Грот Николай Яковлевич |
|
1852-1899 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Яковлевич ГротГрот Николай Яковлевич (1852-1899), философ. Профессор Московского университета (с 1886), руководитель "Московского психологического общества" (старейшего русского философского общества). Издавал журнал "Вопросы философии и психологии" (с 1889). Прошел путь от позитивизма к собственной системе монодуализма, в основе которой лежит постижение умозрительным способом абсолютно достоверных качественных отношений опыта. Предшественник веховства и богоискательства.Попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям) была сделана Н.Я. Гротом в его "Реформе логики" и отчасти И. Ягодинским в его книге "Генетический метод в логике". Центральным понятием метафизики Грота является понятие силы, которое объединяет в себе силы духа и силы материи. Всякая активная сила - порождение духа, материя - проявление пассивной силы. Развитие силы от природных сил к единой силе, силе жизни, а затем к силе сознания приводит Грота к утверждению познаваемости духовной силы, причём познаваемости с помощью эмпирической психологии. Главные сочинения: "О Душе и ее связи с современными учениями о силе", "Основные моменты в развитии новой философии", "Философия и ее общие задачи", "О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений", "О направлении и задачах моей философии". Использованы материалы сайта http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=3&id=4148
Грот Николай Яковлевич (1852- 1899) — русский философ-идеалист, психолог. Биография. Родился в семье филолога, академика Грота. Образование получил в Петербургском университете. После стажировки в Германии стал профессором кафедры философии Историко-филологического университета в Нежине. Защитил магистерскую диссертацию по теме «Психология чувствований», докторскую — по теме «К реформе логики». В 1883 г. — профессор философии в Одессе, с 1886 г. — Московского университета. Председатель Московского психологического общества (с 1887 г.). Первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889 г.). Исследования. В ранних исследованиях ориентировался на учение И. М. Сеченова. В дальнейшем встал на идеалистические позиции, пытаясь интегрировать системы И. Канта, Ф. В. Й. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана. Признавал реальность сознания Вселенной, а человека наделял сверхвременным началом, вложенным в него Богом. Развивал психическую теорию, в которой в качестве единицы анализа выделял «психический оборот». В нем объединялись ощущение (как внешнее впечатление на организм), чувствование (как переработка внешнего впечатления во внутреннее), мышление (как вызванное этим впечатлением движение) и воля (как внешнее движение организма навстречу предмету). Трактовал свободу воли как возможность выбора между двумя потребностями, присущими человеку, а именно между потребностью к чувственному, материальному существованию и стремлением к вечности. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 151-152. Сочинения: Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879-1880; Отношение философии к науке и искусству. Киев, 1883; О душе в связи с современным учением о силе. Одесса, 1886; Что такое метафизика // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 2; Жизненные задачи психологии // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 4; Основные моменты в развитии новой философии. М., 1894; Философия и ее общие задачи. СПб., 1904; Психология чувствований // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М: Изд-во МГУ, 1984. Литература: Ивановский В. Н. Очерк жизни и деятельности Н. Я. Грота // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. 51; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.
Грот Николай Яковлевич [18 (30) апреля 1852 — 23 мая (4 июня) 1899, с. Кочеток, Харьковская губ.] — русский философ. Родился в семье академика-филолога Я. К. Грота. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где получил золотую медаль за сочинение «Опровержение Платона и пифагорейцев по метафизике Аристотеля». После заграничной командировки в Германию получил профессорское звание и работал в Историко-филологическом институте в Нежине. С 1883 — профессор Новороссийского университета в Одессе, с 1886 —профессор Московского университета, где и преподавал философию до конца жизни. Один из создателей Московского психологического общества, первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889). В 1879 защитил магистерскую диссертацию «Психология чувствований», в 1882 —докторскую «К вопросу о реформе логики». В начале своего философского развития Грот — позитивист, испытавший влияние идей Т. Спенсера, отрицательно относившийся к философии и тяготевший к психологии. Его первые исследования посвящены психологии сновидений и чувствований. Он отстаивает даже физиологический подход к психике, определяя чувствование как субъективную оценку гармонии или дисгармонии между тратой веществ в нашем организме и их накоплением. Психика возникает как интериоризация внешнего, как переход во внутреннюю деятельность, движения и волевые усилия того, что затем вновь выражается во внешнем действии. С позиций психологизма Грот пытается реформировать логику, которая совпадает у него с теорией познания, с учением об умственных процессах (ассоциация, диссоциация, дизассоциация, дезинтеграция, дифференциация). Философия чувства привела Грота к переосмыслению роли метафизики, что совпало с сильным воздействием на него эстетического пантеизма Д. Бруно. Грот приходит к идее мировой души, мирового субъекта и радикальному изменению своих философских взглядов. Из эволюциониста и психологиста он становится метафизиком, от позитивистского отрицания метафизики он переходит к утверждению надэмпирической реальности, от отрицания свободы воли — к ее защите. В статье «Что такое метафизика?» (1890) последняя рассматривается как научный элемент в философии, ее задача — умозрительное определение абсолютно достоверных и обязательных качественных отношений опыта, как внутреннего, так и внешнего, ума и объективной деятельности. Закон однообразия природы признается критерием истины. Центральным понятием метафизики Грота является понятие силы, которое объединяет в себе силы духа и силы материи. Всякая активная сила — порождение духа, материя — проявление пассивной силы. Развитие последней от природных сил к единой, силе жизни, а затем к силе сознания приводит его к утверждению познаваемости духовной силы, причем познаваемости с помощью эмпирической психологии. Под влиянием философии А. Шопенгауэра Грот отстаивает примат «мировой воли», вложенной Богом в природу и исполненной нравственным содержанием. В статьях о времени он развертывает концепцию человека как воплощения мирового разума и одновременно своеобразной индивидуальности, обладающей сверхвременным бытием. А. П. Огурцов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 561.
Грот Николай Яковлевич (18(30).04.1852, Гельсингфорс (Хельсинки) - 23.05(4.06). 1899, с. Кочеток Чугуевского у. Харьковской губ.) философ, психолог, проф. Московского ун-та (с 1886), председатель Московского психологического общества, организатор и первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889). Родился в семье известного филолога, академика Я. К. Грота. После окончания Петербургского ун-та (1875) и заграничной командировки в Германию преподавал философию в Нежинском историко-филологическом институте (1876). Исходная позиция магистерской диссертации Грота «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1879-1880) - физиологическая трактовка явлений психического мира. Чувствования, считал он, выражают на языке удовольствия или страдания перемены, происходящие в организме под влиянием взаимодействия с окружающей средой. В докторской диссертации Грота «К вопросу о реформе логики» (1882) логика определялась как наука о познании, а познавательная деятельность - как совокупность «психических оборотов» (объективная восприимчивость, или способность быть воспринимаемым, субъективная восприимчивость, субъективно- и объективно-деятельные моменты). Метафизику Грот на первом этапе своей философской эволюции отвергал как лжеучение, источник заблуждений ума. В социологии он придерживался противоречивой позиции: отрицая субъективный метод, пытался создать объективную формулу прогресса, но признавал его конечную субъективную цель - увеличение счастья человечества. В области этики Грот отстаивал утилитарный взгляд на нравственность («К вопросу о свободе воли», 1884), считая оптимизм и пессимизм не предметом рассмотрения метафизики, а практическими установками («О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений», 1884). Начало второго периода философской деятельности Грота относится к его пребыванию в Одессе, где он был профессором Новороссийского университета (1885-1886). Перемена в его взглядах нашла отражение в трудах «Джордано Бруно и пантеизм» (1885) и «О душе в связи с современными учениями о силе» (1886), для которых характерен отход от позитивизма и поворот к изучению греко-римской философской классики и философии Возрождения. Грот пришел к выводу, что философия имеет особое, только ей принадлежащее место среди других проявлений духовного творчества. Она представляет собой «чувство всемирной жизни», переведенное в понятия об истинно существующем в его идеальных формах. Основой философии теперь признается метафизика, базирующаяся на анализе состояний познающего субъекта при помощи «метода субъективной индукции». Свою философскую позицию Грот назвал «монодуализмом», противопоставляя ее идеалистическому и материалистическому монизму как «крайностям», являющимся «плодом поверхностной философии». Концепция Грота, по сути, была плюралистической конструкцией, основанной на признании двух или более исходных субстанциальных начал, объединяемых на «нейтральной» основе. Центральной темой метафизики Грота становится анализ идеи силы. Чаще всего под этим термином понималась «высшая вселенская мировая воля», в которой «сущее и должное слиты воедино». В этот период Грот защищает принцип свободы воли, ранее им отвергавшийся («Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности», 1889), о чем свидетельствует исследование понятий «божественная воля», «вселенская мировая воля» и «личная воля человека». Чаще Грот использовал два последних термина, причем возникновение «вселенской мировой воли» объяснял творческим божественным актом. Эти взгляды Грот изложил в двух этических трактатах - «Основания нравственного долга» (1892) и «Устои нравственной жизни и деятельности» (1895), в которых стремился «привить воззрения А. Шопенгауэра на русской почве». Устои нравственной жизни, по Гроту, находятся не вне человека, а в нем самом, в свободной воле, которая возвышает его над интересами личного существования, побеждает ограничения пространства и времени. Одухотворить Вселенную, усиливая пульс ее идеальной жизни, всем напряжением мысли содействовать торжеству разума - таково требование мировой воли, которая в своем нравственном аспекте и есть мировая любовь. Стремясь создать концепцию воли на основе самонаблюдения, Грот попытался реформировать психологию в серии работ: «Жизненные задачи психологии» (1890), «К вопросу о значении идеи параллелизма в психологии» (1894), «Основания экспериментальной психологии» (1895), «Понятие души и психической жизни в психологии» (1897) и др. Во 2-й половине 90-х годов влияние на Грота философии Шопенгауэра ослабевает, усиливается тенденция соединить понятие мировой воли с «психологической энергетикой». Термин «сила» сводится теперь не к «внутренней сущности вещей», не к «абсолютному сознанию Вселенной» или «мировой воле к жизни», как ранее, а к энергии, попыткам объяснить душевную жизнь, все развитие человечества с помощью закона сохранения и превращения энергии. Здесь нашли своеобразное преломление идеи немецкого химика В. Оствальда. Принцип субстанциальности сменяется у Грота принципом актуальности. Эти идеи содержатся в одном из последних его трудов - «Критика понятия прогресса» (1898). В целом прогресс Грот определял как «увеличение нравственной ценности жизни во Вселенной, происходящее от роста в ней сознания и самосознания, который зависит от превращения мировых энергий из низших форм в высшие через экономизацию и накопление». Грот создал своеобразное учение, в котором сочетались воззрения О. Конта, Г. Спенсера, А. Ланге, Дж. Бруно, Аристотеля, Платона, И. Канта, Ф. В. Шеллинга, A. Шопенгауэра, В. Вундта, Толстого и др. Как отмечал B. С. Соловьев в статье «Три характеристики», многогранность интересов творческой деятельности Грота наиболее адекватно отражает его собственный термин: «чрезвычайная полнота и быстрота психического оборота». Н. Г. Самсонова Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 146-147. Сочинения: Психология чувствований в ее истории и главных основах. Спб., 1879- 1880: К вопросу о реформе логики. Нежин, 1882; Отношение философии к науке и искусству. Киев, 1883; О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений. Одесса, 1884; Джордано Бруно и пантеизм. Одесса, 1885; О душе в связи с современными учениями о силе. Одесса, 1886; Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности. М., 1889: Философия и ее общие задачи. Сб. статей. Спб., 1904; Основные моменты в развитии новой философии: от Джордано Бруно до Канта. М., 2011. Литература: Соловьев В. С. Три характеристики // Собр. соч. В Ют. Т. 9; Николай Яковлевич Грог в очерках и воспоминаниях и письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей. Спб., 1911 (содержит полную библиографию трудов Н. Я. Грота); Архангельская И. Д. Грот и первый в России философский журнал // Вопросы истории. 2000. № 3; Павлов А. Т. Н. Я. Грот, его место в истории русской философии // Вопросы философии. 2003. № 10.
Далее читайте:Грот Н. Памяти Н.Н.Страхова. М.,1896. (Файл PDF, размер - 3,6 МГб). Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879—80; К вопросу о реформе логики. 1882; Отношение философии к науке и искусству. К., 1883; Философия и ее общие задачи. СПб., 1904. Литература:Николай Яковлевич Грог в очерках и воспоминаниях и письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей. Спб., 1911 (содержит полную библиографию трудов Н. Я. Грота); Соловьев В. С. Три характеристики // Собр. соч. В Ют. Т. 9; Архангельская И. Д. Грот и первый в России философский журнал // Вопросы истории. 2000. № 3; Павлов А. Т. Н. Я. Грот, его место в истории русской философии // Вопросы философии. 2003. № 10. Ивановский В. Н. Очерк жизни и деятельности Н. Я. Грота // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. 51; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |