Маутнер Фриц
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Маутнер Фриц

1849-1923

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Фриц Маутнер

Маутнер (Mauthner), Фриц (22.XI.1849 - 29.VI.1923) - немецкий философ, писатель и историк атеизма. Философская доктрина Маутнера - своеобразное сочетание агностицизма Юма, иррационализма Ницше, волюнтаризма Шопенгауэра. Задачу философии Маутнер видел в "критике языка", отрицая его теоретико-познавательное значение. Действительность, по Маутнеру, - лишь "словесный фетиш", а научные и прочие понятия - термины, не имеющие объективного содержания. Как писатель Маутнер известен многочисленными историческими романами ("Гипатия", пер. с нем., 1929). Труд Маутнера "Атеизм и его история на Западе" ("Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande", Bd 1-4, Stuttg.-В., 1920-23) ценен как собрание фактических материалов, многие из которых впервые введены им в научный обиход.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Сочинения: Beiträge zu einer Kritik der Sprache, Bd 1-3, Stuttg., 1901-02; 3 Aufl., Lpz., 1923; Ausgewählte Schriften, Bd 1-6, Stuttg.-В., 1919.

Литература: Kappstein Th., Fritz Mauthner, В.-Lpz., 1926.

Маутнер (Mauthner), Фриц (22 ноября 1849, Хорице, Богемия – 29 июня 1923, Меерсбург, Германия) – австро-немецкий писатель, литературный критик и философ. По своему первоначальному образованию – журналист. Испытал влияние британского эмпиризма и номинализма, А. Шопенгауэра, феноменалистической эпистемологии Э. Маха, а также кантовского критицизма. Одним из первых среди немецкоязычных авторов стал рассматривать язык с философской точки зрения. Маутнер поддерживал осуществленную Кантом критику разума, однако упрекал немецкого философа в непонимании того, что разум и есть язык: в философии Маутнера разум (интеллект) тождественен языку. Все философские проблемы для него суть языковые проблемы. При этом он опирался на естественный язык и невысоко оценивал попытки его формализации. Ранний Л. Витгенштейн в «Логикофилософском трактате» полемически высказывался по поводу маутнеровской критики языка, однако в поздний период становится явным значительное влияние идей Маутнера на Витгенштейна. Э. Кассирер критиковал теорию познания Маутнера за скептицизм и доведение до предела принципов эмпиризма.

Маутнер стремился к разработке последовательно номиналистической теории познания. Он вел борьбу с реификацией общих понятий, разоблачал политическое околдовывание людей такими общими понятиями, как «народ», «раса», «дух». Язык философии для Маутнера – тот же обыденный, повседневный язык, лишь подвергшийся некоторому уточнению. Любой язык, в том числе язык философии и науки, метафоричен. Двусмысленности и неясности языка связаны именно с его метафоричностью и являются причиной заблуждений познания. Маутнер считал, что язык в целом более приспособен для поэзии, чем для философии и науки. Научные законы он оценивал лишь как временные индуктивные обобщения, которые с лингвистической точки зрения представляют собой реифицированные метафоры. Логику он сводил к психологии языка и считал, что может быть много различных логик.

Основная цель исследований Маутнера – определить природу и пределы языка. В «Словаре по философии» (Wörterbuch der Philosophie: Neue Beiträge zu einer Kritik der Sprache. Münch., 1910) дается объяснение психологического происхождения слов, а затем показывается, как в истории философии эти слова подвергались реификации. Отвергая мнение философов и логиков о том, что смысл слов объективен, Маутнер утверждал, что нет языка как такового (это лишь реифицированное общее понятие), а есть отдельные люди, использующие язык в своих целях. Язык – не какая-то универсальная сущность, а активность, социальное явление. Отсюда особое внимание Маутнера к прагматическим аспектам языка. «Критика языка» должна завершаться «молчанием». Маутнеровская философия обыденного языка не пользовалась значительным влиянием при жизни ее автора, однако интерес к ней сильно возрос в 1960–70-х годах.

А.Ф. Грязнов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 515.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Beiträge zu einer Kritik der Sprache. Stuttg., 1901–1903;

Die Sprache. Fr./M, 1906;

Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, 4 Bde, 1920–1923;

Ausgewählte Schriften, 6 Bde, 1949; в рус. пер.: Атеизм в эпоху Великой Французской революции. Л.–М., 1924.

Литература:

Weiler C. Mauthner’s Critique of Language. Cambr., 1970.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС