Станкевич Николай Владимирович |
|
1813-1840 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Владимирович Станкевич
Станкевич Николай Владимирович (27.09(3.10). 1813, с. Удеревка Острогожского у. Воронежской губ. - 25.06(7.071.1840, Нови-Лигуре, Италия) - философ. С 1830 по 1834 годы Станкевич обучался на словесном отделении Московского университета. Живя в доме известного шеллингианца М. Г. Павлова, Станкевич знакомится с философией природы Шеллинга. Под влиянием Надеждина осваивает его эстетику. Его интересуют также эстетические идеи немецких романтиков. С 1836 года его и М. А. Бакунина увлекает философия Гегеля. Пошатнувшееся здоровье заставляет Станкевича покинуть Россию в 1837 году. За границей уже перед смертью он использовал любые возможности для более глубокого знакомства с гегелевскими идеями. В наследии Станкевича не осталось сколь-либо заметных сочинений по философии. Все, что мы можем узнать о его мировоззрении, содержится в основном в его переписке с друзьями. И здесь следует особо отметить эпистолярное мастерство Станкевича. Большую роль в знакомстве русской интеллектуальной элиты с философскими идеями, прежде всего с немецким идеализмом, играла деятельность возглавляемого Станкевичем кружка, в который входили, наряду с другими, М. А. Бакунин, Белинский, Боткин, одно время - К. С. Аксаков. Философские увлечения Станкевича - последовательно: Шеллинг, Кант, Фихте, Гегель. В Шеллинге его наиболее привлекала не натурфилософия, а трансцендентализм. Станкевича интересовала идея целостного восприятия мира, единство природы и истории. И именно в этом, по его собственному признанию, огромную роль сыграл Шеллинг. У Фихте же он и его друзья восприняли этические идеи, его трактовку идеи личности. Изучая Гегеля, Станкевич приходит к признанию духовной основы мира, к постижению духа как конкретного, деятельного начала. Для Станкевича характерно также утверждение идеала нравственно совершенной личности, что сыграло свою роль в развитии гуманистических идей в русской общественной мысли России. Основное значение Станкевича для истории русской философии состоит в том, что он был вдохновителем, своеобразным аккумулятором идей для целой плеяды молодых русских мыслителей. И деятельность его кружка (в смысле распространения идей немецкой философии), и его эпистолярное наследие (в смысле раскрытия перед нами лаборатории мысли формирующейся русской интеллигенции), и его непосредственное идейное влияние на друзей-коллег - все это составляет важную страницу в истории идейно-теоретической жизни того времени. В. И. Приленский Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 605. Сочинения: Избранное. М., 1982; Переписка 1830-1840 гг. М., 1914. Литература: Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым. М., 1857; Александров Я. Идеалист 30-х годов XIX века: (К 75-летию со дня кончины Н. В. Станкевича. 1840-1915). Казань, 1915; Гершензон М. О. История молодой России. М.; Пб, 1923; Сакухин П. И. Идеализм Н. В. Станкевича // Вестник Европы. 1915. Кн. 2; Филиппов М. М. Судьбы русской философии: (Кружок Станкевича. - Влияние Гегеля) // Русское богатство. 1894. № 11: История философии в СССР. М., 1968. Т. 2. С. 281-287; История русской философии. М., 2001 (2008). С. 152-155. Вернуться на главную страницу Н.Станкевича.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |