Юм Дейвид |
|
1711–1776 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Дэвид Юм
THE GRANGER COLLECTION, New York.
Если Беркли свёл философию к шутке, Английский философЮм (Hume), Дэвид (1711-1776) — английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, предшественник позитивизма. Теория познания Юма, сложившаяся в итоге переработки им субъективного идеализма Беркли в духе агностицизма и феноменализма, в значительной степени совпадает с его описательной психологией. В центре гносеологии Юма — проблема соотношения элементов чувственного опыта. Первичными восприятиями Юм считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). На основе внешнего и внутреннего опыта возникают простые идеи, т. е. образы памяти и воображения, основанные на прошлом опыте. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 554.
АгностикК философии субъективного идеализма Беркли близок агностицизм Давида Юма (1711— 1776). Как и Локк, в основу своей теории познания Юм кладет показания наших чувств. Все наши идеи, в том числе и самые отвлеченные, имеют, по Юму, своим источником чувственные представления. Но с помощью чувств и ощущений мы постигаем только единичные вещи. Поэтому, утверждает Юм, такие понятия, как сущность, субстанция, причина, закон, время и пространство, являются чисто субъективными категориями, не имеющими опоры в самой действительности. Признавая реальность окружающего нас объективного мира, Юм отрицает возможность его познания. «Природа, — писал Юм, — держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и дает нам лишь знание немногих качеств объектов, скрывая от нас их сущность». Таков конечный вывод юмовского скептицизма. Будучи распространен и на духовную субстанцию, он завершается религиозным скептицизмом, заслужившим Юму ненависть английского духовенства и признательность французских просветителей. Однако, отрицая религию, он высоко ценит ее социальные функции как охранительницы существующего строя. Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 500.
Другие биографические материалы:Фролов И.Т. С марксисткой точки зрения (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991). Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Сторонник агностицизма (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Нарский И.С. Философ, историк, экономист... (Большая Советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 30. Экслибрис – Яя (+дополнения). – М., Советская энциклопедия. – 1978). Нарский И.С. Славу на родине Юму принесли «Эссе» (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Перковский А.Л. Изучал народонаселение (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985). Грицанов А.А. ...и публицист эпохи Просвещения (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Абрамов М.А. Шотландский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Кондаков И.М. Стоял на позициях Дж. Локка (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007). Баландин Р.К. ...наблюдается у игроков и мореплавателей... (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012). Философия была делом жизни (Энциклопедия "Мир вокруг нас"). Далее читайте:Юм Дэвид. Трактат о человеческой природе. (Статья М. А. Абрамова о произведении Юма). Юм Дэвид. Исследование о принципах морали (Статья А. Ф. Грязнова о произведении Д. Юма). Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Сочинения:The philosophical works, v. 1 - 2, L., 1890; то же, v. 1 - 2, L., 1898; Political discqurces, Edin., 1752; The life of D. Hume, esquire, written by himself, L., 1777; The letters of D. Hume, v. 1-2, Oxf., 1932; New letters of D. Hume, Oxf., 1954; в рус. пер. - Сочинения, т. 1 - 2, М., 1965; Xатчесонф., Юм Д., Смит А., Эстетика, М., 1973. Литература:Энгельс Ф., Положение Англии. Восемнадцатый век, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19; Энгельс Ф., Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Маркс К., Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1 - 2 (по указат.); Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; Виноградов Н. Д., Философия Д. Юма, т. 1 - 2, М., [1905-11]; Роговин С. М., Деизм и Д. Юм, М., 1908; Михаленко Ю. П., Философия Д. Юма - теоретическая основа английского позитивизма 20 века, М., 1962; Нарский И. С., Философия Д. Юма, М., 1967; Нарский И. С., Давид Юм, М., 1973; Вurtоn J. Н., The life and correspondence of D. Hume, v. 1 - 2, Edin., 1866; Kemp Smith N., The philosophy of D. Hume, L., 1949; М а с N a b b G. C., D. Hume. His theory of knowledge and morality, L., 1951; L е г о у A. L., D. Hume, P., 1953; В a s s о n A. H., D. Hume, Harmondsworth, 1958; Zabeeh F., Hume, precursor of modern empiricism, The Hague, 1960; David Hume. A Symposium, ed. by D. F. Pears, L., 1963; MossnerE. C., The life of D. Hume, Oxf., 1970; Hume and the Enlightenment. Essays presented to E. C. Mossner, ed. by W. B. Todd, Edin., 1974; Forbes D., Hume's philosophical politics, Camb., 1975; Jessop Т. Е., A bibliography of David Hume and of Scottish philosophy from Francis Hutcheson to Lord Balfour, L., 1938.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |