Бруно Джордано |
|
1548—1600 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джордано Бруно
Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ-пантеист и поэт. Выступал против схоластического аристотелизма, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленности множества миров. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.
БРУНО (Bruno), Джордано (Филиппо) (1548-1600) — итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. Бруно развил и углубил идеи Коперника: Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна, состоит из галактик (скоплений звезд); звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; число миров во Вселенной бесконечно; все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; не существует Бога, отдельного от Вселенной; Вселенная и Бог — одно целое (пантеизм). Идеи Бруно не были приняты католической церковью и он был сожжен на костре в Риме (1600). Основной философский труд Бруно — «О бесконечности, Вселенной и мирах». Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 47-48.
Другие биографические материалы:Фролов И.Т. Борец против схоластической философии (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991). Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Мыслитель эпохи Возрождения (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Блинников Л.В. Итальянский философ (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002). А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Мистик, философ и поэт (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Визгин В.П. Философская мысль Бруно неотделима от мифопоэтической формы ее представления (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Баландин Р.К. Мужественно принял смерть на костре, не отрекаясь от своих взглядов (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012). Соколов В.В. Освободил гелиоцентрическую теорию Коперника от пережитков схоластической космологии (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962). Андронов И.Е. Преследовался кальвинистами, лютеранами и католиками (Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016). Высшая субстанция есть «монада монад» (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Бруно с точки зрения этнологии (Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013). В нём воплотились лучшие силы итальянского народа (Всемирная история. Том IV. М., 1958). Далее читайте:Дж. Бруно. О причине, начале и едином (Статья Н.В. Мотрошиловой о произведении Дж. Бруно). Аркадий ГУРТОВЦЕВ. Жизнь, идеи и смерть Джордано Бруно. К 415-летию со дня казни ("Суждения") Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Италии (биографический указатель).
Сочинения:Opera latine..., vol. 1—3. Neapoli — Florentiae, 1879—91; Dialoghi italiani: Dialoghi metaflsici e dialoghi moral. Firenze, 1958; рус. пер. — Диалоги. М., 1949; О героическом энтузиазме. М., 1953; Изгнание торжествующего зверя. Самара, 1997. Литература:Карсавин Л. П. Джордано Бруно. Берлин, 1923; Ольшки Л. История научной литературы на новых языках, т. 3. М. — Л., 1933, с. 3—48; Штекли А. Джордано Бруно. М., 1964; Горфункель А. X. Джордано Бруно. М., 1965; Визгин В. П. Идея множественности миров. М., 1988, с. 137—196; Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997; Documenti della vitadi Giordano Bruno. Firenze, 1933; Mercati A. II sommario del processo di Giordano Bruno. Citta del Vaticano, 1942; Ciusso L. Scienza e filosofia in Giordano Bruno. Napoli, 1955; Michel P. -H. Cosmologie de Giordano Bruno. P., 1962; Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. L., 1964; Criinewald H. Die Religionsphilosophie des Nikolaus Cusanus und die Konzeption einer Religionsphilosophie bei Giordano Bruno. Marburg, 1970; Ingegno A. Cosmologia e filosofia nel pensiero di Giordano Bruno. Firenze, 1978; Giordano Bruno: Ieri e oggi, a cura di Gentile C. Bastogi, 1982.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |