Преображенский Василий Петрович |
|
1864-1900 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Петрович ПреображенскийПреображенский Василий Петрович (1864-1900) - философ, литературный критик, член совета и соредактор журнала «Вопросы философии и психологии». В 1881- 1885 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1885 г. защитил кандидатскую диссертацию «О реализме Герберта Спенсера». Некоторое время преподавал философию в Московском университете, однако вскоре отказался от преподавательской деятельности и занялся переводом, изданием и пропагандой философских трудов. Преображенский - один из первых членов Московского психологического общества, переводчик, редактор, издатель собрания сочинений Лейбница, редактор-издатель «Этики» Б. Спинозы. Его перу принадлежат эссе о теории познания А. Шопенгауэра, философии Ф. Ницше и значительное число статей библиографического характера. Он работал в редакции «Юридического вестника», а также возглавлял библиографический отдел журнала «Русская мысль». Преображенский не создал оригинальной системы, однако его взгляды на различные вопросы жизни и духа, зачастую облеченные в блестящую афористическую форму, представляют интерес. Первый период научной деятельности Преображенского был посвящен изучению трудов представителей позитивистской мысли и их предшественников. Позднее его философские симпатии оказались на стороне мыслителей экзистенциальной ориентации. Достоинство философских учений Преображенского измерял оригинальностью личности автора, раскрывающейся в них. Это обусловило его влечение к тем мыслителям, которые выразили свое мировоззрение в лирической форме дневника, афоризма, проповеди: Ницше, Шопенгауэру, Б. Паскалю, С. Кьеркегору. Будучи даровитым филологом, Преображенский практиковал оценку исследуемых им текстов, исходя из их архитектоники. Преображенский вошел в русскую философию как первый исследователь и популяризатор учения Ницше. Научная строгость очерка «Ф. Ницше. Критика морали альтруизма» (Вопросы философии и психологии. 1892. № 15) имела существенное значение для распространения идей Ницше в России (см.: Ницше в России). Учение Ницше Преображенский трактует как жизнеутверждающий гимн, автор которого воспринимает философию как глубоко личное дело. Заслугу «художника-мыслителя» он видит в том, что Ницше впервые поставил саму проблему морали, рассмотрев феномен нравственности не с точки зрения исторически преходящих нравственных оценок и воззрений, встав по ту сторону добра и зла. Он высоко ценил разрушительную силу, заложенную в критике Ницше действительности. Сам Преображенский был решительным противником как буржуазного строя жизни и мысли, при котором творческая воля людей скована путами косного, незыблемого уклада, так и социалистических тенденций с их идеалом общего, регламентированного благополучия. Имя Преображенского, открывшего широкому российскому читателю философию Ницше, воспринималось неотрывно от учения немецкого мыслителя. Так, Преображенский стал прототипом Констрицина - главного героя первого в России ницшеанского романа П. Д. Боборыкина «Перевал» (1893). Ю. В. Синеокая Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 500-501.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Литература:Соловьев В. С. В. П. Преображенский. Некролог // Соловьев В. С. Собр. соч. Спб., 1913.Т.9. С. 428-430; Трубецкой С. Н. Памяти В. П. Преображенского // Вопросы философии и психологии. 1900. № 54. С. 481-501; Котляревский Н. Воспоминания о В. П. Преображенском // Там же. С. 501-538; Герье В. И. Памяти В. П. Преображенского // Там же. С. 731-741; Боборыкин П. Д. О ницшеанстве // Там же. № 55. С. 539-548.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |