Ницше Фридрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Ницше Фридрих

1844–1900

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ницше Фридрих

Ницше в России

НИЦШЕ В РОССИИ. Наследие немецкого философа Ницше оставило глубокий след в истории русской мысли; правомерно говорить о своеобразном «ницшеанском» пласте культуры России. Ни один крупный русский мыслитель конца XIX - 1-й четверти XX века не оставил без внимания философию Ницше. Она оказала воздействие на религиозные искания философов-идеалистов, движение символистов и русский марксизм. Однако восприятие идей Ницше было далеко не однозначным. В некоторых кругах его имя считалось синонимом индивидуализма, в то время как в других философия Ницше означала коллективное творчество. Для одних он был «разрушителем исторического христианства», ломавшим традиционные представления о нравственности, для других - «пророком новой веры», провозвестником идеи религиозного синтеза, новой религиозной культуры. Широкая популярность Ницше в России на рубеже XIX-XX веков была обусловлена рядом причин. Как в европейских, так и в русских интеллектуальных кругах, наряду с прогрессистско-сциентистскими теориями, все большее распространение получали экзистенциально ориентированные размышления в духе С. Кьеркегора. Приоритетное внимание стало уделяться проблемам творчества, свободы, религиозным исканиям личности. Влияние Ницше было усилено, с одной стороны, учениями А. Шопенгауэра, М. Штирнера, Р. Вагнера, М. Гюйо, а с другой - работами Достоевского, К. Н. Леонтьева.

Способ прочтения Ницше отечественными интеллектуалами сформировался гл. обр. в результате интерпретации его творчества такими мыслителями, как Преображенский, В. С. Соловьев, Шестов, Е. Н. Трубецкой, В. И. Иванов. Отношение к Ницше на массовом уровне складывалось посредством популяризации его взглядов в поэтических циклах (Минский, 3. Н. Гиппиус), пьесах (М. Горький, Луначарский), романах и рассказах (Мережковский, П. Д. Боборыкин) ницшеанской направленности. Восприятие творчества Ницше в России прошло ряд этапов, различающихся смысловыми акцентами в интерпретации его учения. Однако определенные толкования ницшеанской философии порой сосуществовали параллельно. Так, Брюсов на всем своем творческом пути оставался верен эстетическим пристрастиям Н. Шестов был ориентирован на религиозно-метафизическую, Луначарский - культурологическую, Михайловский - социокультурную проблематику, поднятую Ницше. Общим для большинства русских философов было принятие ницшеанских идей в юности и отход от них в зрелый период творчества. Знакомство с ницшеанством в России приходится на 1890-е годы.

В этот период развертываются острые дискуссии о природе нравственной философии Ницше, обсуждаются не только моральные, но и психологические, эстетические проблемы его творчества. Становятся известными зарубежные работы о Ницше - А. Риля, Г. Зиммеля, Л. Штейна, А. Лихтенберже, Л. Андреас-Саломэ, а также книга М. Нордау «Вырождение», содержащая резкую критику учения Ницше. Первый серьезный анализ философии Ницше содержала статья Преображенского «Фридрих Ницше. Критика морали альтруизма» (1892), в которой Ницше был представлен как выдающийся моралист, заявивший об относительности нравственных ценностей, мерилом для которых служит жизнь. Она положила начало дискуссии, развернувшейся на страницах ряда периодических изданий.

Лопатин («Больная искренность», 1893), отметив важность критики Ницше современной морали, упрекнул его за невозможность построения на основе его «неограниченного скептицизма» никакой положительной системы нравственности. Работа Грота («Нравственные идеалы нашего времени», 1893), противопоставившая антихристианский индивидуализм Ницше христианскому альтруизму Толстого, содержала негативную оценку творчества Ницше, как «следствия упадка западной культуры». Цертелев (статья «Критика вырождения и вырождение критики», 1897) и В. Чуйко (ст. «Общественные идеалы Ф. Ницше», 1893) характеризовали философию Ницше как «этический нигилизм».

Благосклонное признание концепция Ницше получила в работах Михайловского, выделившего в его творчестве проблему противостояния личности и общества, а также тезис о безусловной ценности волевой деятельности личности. Особый интерес представляет отношение к ницшеанству Вл. Соловьева. В целом разделяя взгляды Ницше на кризис европейской цивилизации, он был склонен видеть в нем самом симптом этого кризиса («Первый шаг к положительной эстетике», 1894). В «Оправдании добра» (1897) Соловьев критиковал ницшеанский отрыв «красоты» и «власти» от религиозного контекста, считая, что истинная реализация этих ценностей возможна лишь в рамках религии и что именно христианство призвано оградить красоту от смерти. Центральным в творчестве Ницше стал для Соловьева культ сверхчеловека и сверхчеловеческой красоты, полемику с которым можно обнаружить почти во всех поздних его произв. Принимая саму идею сверхчеловека, Соловьев осмысливал ее как «перерастание» собирательным человечеством своей наличной действительности на пути к грядущему бессмертию, однако ницшеанского сверхчеловека он считал прообразом антихриста, противопоставляя ему богочеловека Христа, победившего смерть телесным воскрешением. Характерно, что отношение старшего поколения философов-идеалистов к взглядам Ницше было крайне настороженным, поскольку мировоззрение каждого из них опиралось на те ценности, к переоценке которых звал Ницше. Они не могли согласиться с тем, что традиционные идеалы европейской культуры утратили свой смысл, ее кризис не означал для них ложность ее христианских и античных оснований, к синтетическому соединению которых они стремились.

Пик популярности Ницше в России приходится на первое десятилетие XX века. В 1900 году было опубликовано первое Собрание сочинений Ницше на русском языке под ред. А.И. Введенского (М., 1900.Т. 1-8; 2-еизд. 1902-1903. Т. 1-9), в 1909 году начато издание Полного собрания сочинений под редакцией Ф. Ф. Зелинского, Франка, Г. А. Рачинского и Бермана, которое так и не было завершено. Появились исследования, главной темой которых стало сопоставление философии Ницше с творчеством русских мыслителей, главным образом Достоевского и Толстого (Шестов, Мережковский, Иванов). В частности, Свенцицкий констатировал, что «упрощенному христианству» Толстого нечего противопоставить принявшему себя за начало и конец всего «безумному индивидуализму» Ницше, а его «вызов всей цивилизации, всем областям человеческого знания и творчества... не нашел до сих пор достойного ответа».

Учение Ницше наряду с философией Соловьева оказало катализирующее воздействие на деятелей русского религиозного возрождения, видевших в нем гениального художника и религиозного проповедника. Наиболее существенным в этом плане оказались две темы Ницше - идеи сверхчеловека и дионисизма. Русская мысль начала XX века пыталась найти разрешение противоречия между необходимостью оправдания сложности, иерархичности культуры и преодолением отчуждения ее от жизни, выражаясь языком Ницше, между аполлоновским и дионисийским началами. Отсюда попытка сформировать «новое религиозное сознание», принципиально отличное от нигилизма революционной интеллигенции и призванное соединить культуру, религию и философию. В учении Ницше усматривали высший религиозный гуманизм, основной ценностью которого является личность, способная творческим порывом сравняться с божеством. Сверхчеловек Ницше в таком контексте воспринимался не как имморалист, разрушитель культуры и веры, а как хранитель аристократических ценностей духа. Так, для Франка проповедь Заратустры и провозглашаемая им любовь к дальнему (статья Фр. Ницше и этика «любви к дальнему», 1902) означали утверждение «моральных прав личности», позабытых в период господства позитивистско-утилитарной нравственности.

Для Бердяева (статья «Этический идеализм в свете критической философии», 1902) пафос Заратустры также был пафосом свободной личности. В художественной среде ницшеанство часто рассматривалось как призыв к «эстетическому освобождению», «свободе нравов», воспеванию свободной любви. Русские поэты-декаденты видели грядущего сверхчеловека прекрасным, свободным существом, демоническим воплощением языческой красоты (Ф. К. Сологуб, 3. Н. Гиппиус, Минский). Наиболее глубокое влияние творчество Ницше оказало на ведущего теоретика символизма Вяч. Иванова, который интерпретировал сверхчеловека как принципиально неиндивидуальное начало, имеющее вселенский смысл. Сверхчеловек был в его понимании соборной личностью, близкой древнегреческому богу Дионису, ставшему в его творчестве прообразом соборной архаической общины. В противоположность Соловьеву Иванов видел в сверхчеловеке предшественника Христа, но, в отличие от Ницше, не противопоставлял Диониса Христу. Критика Ницше традиционного христианства и воспевание таких ценностей, как чувственность, красота, самоутверждение, присущих язычеству, определили первоначальные искания одного из первых проповедников «нового религиозного сознания» - Мережковского. Стремясь к синтезу земной правды язычества и небесной истины Христа, Мережковский выдвинул идею нового христианства Третьего Завета. В поисках примирения двух истин - неба и земли, и духа плоти, разума и чувства - он обращался к идее сверхчеловека. Главные герои трилогии «Христос и Антихрист» (1896-1905) - Юлиан Отступник, Леонардо да Винчи, Петр Великий - олицетворяли объединителя язычества и христианства. В конечном итоге Мережковский пришел к христианству с признанием сверхчеловеком Иисуса Христа. Осмысление учения Л. Шестовым, религиозным философом экзистенциальной ориентации, отличалось от господствовавшего тогда подхода. Основная проблема русского ренессанса - «оправдание культуры» - практически не занимала Шестова, главной темой для него было «оправдание человека». Ницше интересовал Шестова прежде всего как личность. Он был захвачен трагедией души немецкого философа, безутешным поиском смысла. Подлинный Ницше открылся ему в свете страшной болезни, в том повороте судьбы, который вывел «безумного мыслителя» за пределы морали и эстетики, гражданского долга, культуры: в стороне от культуры, один на один со страшной болезнью, Ницше искал Бога. К философии Ницше Шестов обращался не для примирения религии и культуры, а для того, чтобы развести их в противоположные стороны.

К 1908 году популярность философии Ницше в России начинает уменьшаться. На массовом уровне ницшеанство все шире стало ассоциироваться с проявлением бытовой пошлости. В среде русских интеллектуалов крепло желание самоопределения, самоидентификации в культурной традиции (прежде всего отечественной), пришедшее на смену ницшеанскому бунту против мертвенности старых, отживших культурных форм. Рост антиницшеанских настроений был связан также с популярным в России времен Первой мировой войны неославянофильским отвержением духа нем. культуры. Тем не менее ницшеанские мотивы продолжали звучать. Определенное оживление внимания к Ницше в 1916-1917 годы было связано с усилением революционных настроений и эсхатологических ожиданий. После революции единственным аспектом творчества Ницше, получившим резонанс, стала его философия культуры, в особенности интерпретации античности. Эта тема присутствует в работах Иванова, Зелинского, В. В. Вересаева, Лосева. Философия Ницше оказала влияние и на русский марксизм. В истории отечественной мысли принято выделять особое духовное течение 1903- 1912 годов - «ницшеанский марксизм», пришедший на смену «легальному марксизму» (Бердяев, Булгаков, П. Б. Струве, Туган-Барановский) и представленный именами М. Горького, Луначарского, Богданова. Марксистски ориентированной интеллигенции были близки призывы Ницше к переоценке ценностей буржуазной культуры и построению нового социального миропорядка. Однако, согласившись с тем, что ницшевский идеал активной, творческой жизни неприложим к буржуазному строю, они считали возможным воплощение его в будущем социалистическом государстве, где всеобщее равенство станет залогом свободного созидания для всех людей. Позитивное истолкование получил идеал сверхчеловека, воспринятого как образец героической личности, сильного лидера, беззаветно служащего народным массам. Важной чертой, объединившей марксизм и ницшеанство, стала концепция «воли к будущему», вера в то, что поколения ныне живущих людей получают оправдание своего существования лишь как залог появления грядущего племени совершенных людей.

Решающее влияние учение Ницше оказало на Горького. Вплоть до 1932 года, когда писатель негативно отозвался о творчестве Ницше, обвинив его в предвосхищении фашистской идеологии, он оставался верен своему юношескому увлечению философией Ницше, развивая и пропагандируя идеи немецкого мыслителя в своих художественных и публицистических сочинениях. Свободолюбие, бунтарство, ненависть к мещанству, составляющие жизненное кредо излюбленных персонажей Горького, напоминали идеи проповеди Заратустры. К 1906 году под влиянием идей Ницше Горький, Луначарский, Богданов пришли к признанию первостепенной роли творчества и искусства в социальной борьбе и предприняли попытку создать новое философско-этическое движение - богостроительство. В соответствии с футуристическими устремлениями ницшеанства богостроители провозгласили своей задачей дать людям сознание собственной свободы, уверенности в том, что человек - хозяин своей судьбы, и вместе с тем подчинить частные интересы созиданию грядущего социального мироустройства. Идеи Ницше оказали определенное влияние на советскую культуру: вера Ницше в возможности человека создать новую культуру повлияла на различные эксперименты в театре и кино. Во время 2-й мировой войны отношение к наследию Ницше стало носить сугубо негативный характер. Оно воспринималось как синоним фашизма, поскольку идеологи национал-социализма использовали отдельные положения учения Ницше для проповеди расизма и насилия. 

Ю. В. Синеокая

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 417-419.

Литература: Преображенский В. П. Ф. Ницше: Критика морали альтруизма // Вопросы философии и психологии. 1892. № 15; Грот Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени: Ф. Ницше и Лев Толстой // Там же. 1893. № 16; Лопатин Л. М. Больная искренность: Заметки по поводу статьи Преображенского «Ф. Ницше» // Там же. № 16; Чуйко В. В. Общественные идеалы Ф. Ницше // Наблюдатель. 1893. № 2; Волынский А. Литературные заметки: Аполлон и Дионис // Северный вестник. 1896. №11; Цертелев Д. Н. Критика вырождения и вырождение критики// Русский вестник. 1897. № 3,4,11,12; Минский Н. Ф. Ницше // Мир искусства. 1900. № 19-20; Рачинский Г. А. Трагедия Ницше: Опыт психологии личности. М., 1900; Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (Философия и проповедь). Спб., 1900; Он же. Достоевский и Ницше. Философия трагедии. Спб., 1903; Левицкий С. Сверхчеловек Ницше и человек Христа. М., 1901; Бобрищев-Пушкин А. М. Поэт мысли // Новый журнал иностранной литературы. 1902. № 1-7; Трубецкой Е. Н. Философия Ницше: Критический очерк // Вопросы философии и психологии. 1902. № 66-69; Иванов В. И. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. 1904. № ]-3( 5, 8, 9; Он же. Ницше и Дионис // Весы. 1904. № 5; Белый А. Ф. Ницше // Весы. 1908. № 7-9; Вересаев В. В. Аполлон и Дионис: О Ницше// Современный мир. 1914. №2-5, 11; Nietzsche in Russia / Ed. by Rosenthal B. Princeton University press, 1986; Nietzsche and Soviet Culture: Ally and Adversary / Ed. by Rosenthal B. Cambridge University Press, 1994.

Вернуться на главную страницу Ницше

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС