Смит, Адам |
|
1723-1790 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Адам СмитСмит (Smith) Адам (1723-1790), шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии *. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов. + + + Смит (Smith), Адам (1723-1790) — английский философ и экономист. Родился в семье мелкого чиновника, учился в университетах Глазго и Оксфорда. С 1751 по 1763 г. преподавал в университете Глазго нравственную философию, включавшую естественную теологию, этику, право и политику, в том числе и политическую экономию. Автор «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Смит превратил политэкономию в сравнительно стройную систему знаний, разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости. Предложил, что стоимость товара слагается из доходов, которые приносят капитал, земля и труд («классическая триада»). Соответственно этой триаде впервые провел деление общества на классы капиталистов, земельных собственников и наемных рабочих. Экономическую жизнь Смит выводил, исходя из личных интересов индивида. В нерегламентируемой свободе занятий и свободной конкуренции Смит видел (здесь он выступает как предшественник современной свободной экономики) основное условие совершенной хозяйственной жизни. В своих философских взглядах примыкал к Д. Юму и видел источник нравственных оценок в симпатии: «Поступай так, чтобы тебе мог симпатизировать незаинтересованный наблюдатель». Смит боролся как против аскетической религиозной морали, так и против морали эгоизма и был близок к кантовским принципам. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 396-397. _____ Примечания: * «...один из крупнейших представителей классической политэкономии...» - Валентин Катасонов в одном из своих публичных выступлений заметил, что сам Адам Смит наверняка в гробу вертится челноком, когда про него говорят, будто он представлял политэкономию. Дело в том, что в его основополагающем труде «Исследовании о природе и причинах богатства народов» вообще не упоминается слово «политэкономия». Адам Смит, по убеждению В. Катасонова, боялся этого слова как чёрт ладана. Ведь А.Смит был сторонником либеральных моделей экономики, что вовсе не сочетается с политэкономией как наукой.
Адам Смит. Капиталистическое развитие Англии породило новые экономические теории, выражавшие интересы крупной буржуазии. Выдающимся идеологом английской буржуазии, стремившейся уничтожить феодальные пережитки и обеспечить быстрое развитие капитализма, был Адам Смит (1723—1790). Он являлся основателем английской классической школы буржуазной политической экономии. В 1776 г. был опубликован главный труд Смита — «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этой книге он анализирует преимущества мануфактуры перед ремеслом, выступает за полную свободу капиталистического предпринимательства и отмену всех средневековых стеснений промышленности и торговли. А. Смит высказал правильную мысль о том, что источник общественного богатства — труд, применяемый не только в сельском хозяйстве, но и в промышленном производстве. Тем самым он уже вплотную подошел к пониманию того, что источник стоимости — это труд вообще, независимо от его конкретной формы. Правильной была также мысль А. Смита о том, что величина стоимости определяется количеством труда, затраченным на производство товаров. А. Смит приближался к правильному пониманию источников прибавочной стоимости: он считал, что прибыль и земельная рента являются вычетом из продукта труда рабочих, т. е. составляют нетрудовой доход капиталистов и землевладельцев. Однако, проявляя непоследовательность и противоречивость, он смешивал понятия труда и рабочей силы и ошибочно считал, будто бы заработная плата является ценой всего труда рабочего, а не ценой рабочей силы. А. Смит не смог также правильно определить сущность капитала. Он не связывал капитал с эксплуатацией наемного труда и ошибочно отождествлял его со средствами производства, ошибочно видел в капитализме естественную и вечную форму производства. Отрицая существование острых противоречий между буржуазией и пролетариатом, он был противником создания рабочих организаций, в том числе профсоюзов, так как считал, что они мешают «свободе» приложения труда. Цитируется по изд.: Новая история. Часть первая. 1640-1870. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978, с. 58.
Смит (Smith) Адам (5 июня 1723, Киркелди, Шотландия – 17 июля 1790, Эдинбург) – английский философ и экономист. Учился в университетах Глазго и Оксфорда. В 1751–63 преподавал в университете Глазго нравственную философию, куда входили: естественная теология, этика, право и политика, в том числе и политэкономия. В 1764–66 был во Франции, где познакомился с физиократами Кенэ и Тюрго, с философами Д’Аламбером, Гельвецием и др. Смит опубликовал «Теорию нравственных чувств...» (The Theory of Moral Sentiments. L., 1759, v. 1–2, рус. пер. СПб., 1895. M., 1997), в 1776 – основной экономический труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (An Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations, v. 1–2. L., 1950, рус. пер.: «Исследование свойства и причин богатства народов», т. 1–4. СПб., 1802–06; нов. изд. с правильным названием. М., 1962), где разработана трудовая теория стоимости. Этика Смита представляет собой развитие и завершение того направления, которое рассматривало нравственное чувство как основу морали и которое представляли Шефтсбери, Хатчесон и Юм. Смит выводил нравственность из свойственного природе человека чувства симпатии – способности «... разделять какие бы то ни было чувствования прочих людей» («Теория нравственных чувств». СПб., 1895, с. 18). К нравственной сфере он относил те душевные состояния и поступки, которые вызывают в нас чувства одобрения или осуждения, благодарности или мести, желание награды или наказания. Симпатия лежит в основе суждений о поступках и чувствах не только других людей, но и наших собственных. Мы одобряем или порицаем собственное поведение, смотря по тому, сочувствуем мы или нет побуждениям и чувствам, руководящим нами, если мы вообразим себя в положении постороннего наблюдателя. Суд этого «...воображаемого беспристрастного и просвещенного постороннего Свидетеля» (там же, С. 171) и есть суд совести, которой Смит отводит весьма важную роль в нравственной жизни. Признавая, что мораль нужна обществу, поскольку она связует его членов, он в то же время выводит мораль из естественных свойств человека, из его неизменной «природы». В основе «общих правил» морали лежат наши «естественные чувства»; разум обобщает то, что подсказывается чувством симпатии, данным всем людям от природы. А.О. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 575.
Смит Адам (1723—1790) — Уроженец шотландского городка Керколди, изучал философию и математику в Глазго, в числе отличников был послан в Оксфорд, но быстро разочаровался в тамошних нравах и вернулся на родину. В 1752 году подружился с Д. Юмом и глубоко продумал его идеи в этике и экономике. А. Смит написал обстоятельную «Теорию нравственных чувств» (1759), а затем фундаментальное «Исследование о природе и причинах богатств народов» (1776), упомянутое Пушкиным в «Евгении Онегине»: Зато читал Адама Смита Этот «простой продукт» — результат труда как действия коллективного, объединяющего представителей самых разных профессий на основе свободы, взаимопомощи, справедливости. Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.
Смит АдамРодился Адам Смит в 1723 году в маленьком шотландском городке Кёрколди. Отец его, мелкий таможенный чиновник, умер до рождения сына. Мать дала Адаму хорошее воспитание и имела на него огромное нравственное влияние. Четырнадцати лет Смит приезжает в Глазго изучать в университете математику и философию. В 1740 году по воле обстоятельств - шотландские университеты могли ежегодно посылать несколько студентов для обучения в Англию - Смит отправляется в Оксфорд. Проведенные здесь шесть лет Смит считал самыми несчастливыми и бездарными в своей жизни. Он покинул университет раньше срока, так и не получив диплома. Смит возвратился в Шотландию. В Эдинбурге он подготовил и прочитал два курса публичных лекций по риторике, изящной словесности и юриспруденции. В 1751 году он получил звание профессора логики, а уже в следующем году - профессора нравственной философии Университета Глазго. Лектором Смит был необыкновенно популярным. В 1759 году Смит опубликовал свое первое сочинение, принесшее ему широкую известность, - "Теорию нравственных чувств", где стремился доказать, что человеку присуще чувство симпатии к окружающим, которая и побуждает его следовать нравственным принципам. "Теория нравственных чувств" - одна из самых замечательных работ по этике XVIII века. В 1776 году было напечатано "Исследование о природе и причинах богатства народов" - труд, сочетающий абстрактную теорию с детальной характеристикой особенностей развития торговли и производства. "Богатство народов" представляет собой трактат из пяти книг, заключающих в себе очерк теоретиче-ской экономии (1-2-я книги), историю экономических учений в связи с общей хозяйственной историей Европы после падения Римской империи (3-4-я книги) и финансовую науку в связи с наукой об управлении (5-я книга). Основной идеей теоретической части "Богатства народов" можно считать положение, что главным источником и фактором богатства является труд человека - иначе говоря, сам человек. С этой идеей читатель встречается на первых же страницах трактата Смита, в знаменитой главе "О разделении труда". Разделение труда, по мнению Смита - важнейший двигатель экономического прогресса. Как на условие, полагающее предел возможному разделению труда, Смит указывает на обширность рынка, и этим возводит все учение из простого эмпирического обобщения на степень научного закона. Смит не первый стремился развенчать экономические заблуждения политики меркантилизма, предполагавшего искусственное поощрение государством отдельных отраслей промышленности, но он сумел привести свои взгляды в систему и применить ее к действительности. Он защищал свободу торговли и невмешательство государства в экономику, потому что верил: только они обеспечат максимально благоприятные условия для получения наибольшей прибыли, а значит, будут способствовать процветанию общества. Смит полагал, что функции государства нужно свести лишь к обороне страны от внешних врагов, борьбе с преступниками и организацией той хозяйственной деятельности, которая не под силу отдельным лицам. Оригинальность Смита заключалась не в частностях, а в целом: его система явилась наиболее полным и совершенным выражением идей и стремлений его эпохи - эпохи падения средневекового хозяйственного строя и быстрого развития капиталистического хозяйства. Смит совершенно чужд той сознательной защиты интересов высших классов, буржуазии или землевладельцев, которая характеризовала общественную позицию его учеников позднейшего времени. В 1778 году Смит получил назначение на должность члена Таможенного совета Шотландии. Его постоянным местом жительства стал Эдинбург. В 1787 году его выбрали ректором университета в Глазго. Приезжавшего теперь в Лондон, после публикации "Богатства народов", Смита встречали шумный успех и восхищение публики. Последние годы были окрашены в мрачные, меланхолические тона. С кончиной матери Смит будто потерял желание жить, лучшее осталось позади. Почет не заменил ушедших друзей. Накануне своей смерти Смит приказал сжечь все неоконченные рукописи, словно еще раз напоминая о презрении к тщеславию и мирской суете. Он скончался в Эдинбурге в 1790 году.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Essays on philosophical subjects. L., 1872. Литература:Яковенко В.И. А.Смит, его жизнь и научная деятельность. СПб., 1894; Иодль Ф. История этики в новой философии, т. 1. М., 1896; Мееровский Б. Адам Смит как философ-моралист. – В кн.: Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |