Станкевич Николай Владимирович |
|
1813-1840 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Владимирович Станкевич
Станкевич Николай Владимирович (21.09[3.10].1813—25.06[7.07].1840), мыслитель, литератор. Родился в с. Удеревка Острожского у. Воронежской губ.; из дворянской семьи. В 1834 окончил словесное отд. Московского университета. Основатель (1832) литературно-философского кружка, участниками которого в разные годы были В. Белинский, К. Аксаков, М. Бакунин, М. Катков и др. Необходимость лечения заставила его покинуть Россию (1837). В Берлине углубленно изучает Гегеля. Скончался в Италии. Станкевич испытал влияние идей Шеллинга, Фихте, Канта, Гегеля, раннего Фейербаха. В центре внимания Станкевича — философско-этическая проблематика. Философия, по мнению Станкевича, показывает человеку цель жизни и путь к этой цели, средства, через которые достигается общественное благо. Завершается же философия религией, где окончательно разрешаются вопросы, на которые философия наталкивается. Религии при этом дается иное, чем в православно-христианском богословии, истолкование — религия понимается как всеобщая любовь, которая составляет сущность жизни. Единение людей через любовь, преодоление их разобщенности — главный принцип этики Станкевича. В основе исторического лежат, по мнению Станкевича, дух, воспитание, и просвещение. + + + Станкевич Николай Владимирович (1813—1840) — российский общественный деятель, философ, поэт. Под влиянием произведений Ф. Шеллинга, И. Канта, И. Фихте и Г. Гегеля главную силу исторического прогресса видел в просвещении, а основной задачей русской интеллигенции считал пропаганду идей гуманизма. Его деятельность создала импульс для формирования в России революционно-демократической идеологии. В 1831 г. организовал кружок, члены которого (В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, В. П. Боткин, М. Я. Катков, К. С. Аксаков н др.) изучали немецкую философию, историю и литературу, критиковали крепостничество. Хотя члены кружка еще не ставили политических задач, его руководитель с 1833 г. находился под надзором полиции. В 1837 г., заболев туберкулезом, он уехал в Италию. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 496. + + + Станкевич Николай Владимирович (1813/1840) — русский общественный деятель, философ, поэт. Станкевич — приверженец идей Просвещения и гуманизма, которые он считал основными силами исторического прогресса. В 1831 г. организовал и возглавил литературно-философский кружок, являвшийся важным звеном в истории общественной мысли России, в него входили М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, В.П. Боткин, К.С. Аксаков. Как писатель известен мало, написал небольшое количество стихотворных произведений. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 280.
Другие биографические материалы:Шикман А.П. Общественный деятель и мыслитель. (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997). Фролов И.Т. Мыслитель-идеалист. (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991). Бажов С.И. Русский философ и литератор (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Приленский В.И. Философ (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014). Венгеров С. Глава "кружка Станкевича". (Использованы материалы сайта http://www.rulex.ru/ ). Свалов А. Не был автором каких-то конкретных идеологических концепций. (Общественная мысль России XVIII– начала XX века: Энциклопедия. М., РОССПЭН. 2005). Насонкина Л.И. Выступал против фальши и пошлости в искусстве (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971). И поэт. (Большая энциклопедия русского народа). Далее читайте:Щепкина Александра Владимировна (1824—1917), сестра Н.В Станкевича, оставила мемуары. Щепкина А.В. Воспоминания. В доме и семье Станкевичей. // Русские мемуары. Избранные страницы. М., 1990, с. 383-395.
Сочинения:Стихотворения. Трагедия. Проза. М., 1890; Переписка. 1830—40. М., 1914; Избр. М., 1982. Переписка Н. В. Станкевича. 1830—1840 / Ред. и изд. А Станкевича. М., 1914; [Стихи] // Поэты кружка Н. В. Станкевича / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. С. И. Машинского. М.; Л., 1964; Избранное. М., 1982. Литература:Манн Ю.В. В кружке Станкевича: Историко-литературный очерк. М., 1983. Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым. М., 1857; Александров Я. Идеалист 30-х годов XIX века: (К 75-летию со дня кончины Н. В. Станкевича. 1840-1915). Казань, 1915; Гершензон М. О. История молодой России. М.; Пб, 1923; Сакухин П. И. Идеализм Н. В. Станкевича // Вестник Европы. 1915. Кн. 2; Филиппов М. М. Судьбы русской философии: (Кружок Станкевича. - Влияние Гегеля) // Русское богатство. 1894. №11: История философии в СССР. М., 1968. Т. 2. С. 281-287; История русской философии. М., 2001 (2008). С. 152-155.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |