Эратосфен
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Эратосфен

275 – 194 до н.э

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Эратосфен

Астроном, географ, математик

Эратосфен (ок. 275 – 194 до н.э.), один из самых разносторонних ученых античности. Особенно прославили Эратосфена труды по астрономии, географии и математике, однако он успешно трудился и в области филологии, поэзии, музыки и философии, за что современники дали ему прозвище Пентатл, т.е. Многоборец. Другое его прозвище, Бета, т.е. «второй», возможно, также не содержит ничего уничижительного: им желали показать, что во всех науках Эратосфен достигает не высшего, но превосходного результата.

Эратосфен родился в Африке, в Кирене. Учился сначала в Александрии, а затем в Афинах у известных наставников, поэта Каллимаха, грамматика Лисания, а также философов – стоика Аристона и платоника Аркесилая. Вероятно, именно благодаря столь широкому образованию и разнообразию интересов ок. 245 до н.э. Эратосфен получил от Птолемея III Эвергета приглашение вернуться в Александрию, чтобы стать воспитателем наследника престола и возглавить Александрийскую библиотеку. Эратосфен принял это предложение и занимал должность библиотекаря вплоть до своей кончины. Его научные таланты удостоились высокой оценки современника Эратосфена, Архимеда, который посвятил ему свою книгу Эфодик (т.е. Метод).

Сочинения Эратосфена не сохранились, мы имеем от них лишь фрагменты. Трактаты Эратосфена Удвоение куба и О среднем были посвящены решению геометрических и арифметических задач, в Платонике он обращается к математическим и музыкальным основам платоновской философии. Самым знаменитым математическим открытием Эратосфена стало т.н. «решето», с помощью которого находятся простые числа. Эратосфен является основоположником научной географии. В его Географии в 3 книгах содержалась история географических открытий, а также рассматривался ряд физических и математических проблем, связанных с географией, включая указание на сферическую форму Земли и описание ее поверхности.

Однако самым известным достижением Эратосфена в области географии был изобретенный им способ измерения величины земного шара, изложению которого был посвящен трактат Об измерении Земли. Здесь было описано впервые отмеченное в науке одновременное наблюдение и проведение измерений в столь отдаленных точках, как Александрия и Сиена (совр. Асуан, Египет). Хотя остается спорным, получилось ли у Эратосфена в итоге 250 000 стадий (согласно Клеомеду) или 252 000 (по сообщению Страбона и Теона Смирнского), в любом случае этот результат замечателен – диаметр Земли оказывается всего лишь на 80 км меньше, чем фактический полярный диаметр. В этой же работе были рассмотрены и астрономические задачи, такие, как размер Солнца и Луны и расстояния до них, солнечные и лунные затмения и продолжительность дня в зависимости от географической широты.

Эратосфена можно считать также основателем научной хронологии. В своих Хронографиях он пытался установить даты, связанные с политической и литературной историей Древней Греции, составил список победителей Олимпийских игр. В трактате О древней комедии, где анализировались произведения афинских драматургов, Эратосфен выступил как литературный критик и филолог. Эратосфен написал также поэму Гермес, повествующую о рождении, подвигах и гибели бога, до нас дошли ее фрагменты. Другой короткий эпос, Гесиод, посвящен смерти поэта и каре, постигшей его убийц. Эратосфен написал также трактат Катастеризмы – описание созвездий и изложение посвященных им мифов (сохранившееся сочинение под таким названием вызывает сомнения в смысле подлинности). Эратосфену принадлежал еще ряд работ по истории и философии, которые не сохранились.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

«Географические записки» Эратосфена

Наибольший расцвет эллинистической культуры приходится на первую половину III и вторую половину II века до н. э., или на условно выделяемое время с

[71]

277 г. до н. э. (битва при Лисимахии) и до 146 г. до н.э. (завоевание Римом Греции). Эту эпоху можно назвать эпохой расцвета эллинистических государств и зарождения географии как особой отрасли знаний.

Расширение торговых связей между эллинистическими городами (в первую очередь Александрии, Пергама, Родоса) и различными странами способствовало получению новых географических сведений. Это привело к пересмотру традиционных представлений о форме ойкумены, ее рубежах и протяженности; составлению карты по астрономическим данным и наблюдениям за тенью гномона, а также вычислению размеров ойкумены в конкретных мерах длины. Следующие вопросы, которые встали перед учеными, — это положение ойкумены на сферической поверхности Земли и размеры земного шара. Все это имело не только теоретическое, но и практическое значение, так как оживленные торговые связи крупных эллинистических государств требовали точных данных о географическом положении гаваней и торговых центров, протяженности сухопутных и морских путей, природных условиях и ресурсах близких и далеких районов обитаемой Земли.

Ответы на поставленные вопросы дал александрийский ученый Эратосфен (ок. 276—194 гг. до н. э.). Он обобщил и теоретически переосмыслил накопленный географический материал о характере поверхности земного шара и внес тем самым крупный вклад в науку о Земле, став по существу ее основоположником. Научному успеху Эратосфена способствовала совместная работа в Александрийской Мусейоне с выдающимися учеными того времени, такими, как Архимед, Конон, Аристрах Самосский, Аполлоний Пергский, и др. (см. Дитмар, 1965, стр. 20—24).

Эратосфен назвал новую науку «географией» (буквально — «землеописание»), введя термин, ранее не известный его предшественникам. Хр. Паассен (Paassen, р. 44—45) обращает внимание на то, что Эратосфен предложил новую науку называть не «ойкуменографией» (т. е. «описанием обитаемой земли»), а именно «географией», желая этим подчеркнуть, что в задачу новой науки должна входить характеристика всего земного шара — суши и океана, а не только ее обитаемой, населенной части. В основу новой науки

[72]

он положил, как писал Страбон (I, 4, 1), математику (точнее, астрономию и геодезию) и физику (в это понятие он включал науки о природе, в том числе метеорологию в понимании Аристотеля). Возникновение географии было обусловлено потребностями экономической жизни эпохи, а также всем предшествующим ходом эволюции географических представлениий и логикой развития географических знаний.

Эратосфен написал специальное сочинение по всеобщей географии, скромно назвав его «Географическими записками». Оно включало в себя краткий очерк истории развития географических знаний, важнейшие вопросы общего землеведения и страноведения. Как известно, сам труд Эратосфена не сохранился до нашего времени, и мы знаем о его содержании главным образом из «Географии» Страбона.

С «Географическими записками» Эратосфена была связана его карта Земли. В. Хейдел (Heidel, р. 125) особо подчеркивает, что карта Эратосфена была первой картой, сделанной с учетом шарообразной формы Земли. Известно, что одной из своих задач Эратосфен считал исправление древней карты (или древних карт) ойкумены, как об этом пишет Страбон (II, 1, 2). Однако было бы неправильно думать, что Эратосфен при этом имел в виду только исправление положения горного пояса, пересекающего Азию древних картах в северо-восточном направлении (как можно представить себе из «Географии» Страбона). Мы думаем, что «исправление» древней карты Эратосфен понимал значительно шире (к тому же попытка обозначить горный пояс пересекающим Азию с запада на восток была сделана еще Дикеархом). Эратосфен считал необходимым показать на карте очертания ойкумены, исходя из новых географических сведений, полученных к тому времени; он сделал попытку определить в точных мерах длины протяженность ойкумены с севера на юг и с запада на восток, чего не делали его предшественники, построить сетку параллелей и перпендикулярных к ним линий —«меридианов». На основе этих линий можно было изобразить ойкумену.

Эратосфен понимал, что для выполнения поставленных задач следует сначала определить широтное положение опорных пунктов, т. е. вычислить их

[73]

расстояния от экватора. Мы думаем, что сама эта мысль была Эратосфену подсказана Эвдоксом и Пифеем, занимавшимися такого рода измерениями. Нужно было определить величину окружности Земли. Ему удалось вычислить ее, применив принципиально новый метод, который он изложил в работе «Об измерении Земли». Но поскольку работа Эратосфена до нас не дошла, о методе и результатах его измерения окружности Земли мы знаем из сочинения Клеомеда (I век до н. э.) «О круговращении небесных тел» (Cleo- medes, I, 10, 52—55).

Эратосфен использовал особый вид солнечных часов — прибор «скафис», или «скиаферон», в котором тень от стержня падала не на горизонтальную плоскость, как у обычного гномона, а на внутреннюю поверхность полусферы (Витрувий, IX, 8, 1).

Зная, что в Сиене в день летнего солнцестояния в полдень предметы не дают тени и солнце отражается в колодце (Страбон, XVII, 1, 43), Эратосфен получил в этот день на скафисе в обсерватории Александрии угол тени, равный 1/50 части окружности (что соответствует углу в 7° 12'). Расстояние между городами, по вычислению бематистов (измерителей дорог), равнялось 5300 стадиям, как пишет Страбон (XVII, 1, 2). Однако в другом месте (II, 5, 7) он же называет расстояние между параллелями Александрии и Сиены равным 5000 стадиям (эта величина указана и у Клеомеда). Считается, что Эратосфен уменьшил первоначальную величину за счет исключения извилин дорог, но Л. В. Фирсов (стр. 154—166) предполагает иное, оригинальное решение этого вопроса Эратосфеном: он думает, что поправка в 300 стадиев была сделана ученым из необходимости привести длину немеридианной линии (он знал, что Александрия лежит западнее Сиены) к длине меридианной дуги между городами. Он подтверждает это следующим отношением: 5300 стадиев так относится к 5000 стадиям (что дает 1,06), как 835 км (расстояние по прямой между пунктами наблюдения) относится к 792 км (меридианная дуга), что дает почти ту же величину (1,054).

Чтобы вычислить окружность Земли, достаточно было помножить 5000 стадиев на 50. Первоначально Эратосфен получил 250 000 стадиев (этот результат

[74]

назван у Клеомеда), но Гиппарх, Страбон и другие античные авторы говорят, ссылаясь на Эратосфена, о величине окружности Земли в 252 000 стадиев. Принято думать, что 2000 стадиев были прибавлены для того, чтобы окончательный результат делился без остатка на 60, как было принято тогда делить окружность.

Величину окружности Земли он поделил на 4 и получил расстояние от экватора до Северного полюса, равное 15/60 окружности, или 63 000 стадиев (Страбон, II, 5, 7). Окружность в 252 000 стадиев в переводе на современные меры длины соответствует примерно 39 690 км (считая стадий равным 157,5 м), т. е. на 319 км меньше действительной окружности меридиана (40 009 км).

После этих вычислений Эратосфен приступил к составлению карты ойкумены. Параллель Туле, где летняя ночь длится два-три часа, была взята в качестве верхней рамки карты и северного рубежа «умеренного обитаемого пояса», за пределами которого, по словам Пифея, находилось замерзшее море, и круг незаходящих звезд совпадал с летним тропиком (Страбон, I, 4, 2; II, 5, 8). Эта параллель находилась, по вычислению Эратосфена, на расстоянии 16700 стадиев от Северного полюса и 46 300 стадиев от экватора. За нижнюю рамку карты и южную границу «умеренного обитаемого пояса» Эратосфен принял параллель, которая оказалась южнее, чем на карте Дикеарха. Она проходила в 3400 стадиях южнее Мероэ, через Страну корицы (полуостров Сомали) в Африке и остров Тапробан (Цейлон) у берегов Индии. Эта параллель была удалена от экватора на 8300— 8400 стадиев. Здесь в «круге незаходящих звезд» находилось созвездие Малой Медведицы. Сведения об этих широтах Эратосфен почерпнул из сообщений лиц, побывавших в Мероэ или южнее, а также тех, кто посетил Индию.

Таким образом, «умеренный обитаемый пояс» на карте Эратосфена занимал полосу около 38000 стадиев. Если его пределы выразить в градусах широты (которые еще не были известны Эратосфену), то этот пояс располагался приблизительно между 12 и 66,5° с. ш., выходя, таким образом, за пределы «умеренного пояса освещения», ограниченного тропиком и

[75]

Полярным кругом. Это дает нам возможность не согласиться с Андрэ Боннаром (1962, стр. 267), который считает, что «умеренный пояс» Эратосфена был с юга ограничен тропиком. Затем весь «умеренный» пояс Эратосфен разделил семью параллелями, которые отличались друг от друга на 1/2 часа самого длинного летнего дня. Эти параллели составили основу его карты. Вопрос ю количестве параллелей на карте Эратосфена давно дискутируется в историко-географической литературе. Одни авторы считают, что Эратосфен воспользовался 6 параллелями, другие на своих реконструкциях карты Эратосфена показывают 8 параллелей, третьи пишут даже о 10 параллелях. Причина спора заключается в том, что из текста «Географии» Страбона, где рассматриваются карта и «Географические записки» Эратосфена, а также критические замечания к ним Гиппарха, не сразу ясно, чтб непосредственно относится к Эратосфену и что к Гиппарху. Нам кажется, что вопрос о 7 параллелях (или «климатах») был правильно решен Э. Хонигманом (Honigmann, 1929) и поддержан А. Диллером (Diller, 1934, 1941).

Анализируя текст «Географии» Страбона, исследователи обратили внимание на то, что параллели Эра-тосфен провел по определенной системе: нечетные по номера^ параллели (I, III, V, VII) характеризуются целыми числами часов летнего дня (13, 14, 15, 16); четные же параллели (И, IV, VI) имеют дробные числа часов (1372, 147г, 157г).

От параллели Мероэ до Александрии Эратосфен считал (по меридиану) 10 000 стадиев, от Александрии до Геллеспонта (или г. Лисимахии)—8000 стадиев, от Геллеспонта до устья Борисфена (Днепра) — 5000 стадиев. По мнению Диллера (Diller, 1934, р. 262), Эратосфен на свою карту нанес прежде всего эти «нечетные» параллели, определив их расстояние от экватора. Параллели же с четными номерами, проходящие через Сиену, о. Родос, середину Понта (устье Дуная?) были вычерчены путем интерполяции через середины отрезков, обозначающих расстояние между соседними нечетными параллелями. Правда, при проведении параллели Родоса Эратосфен должен был отказаться от подобной интерполяции. Эта линия, ха-

[76]

растеризующая 14 ½ часовым летним днем, должна была пройти на расстоянии 4000 стадиев от Александрии (что совпадало бы с длиной пути от Александрии до Родоса, принятой у моряков того времени). Однако в результате собственного определения широты о. Родос при помощи гномона Эратосфен получил (путем вычислений) расстояние от экватора, равное не 4000, а 3750 стадиям (Страбон, II, 5, 24; Дитмар, 1965, стр. 34—36).

Многие комментаторы, давно обратили внимание на то, что у Эратосфена имеются расхождения в цифровых данных, характеризующих расстояния .между параллелями и их удаленность от экватора. Э. Хонигман и А. Диллер высказывают предположение, что Эратосфен под параллелью понимал не математическую линию, а некую узкую полосу шириной 400 стадиев, в пределах которой не наблюдается заметного изменения астрономических явлений. По мнению Э. Хонигмана, эту узкую полосу Эратосфен и называл «климат». Мы увидим дальше, что семь «климатов» Эратосфена благодаря трудам Гиппарха дошли до Марина Тирского и Клавдия Птолемея. Они были известны и авторам средневековой арабской литературы. Как показывает С. Т. Еремян (1968, стр. 44— 46), они повторяются и в анонимной «Армянской географии VII века».

Не будем подробно прослеживать, как прошли на карте все семь параллелей, скажем только, что параллель о. Родос повторила главную ось карты Дикеарха и совпала с «ионийским экватором».

Рассматривая южную половину карты ойкумены, мы вынуждены не согласиться с В. Тарном (1949, стр. 175) и с А. Боннаром (1962, стр. 267), которые считают, что «жаркий, необитаемый пояс» Эратосфена соответствовал полосе пустынь Северной Африки и Аравийского полуострова.

Ни у Эратосфена, ни у его последователей никогда «жаркий необитаемый пояс» не ассоциировался с зоной названных пустынь, так как эта зона в северном полушарии протягивается в основном между 17 и 30° северной широты, а эту территорию, как мы видим, Эратосфен относил к «умеренному обитаемому поясу».

[77]

Дискуссионным остается вопрос о том, признавал ли Эратосфен еще один «умеренный», т. е. обитаемый, пояс, протянувшийся вдоль экватора. А. Боннар пишет об этом утвердительно, ссылаясь на Страбона (II, 3, 2). Д. О. Томсон же (стр. 126) считает, что имеющееся в литературе утверждение о признании Эратосфеном экваториальных областей пригодными для обитания является ошибочным: это результат описки Страбона, спутавшего Эратосфена с Посидо- нием, который разделял по этому вопросу идею Полиция. Мы также думаем, что в эпоху, когда жил Эратосфен, такая теория вряд ли могла существовать. Она возникла несколько позднее, во II веке до н. э., в результате обобщения новых сведений, полученных греческими и римскими учеными о приэкваториальных областях Земли.

Наряду с параллелями Эратосфен провел несколько «меридианов», т. е. прямых линий, перпендикулярных экватору. Расстояния между ними он вычислил на основании сведений о протяженности сухопутных дорог и морских путей. Меридианы были проведены по обе стороны от осевой линии, предложенной Дикеархом, через пункты Мероэ — Сиену — Александрию — Родос — Лисимахию. На юге Эратосфен продолжил ее до Страны корицы, на севере он провел ее через устье Борисфена (Днепра) и Скифию до Северного океана, омывавшего, по его представлению, берега Европы и Азии.

Такая сетка параллелей и «меридианов» позволила Эратосфену путем отсчета известных ему расстояний от этих линий вычертить карту обитаемой земли: показать контуры материков, изобразить горные хребты, обозначить реки, города и пр.

В отличие от своих предшественников, которые представляли ойкумену в виде овального по форме острова со слабоизрезанными берегами, Эратосфен изобразил обитаемую землю похожей на короткий плащ (так называемую хламиду), слабо заостренной в западной части, наиболее широкой по линии Мероэ— Родос — Борисфен и снова суживающейся к востоку (Страбон, II, 5, 14). Наибольшая протяженность ойкумены приходилась на параллель о. Родос, которая пересекала Средиземное море от Столбов Геракла до Исского залива (современный Искандерон)

[78]

и продолжалась в Азии вдоль южного подножия Тавра, пересекавшего, по представлению Эратосфена и Дикеарха, Азию в направлении с запада на восток. Этот горный пояс подразделялся на горы Парахоафр, Паропамис, Эмод и Имай, заканчиваясь на востоке мысом Тамар. Ширина этого горного пояса представлялась в 3000 стадиев (ок. 480 км).

Так как горный пояс был проведен в широтном направлении, Индия оказалась размещенной правильнее, в более низких широтах, чем она показывалась на древних картах: теперь она располагалась на крайнем юго-востоке ойкумены между параллелью Родоса на севере и параллелью Мероэ на юге. Только самый крайний юго-восточный мыс Индии, населенный племенами кониаков, почти доходил до параллели Страны корицы, на которой был показан о. Таирова н, лежащий на расстоянии семи дней плавания от Индии (Страбон, XV, 11, 7).

В отличие от Гекатея, Геродота и Аристотеля Эратосфен вслед за Патроклом стал считать Каспийское море заливом Северного океана, который соединяется с океаном узким и длинным проливом. Начало этого пролива, по словам Патрокла, находится в 6000 стадиях от южных берегов Каспия (Страбон, XI, 5, 1; II, 1, 17).

Воспользовавшись сведениями Пифея, Эратосфен показал очертания западных берегов Европы, повторив в какой-то степени, видимо, Дикеарха. Эратосфен изобразил излучину Бискайского залива (хотя этого названия он не знает), и это позволило ему отделить Иберию как полуостров от остальной Кельтики (Страбон, 1, 4, б; IV, 4, 1; Мишулин, стр. 32). На крайнем западном выступе берега находилась Страна остимиев (полуостров Бретань), к северу от нее вдоль берега была показана Британия, а западнее — Иерна (Ирландия).

Какую часть Родосской параллели занимала ойкумена, вытянувшаяся, по расчетам Эратосфена, на 78 000 стадиев? Эратосфен, зная удаленность этой параллели от экватора, вычислил длину окружности Земли по этой параллели в 200000 стадиев (Страбон, I, 4, 5). Следовательно, ойкумена заняла по долготе несколько больше 1/3 длины (т. е. 78000 из 200000 стадиев), что соответствует окружности около

[79]

Карта ойкумены Эратосфена. Реконструкция Э. Банбери.

[80]

140°. Это несколько превышает действительное расстояние от западных берегов Европы до устья Ганга.

Вывод Эратосфена о географическом положении ойкумены был чрезвычайно важен: в отличие от Ари-стотеля и Эвдокса, предполагавших, что западные окраины обитаемой земли очень близко подходят к ее восточным окраинам, Эратосфен убедился, что к западу от берегов Европы и Ливии находится океан, который занимает на карте около 2/3 Родосской параллели. Страбон (I, 4, 6) приводит слова Эратосфена, что если бы не обширность Атлантического океана, то можно было бы проплыть от берегов Иберии до берегов Индии «по одной и той же параллели». Это свидетельствует о том, что Эратосфен не допускал возможности существования еще одного массива суши в умеренном поясе северного полушария.

Но зато можно согласиться с Д. Томсоном (стр. 236) и А. Талама (Thalamas, 1921, р. 177— 178), которые считают, что Эратосфен предполагал возможность существования еще одного массива суши в «умеренном обитаемом поясе» южного полушария, населенного «антэками» («противоживущими»), как он писал об этом в своей ранней работе «Гермес». Следовательно, тут он разделял взгляды Эвдокса и Аристотеля.

Эратосфен признавал общность всех морей, омывающих сушу: подтверждением этого был постоянный уровень внешних морей и регулярность приливов и отливов, наблюдаемых как у западных берегов Европы, так и у берегов Индии (Страбон, I, 3, 3). В вопросе о происхождении приливов и отливов Эратосфен придерживался взгляда Пифея, впервые открывшего связь между движением Луны и приливно-отливными движениями воды в океане. Что же касается внутренних морей, то Эратосфен считал, что их уровень не везде одинаков, и не соглашался с Архимедом, который доказывал в своем трактате «О плавающих телах», что уровень воды во всех морях должен быть совершенно одинаков (Страбон, I, 3, 14; Лурье, 1945, стр. 53).

Вклад Эратосфена в развивающуюся науку о Земле не ограничился измерением размеров Земли и разработкой вопросов построения карты ойкумены. Мы хотим подчеркнуть, что он широко применял

[81]

сравнительный метод, особенно при выяснении широтного положения районов ойкумены и при проведении параллелей. Исключительно ценной была его попытка физико-географического районирования, когда он выделил так называемые «сфрагиды» (буквально — «отпечатки»), т. е. определенные пространства, различные по характеру своей природы, такие, как Индия, Ариана (Иранское нагорье), Месопотамия и др. И хотя «сфрагиды» Эратосфена были раскритикованы Гиппархом, так как недостаточно увязаны с сеткой параллелей и меридианов, сама идея выделения «сфрагид», по словам Паассена (Paassen, р. 46—47), показывает географический образ мышления Эратосфена (см.: Berger, 1880). Если прежние авторы преимущественно описывали морские берега от гавани к гавани или сухопутные маршруты от города к городу, то Эратосфен давал характеристику района в целом, используя сведения о рельефе, режиме осадков, гидрографии, растительности, природных ресурсах и занятиях населения (Дитмар, 1972, стр. 44—45). Это было новым в науке и явилось дальнейшим развитием того направления в географических описаниях, которое нами было отмечено у современников Александра Македонского.

Особо надо сказать, что в «сфрагиде», которая охватывала Аравийский полуостров, Эратосфен выделяет три широтные зоны: северную, населенную земледельцами; среднюю пустынную, где живут кочевые племена арабов, пасущих стада верблюдов; и южную, орошаемую подобно Индии и Эфиопии летними дождями. Возможно, что границы между этими «зонами» Эратосфен проводил по параллелям Александрии и Мероэ, хотя таких сведений у Страбона и не имеется (Страбон, XVI, 4, 2). Ему известны также и вертикальные зоны, выделенные Неархом, о чем говорилось выше.

[82]

Цитируется по изд.: Дитмар А.Б. Рубежи Ойкумены. М., 1973, с. 71-82.

Далее читайте:

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Литература:

Дитмар А.Б. Родосская параллель. Жизнь и деятельность Эратосфена. М., 1965.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС