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса. Назначение человека — жизнь одновременно созерцательная и соустрояющая мировой порядок. Как и Панетий, Посидоний называл благами также богатство и здоровье (стоики считали их безразличными), однако высшим и самодостаточным благом он считал добродетель.

В теории познания Посидоний исходил из принципа: подобное познаётся подобным. Во взглядах Посидония на историю представление о золотом веке сочеталось с представлением о первоначальном полуживотном состоянии и о прогрессе человечества.

Прямое влияние Посидония имело место лишь в течение короткого времени. Для стоиков эпохи империи характерно обращение к авторитетам Древней Стои, однако платонические тенденции, проявившиеся в учении Посидония, в дальнейшем распространялись и углублялись.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Posidonius, v. 1 — The fragments, 'ed. L. Edelstein and J. G. Kidd, Camh., 1972.

Литература: Reinhardt K., Poseidonios, Münch., 1921; Edelstein L., The philosophycal system of Posidonius, «American Journal of Philology», i986, v. 57, p. 286—325; S o l m s e n F., (Cleanthes or Posidonius? The basis of Stoic physics, Amat., 1961; Laffranque M., Poseidonios d'Apamee, P., 1964.

Учение о широтной природной зональности Посидония

Дальнейшее развитие идеи широтной природной зональности и обсуждение гипотезы о возможности существования других материков приходится на следующую историческую эпоху, продолжавшуюся с 146 г. до н. э. (времени покорения Греции Римом и разгрома Карфагена) до 31 г. до н. э. (когда Рим овладел последним крупным эллинистическим государством — Египтом). В эту эпоху бассейн Средиземного моря и территорию за его пределами постепенно подчиняет себе в результате завоеваний Римская империя. Прежний «Земной круг» (по-латыни «Орбис террарум» — Orbis terrarum) превращается в «Круг земель Рима» («Орбис Романус»—Orbis Romanus).

Расширение экономических связей Египта с Индией привело к установлению регулярных плаваний по Индийскому океану и Красному морю, чему немало способствовало «открытие» греческим моряком Гиппалом муссонных ветров (ок. 100 г. до н. э.) (См.

[92]

Thiel, 1939; Голант, 1971, стр. 177—179). Развивается торговля и со странами, лежащими южнее Египта. Мореплаватель Эвдокс из Кизика пытается выяснить возможность плавания вокруг Ливии (ок. 112— 105 гг. до н. э.). Войны римлян с кимврами и тевтонами (114—100 гг. до н. э.) способствовали проникновению римских легионов на север, за Альпы. Начались длительные войны Рима с западноевропейскими народами. После походов Гая Юлия Цезаря (58— 52 гг. до н. э.) римляне познакомились с территорией Галлии (Франции) и западными районами Германии; его войска дважды переправлялись через узкий пролив и проникали на остров Британию, где узнали о большом острове Иерне, или Иберни (Ирландия), лежащем к западу. Поход Цезаря в Британию можно рассматривать как второе после Пифея открытие Британских островов.

Наибольший вклад в науку о Земле в эту эпоху был сделан ученым Посидонием (ок. 135—51 гг. до н. э.), родом из города Апамеи (на берегу р. Оронт в Сирии).

Посидоний много лет жил в Афинах, где занимался под руководством философа-стоика Панетия (ок. 185—109 гг. до н. э.), который оказал на него влияние не только своими философскими воззрениями, но и способствовал развитию его географических представлений. Он не был путешественником — открывателем новых стран, но зато совершил путешествия исследовательского характера по западным областям средиземноморского бассейна. Во время пребывания в Га- дирах (или Гадес — совр. Кадис) около 96 г. до н. э. Посидоний обратил внимание на чередование высоких и низких приливов; он описал это явление как результат. совместного действия Солнца и Луны на океан. Он наблюдал землетрясения и вулканические извержения в Сицилии и на Липарских островах. Г. Тозер (Tozer, р. 196) назвал Посидония «самым образованным путешественником древности». Около 77 г. до н. э. Посидоний поселился на о. Родос, где создал свою школу. Здесь он встречался с римским ученым Цицероном и оказал влияние на его философские и географические взгляды.

Д. Сартон (Sartan, р. 256) особо подчеркивает, что Посидоний был одним из главных представителей

[93]

греческой культуры, кто способствовал проникновению греческой научной мысли в Римский мир. По образному выражению Сартона, «дорога из Афин в Рим шла через Родос и Александрию».

Посидоний был автором большого количества разнообразных по содержанию трудов, за что его нередко называют «Аристотелем эллинизма». К сожалению, до нашего времени дошли только небольшие отрывки или извлечения, сохранившиеся в трудах других античных авторов, в первую очередь таких, как Страбон, Диодор, Клеомед и Плиний. Для нас наибольший интерес представляют фрагменты его многотомной «Истории» (которую он задумал как продолжение труда Полибия) и трактата «Об океане йотом, что связано с ним», написанного под влиянием Пифея (см.: Laffranque, 1964).

Посидоний разделял гипотезу Кратеса о четырех массивах суши, расположенных в «умеренных обитаемых поясах» северного и южного полушария. Но в отличие от Кратеса он считал, что экваториальный океан, разделяющий материки северного и южного полушарий, занимает не все пространство между тропиками, а только половину его ширины, т. е. здесь он придерживался взглядов Эратосфена и Гиппарха (Страбон, II, 2,2; Geminos, XIII, 13).

Посидоний, как и Полибий, считает, что в пределах узкой экваториальной полосы должен находиться еще один «умеренный обитаемый пояс», где идут частые дожди (Страбон, II, 3,3). Но он критикует Полибия за то, что тот ограничивал «жаркий пояс» линиями тропиков, а холодный — «кругом незаходящих звезд», различным для разных широт. По мнению Посидония, к «жаркому поясу» следует относить только области, необитаемые вследствие жары; к югу же от Эфиопии, т. е. южнее тропика, лежат, как он считает, хорошо известные районы, имеющие большое население.

Посидоний также критикует мнение Полибия, будто суша на севере, востоке и юге не омывается океаном. Посидоний считает, что «населенная земля огибается кругом океаном, который не окружен никакой полосой суши; он разлит на беспредельном пространстве и ничто не мутит его вод» (Страбон, II, 3, 4—5). Чтобы доказать, что Ливия (Африка) омы-

[94]

вается с юга океаном, Посидоний ссылается на плавание финикиян при фараоне Нехо (о котором рассказывал и Геродот), на плавание одного мага, упоминаемого Гераклидом Понтийским, и, наконец, подробно рассказывает о находке Эвдоксом из Кизика остатков гадирского (т. е. из г. Гадиры) корабля у восточных берегов Африки. (Laffranque, 1963). Кроме того, доказательством непрерывности океана, омывающего сушу, Посидоний считает одинаковые явления приливов и отливов у западного побережья Европы и у берегов Индийского океана.

Посидоний представляет себе нашу обитаемую землю в виде острова, по форме напоминающего плащ, как можно понять из текста Страбона (II, 5, 5—6), или в форме веретена, как сообщается в одном из фрагментов (Jacoby, 1926, А. р. 281).

Протяженность ойкумены у Посидония несколько иная, чем у Эратосфена и Гиппарха: по сообщению Страбона, длина обитаемого мира составляет у него около 70 000 стадиев. По широте же обитаемая земля- занимает около 30000 стадиев, располагаясь между параллелью Страны корицы и параллелью, пересекающей океаническое побережье Кельтики, а также вход в пролив из Северного моря в Каспийское (которое Посидоний, как и Эратосфен, считал заливом океана).

Из текста Страбона (II, 5, 6), где говорится о взглядах Посидония, мы узнаем, что протяженность ойкумены в 70000 стадиев соответствует 1/2 длины Родосской параллели (140000 стадиев). Если мы воспользуемся косинусом угла 36° 12' (широта Родосской параллели), равным 0,8, то сможем вычислить радиус этой параллели (ок. 23338 стадиев), затем — радиус Земли (ок. 30000 стадиев), откуда получим окружность Земли, равную примерно 180 000 стадиев. И действительно, в другом месте Страбон (II, 2, 2) прямо называет величину в 180000 стадиев, равную окружности Земли, считая ее результатом «нового измерения», принадлежащего Посидонию.

Однако наряду с результатом, который назван Страбоном, у Клеомеда (Cleomedes, I, 16) в знакомом нам трактате «О круговращении небесных тел» приводятся другие данные. Там говорится, что Посидоний, наблюдая звезду Канопуса из Родоса (где

[95]

она едва поднимается над горизонтом), а лотом из Александрии (где она восходит по меридиану со склонением 1/48 части Зодиака), определил размеры Земли. Так как расстояние между Александрией и Родосом Посидоний считал в 5000 стадиев, то окружность Земли у него получилась равной (5000 X48) 240000 стадиев.

Какая же из двух цифр является правильной? Вопрос этот до сих пор дискутируется в литературе. О. Фидебант (Viedebantt, 1915, р. 207—232) показывает, что цифра, названная Клеомедом (240 000), нигде больше не упоминается, цифра же 180000 стадиев повторяется у Марина Тирского и Птолемея и через птолемеевские карты доходит до средних веков. Фидебант считает, что Страбон исказил Посидония, который, по его мнению, говорил только о 240000 стадиев. Другие авторы предполагают, что Посидоний дважды проводил измерения Земли и в первом и втором случаях получил разные данные. Некоторые исследователи высказывают мысль, что Посидоний в двух случаях пользовался разными выражениями длины расстояния между Александрией и Родосом. Когда он брал расстояние в 5000 стадиев (эта величина была принята моряками),то получал (5000X 48) 240000; если же он исходил из расстояния, предложенного Эратосфеном (3750 стадиев), то при умножении этого числа на 48 (градусное выражение расстояния) получал 180000 стадиев.

Мы же думаем (1971, стр. 440), что права М. Лафранк (Laffranque, 1964, р. 200) и Посидонию принадлежало одно измерение Земли, в результате которого он получил 240 000 стадиев. При этом Посидоний использовал обыкновенный, египетский, стадий (которым пользовался Эратосфен), равный 157,5 м; значит, 240000 стадиев составляют 37800 км. Страбон же, Марин и Птолемей, приняв данные Посидония, использовали другой, так называемый «царский» стадий в 210 м и получили окружность Земли в 180000 стадиев (37800 км). Ошибка Страбона заключается в том, что он, вычисляя окружность Земли по данным Эратосфена и Посидония, пользовался разными стадиями, но не оговорил этого.

Как бы там ни было, у Посидония размеры Земли оказались меньшими (на 1820 км), чем у Эрато-

[96]

сфена. Важно отметить, что Посидоний разделял взгляды Эратосфена и Гиппарха относительно существования «умеренного обитаемого пояса» между северным полярным кругом и параллелью Страны корицы и Тапробана (т. е. между 66,5 и 12,5° с. ш.). Но в отличие от Эратосфена и Гиппарха Посидоний предложил «умеренный пояс» подразделить на четыре полосы, или зоны. По его мнению (Страбон, II, 2, 3; II, 3, 1), для характеристики природы ойкумены недостаточно ее деления только на «климаты».

К северу от «жаркого необитаемого пояса» (т. е. Севернее 12,5° с. ш.) он выделил «эфиопский» пояс, простирающийся почти до тропика. Этот пояс, по его мнению, имеет хорошо орошаемую и плодородную почву. По обе стороны тропика там, где солнце стоит над головой около месяца, он выделил «пояс сухих песчаных пустынь». Там не было рек, произрастал сильфий и некоторые похожие на пшеницу сожженные солнцем растения. Население здесь очень редкое, а обитаемые места называются «оазисами». К поясу «сухих песчаных пустынь» относилась современная территория почти всей Северной Африки, средней части Аравийского полуострова, южных берегов Иранского нагорья, населенных, как тогда говорили, «рыбоедами». Еще севернее ограничивал Средиземноморье «средний» пояс. Видимо, он простирался до северной параллели 48° (которая характеризовалась 16-часовым летним днем и совпадала с границей «VII климата» Эратосфена), проходившей через устье Борисфена, середину Кельтики и Страну остимиев. Этот пояс отличался наиболее благоприятными климатическими условиями, разнообразной растительностью и обильным орошением. На севере он примыкал к холодному обитаемому поясу, названному «скифским и кельтским» (потому что включал на западе Кельтику, на востоке — Скифию). За северным полярным кругом уже лежал холодный необитаемый пояс.

Следовательно, в северном полушарии Посидоний выделил семь поясов, которые можно назвать «при-родными» в отличие от климатических и тепловых. В южном полушарии им могли соответствовать аналогичные по широтному положению пояса. Значит, в

[97]

целом на поверхности Земли он показал 13 поясов, из них общим для обоих полушарий был «экваториальный обитаемый пояс».

Выделенным поясам Посидоний дал характеристику, привел астрономические данные, особенности гидрографической сети и растительности, а также выявил этнические различия, занятия и обычаи населения (Дитмар, Чернова, стр. 130—132).

Представления Посидония о широтных поясах отражали существующие зональные физико-географические закономерности земного шара (Фрадкин, 1972,

 

Природные пояса Посидония

 

стр. 80). Однако эта идея не была поддержана другими античными учеными, так как опережала уровень научных знаний той эпохи. К тому же античная география тогда уже вступала на путь, связанный преимущественно с экономическими и военными потребностями Римского государства. Учение же Гиппарха о «климатических» поясах прочно вошло в античную науку. Сам термин «климат» в понимании Гиппарха просуществовал в географической литературе до конца XVIII столетия. Мы его находим в «Общей географии» Б. Варения (1650 г.), в «Лексиконе историческом и географическом» В. И. Татищева (1743 г.) и в учебнике по «Общей физической географии» В. Г. Крафта (1739 и 1764 гг.), по которому читал лекции молодой М. В. Ломоносов.

[99]

Цитируется по изд.: Дитмар А.Б. Рубежи Ойкумены. М., 1973, с. 92-99.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Фрагменты:

Posidonius. The fragments, ed. by L.Edelstein and I.G.Kidd, vol. 1–2. Leiden–Cambr., 1972–88; 2 ed. Cambr., 1989;

Poseidonios, Die Fragmente, hrsg. von W.Theiler, Bd. 1–2. B.–N.Y., 1982.

Литература:

Jaeger W. Nemesios von Emesa. Quellenuntersuchungen zum Neuplatonismus und seinen Anfangen bei Poseidonios. В., 1914;

Reinhard К. Poseidonios, Münch., 1921;

Heinemann I. Poseidonios' metaphysische Schriften, Bd. 1–2. Breslau, 1921–28;

Edelstein L. The philosophical system of Posidonius. – «American Journal of Philology», 57, 1936;

Solmsen F. Cleanthes or Posidonius? The Basis of stoic physics. Amst., 1961;

Laffranque M. Poseidonios dApamée. P., 1964;

Kidd I.G. Posidonian Methodology and the Self-Sufficiency of Virtue. – Aspects de la Philosophie Hellénistique. Neuf Exposés suivis de Discussions. Entrétiens préparés et présidés par H.Flashar et O.Gigon. Vandoeuvres–Gen., 1986, p. 1–28;

Lasserre F. Abrégé inédit du Commentaire de Posidonios au «Timée» de Platon. – Protagora, Antifonte, Posidonio, Aristotele. Saggi su frammenti inediti e nuove testimonianze da papiri. Firenze, 1986, p. 71–127;

Lévy С. De Chrysippe a Posidonius: variations stoiciennes sur le théme de la divination. – Oracles et prophéties dans l'antiquité. Actes du colloque de Strasbourg 15–17juin 1995, ed. J.-G.Heintz. P., 1997, p. 321–343;

Whittaker J. Varia Posidoniana. – «Échos du Monde classique. Classical Views» 41, 1997, p. 305–315.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС