Тюрго Анн Робер Жак |
|
1727—1781 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анн Робер Жак ТюргоТюрго Анн Робер Жак (1727—1781) — французский экономист, социолог, политический деятель. Разделял материалистические взгляды Гольбаха, Дидро, Гельвеция. В своих философско-исторических работах выступал как один из основоположников (наряду с Вольтером и Кондорсе) буржуазной теории прогресса. Большое значение в общественном развитии придавал росту экономики, прогрессу науки и техники, выдвигал идею о тесной связи развития общества с изменением форм хозяйственной жизни. Как экономист Тюрго был одним из представителей школы физиократов, которые, в отличие от меркантилистов, считали, что «чистый продукт», т. е. прибавочная стоимость, возникает не в сфере обращения, а в сфере производства. Высказал ряд интересных догадок о классовом делении общества, о сущности заработной платы, сделал шаг к научному определению понятия класса. Основное сочинение — «Размышления о создании и распределении богатств» (1776). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 469.
Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак (10 мая 1727, Париж — 20 марта 1781, там же) — философ-просветитель, государственный деятель, экономист (представитель школы физиок-ратов). Получив религиозное образование, под влиянием философии Просвещения отказался от духовного звания и поступил на государственную службу в парламент (1752), позднее — министр финансов и экономики. Тюрго был деистом: первоисточником бытия считал Бога-творца. По конкретным философским проблемам занимал материалистическую и сенсуалистскую позицию. В философии истории выступил как детерминист; в развитии общества видел действие законов, вытекающих из человеческой воли. Одним из первых выдвинул идею прогресса, понимая его как движение к совершенству, осуществляющееся в борьбе разума и свободы с невежеством и угнетением. Тюрго подчеркивал беспрерывность прогресса человеческого разума и общества, которое при всех изменениях постепенно приближается к состоянию равновесия. В этих успехах человеческого разума громадную роль играли возникновение городов, ремесел, искусств, разделение профессий, неравенство в условиях существования и особенно книгопечатание. В «Рассуждении о всемирной истории» Тюрго анализирует причины последовательных успехов человеческого рода, объясняет механизм возникновения государства, характеризует типы правления (деспотизм, авторитаризм и др.). Идея прогресса, в том числе и форм правления, сочетается у него с осознанием неминуемости упадка обществ и революций, прерывающих ход прогресса. Лучшим примером прогресса является развитие научного знания, применение математики к физике, совершенствование гипотез. Для Тюрго построение систем — характеристика спекулятивного знания, наука же строит не системы, а гипотезы. Важное место в творчестве Тюрго занимают проблемы философии языка — его происхождения, его роли для философии. В статье «Существование» в «Энциклопедии» выделил три стадии в развитии общества — религиозную, спекулятивную, научную. Прогресс связывал с развитием способов добывания средств к жизни, отметил роль собственности в формировании классов и отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Критик системы Беркли. О. А. Останина Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 121.
Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак (10.5.1727, Париж,— 20.3.1781, там же), французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологический факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 года чиновник Парижского парламента, в 1761—1774 годы интендант в Лиможе. На посту ген. контролёра финансов в 1774— 1776 годы провёл ряд антифеодальных реформ, которые вызвали сопротивление привилегированных сословий и после отставки Тюрго были отменены. Философские воззрения Тюрго формировались под воздействием идей просветителей, с которыми он сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Материалистические и сенсуалистские взгляды сочетались у Тюрго с признанием роли бога-творца как первоисточника бытия. Доказывая постоянство действия законов природы, Тюрго сформулировал один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса, предвосхитив концепцию Кондорсе. Он высказал мысль о трёх стадиях культурного прогресса человечества: религиозной, спекулятивной и научной; впоследствии эту идею развивал Конт. Основное сочинение Тюрго — «Размышления о создании и распределении богатства» (1766, рус. пер. 1905). Вслед за Ф. Кенэ и другими физиократами Тюрго отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Тюрго впервые подошёл к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, различая внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наёмных работников. Тюрго, идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса, «...был одним из интеллектуальных героев, свергнувших старый режим...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, с. 384). Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Oeuvres, v. l—5, P., 1913—23; в рус. пер.— Избр. филос. произв., М., 1937; Избр. экономич. произв., М., 1961. Литература: Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в 18 в., М., 1958; Фор Э., Опала Тюрго. 12 мая 1776, пер. с франц., М., 1979.
Тюрго (Turgot), Анн Робер Жак (10.V.1727 - 20.III.1781) - французский экономист, философ-просветитель, государственный деятель. Член Академии надписей (с 1776 года). Получил теологическое образование (семинария и теологический факультет Сорбонны). Увлеченный идеями просветителей, отказался от духовной карьеры. С 1751 года стал чиновником Парижского парламента. Тюрго сотрудничал в «Энциклопедии», сблизился с физиократами. Занимался главным образом вопросами политэкономии. Развил и завершил идеи школы физиократов; придавал большее, чем Ф. Кенэ и его последователи, значение промышленности, торговле, денежному обращению, кредиту. У него «... физиократическая система выступает как выражение нового капиталистического общества, пробивающего себе дорогу в рамках феодального общества» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 21). Тюрго дал более глубокий, чем у Кенэ, анализ классовой структуры буржуазного общества, показав, что из трех выделенных Кенэ классов два – «производительный» (класс земледельцев) и «бесплодный» (торгово-промышленный) - в свою очередь делятся на владеющих и не владеющих орудиями производства: первый - на фермеров и батраков, второй - на предпринимателей и наемных рабочих. Идя дальше теории физиократов, Тюрго подходил к пониманию того, что прибавочный продукт создается не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях материального производства. В историю социологической и исторической мысли Тюрго, автор ряда историко-философских работ, вошел прежде всего как один из создателей цельной буржуазной теории о прогрессе как всеобщем историческом законе. В соответствии с этим Тюрго определял задачи исторической науки: «... рассмотрение последовательных успехов человеческого рода и подробное изучение вызвавших их причин» (Избранные философские произв., М., 1937, с. 78). Разделяя общее для просветителей представление о том, что главная сила исторического прогресса - развитие разума, просвещения, Тюрго вместе с тем придавал большое значение условиям материальной жизни. Восхождение человечества по ступеням общественного прогресса он связывал с переходом от собирательства и охоты к скотоводству, а затем к земледелию. Хотя Тюрго, враг феодальных порядков, и считал, подобно другим просветителям, средние века периодом глубокого упадка, но одновременно он сумел различить в эпохе средневековья элементы прогрессивного развития. Тюрго был также крупным государственным деятелем. В 1761-1774 годы Тюрго - интендант в Лиможе; он провел ряд прогрессивных мер в провинции Лимузен (постройка дорог, усовершенствования в сельском хозяйстве, основание ветеринарной школы, внедрение текстильного производства и др.), пытался урегулировать и снизить налоговое обложение крестьян. Будучи в 1774-1776 годы генеральным контролером финансов, он выступил как "...радикальный буржуазный министр, деятельность которого была введением к французской революции" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 38). Из предложенной им программы буржуазных реформ он успел провести: свободу торговли зерном и мукой; снижение городских ввозных пошлин на продовольствие и распространение их на привилегированные сословия, замену натуральной дорожной повинности (ложившейся преимущественно на крестьян) денежным поземельным налогом, распространявшимся на все сословия; упразднение цеховых корпораций и торговых гильдий (с одновременным запрещением во имя буржуазно понятой «свободы труда» объединений и союзов мастеров, подмастерий, рабочих, учеников). Реформы Тюрго вызвали ожесточенное сопротивление привилегированных сословий, добившихся увольнения Тюрго в отставку. В том же 1776 году были отменены предпринятые им преобразования. A. В. Адо. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971. Сочинения: Oeuvres..., v. 1-5, P., 1913-23; в рус. пер. - Избр. философские произведения, М., 1937; Избр. экономические произведения, М., 1961. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, 3 (см. Указатель имен); Чернышевский Н. Г., Избр. экономич. произв., т. 1, М., 1948, с. 633-66; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958, с. 88-94; Соколов Н. П., Исторический процесс в произведениях Тюрго, "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1959, в. 51; Казарин А. И., Тюрго как философ и историк, в сб.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962; Schelle G., Turgot, P., 1909; Dakin D., Turgot and the ancient régime in France, L., 1939; Faure E., La disgrâce de Turgot, P., 1961.
Реформы Тюрго и их неудачаВ 1774 г. на трон Франции вступил Людовик XVI. Ему были чужды многие пороки Людовика XV. Но Людовик XVI был тупой, ленивый и безвольный человек. По выражению Мирабо, «единственным мужчиной» в семье нового короля была его жена, австрийская принцесса Мария Антуанетта; она и была вдохновительницей реакционных мероприятий. Первые годы царствования Людовика XVI ознаменовались, однако, такими реформами, которые могли бы способствовать развитию капитализма во Франции, если бы их вскоре не отменили. На пост генерального контролера финансов. был призван Тюрго, крупный государственный деятель и выдающийся экономист-теоретик, физиократ. Ему и принадлежала инициатива реформ, проведенных: в 1774—1776 гг. Тюрго отменил стеснения хлебной торговли, уменьшил пошлины с ввозимых в города продовольственных товаров, распространив одновременно этот налог на привилегированных. Привилегированные сословия были, кроме того, обложены дорожной пошлиной, а государственная крестьянская повинность — дорожная барщина — была упразднена. В 1776 г. Тюрго лишил сеньоров-виноделов важнейшего для них баналитетного права. Все это вызвало против него сильнейшее недовольство аристократии и всего дворянства. Тюрго восстановил против себя и часть буржуазии. По предложению Тюрго в январе 1776 г. король подписал указ, уничтоживший цеховые корпорации и гильдии. За исключением четырех-пяти профессий, все виды торгово-промышленной деятельности были освобождены от всяких ограничений и регламентов. Но, как уже было сказано, часть французской буржуазии извлекала выгоды из монополий. Особенно сильно были возмущены так называемые шесть гильдий города Парижа (меховщики, торговцы колониальными товарами, галантерейщики и др.). По выражению историка Мишле, «надменная потомственная лавка была взбешена не менее, чем Версаль». Перечисленные реформы Тюрго были лишь первым шагом к намечавшимся им дальнейшим, не менее серьезным преобразованиям. Судебная аристократия знала, что Тюрго не сочувствовал восстановлению парламентов, ликвидированных в предшествовавшее царствование канцлером Мопу. Высшему духовенству было известно отрицательное отношение Тюрго к отмене Нантского эдикта. Вскоре после коронации Людовика XVI Тюрго вручил королю свой «Мемуар о веротерпимости». Привилегированная городская магистратура с тревогой ожидала административных преобразований Тюрго, который разработал план единого общинного и городского самоуправления. Органам самоуправления предполагалось передать распределение налогов и руководство местными общественными работами, в первую очередь дорожным строительством. Эти органы должны были состоять из лиц, выбираемых не по сословному принципу, без разделения граждан на курии. Избирательное право предполагалось предоставить землевладельцам с определенным размером дохода. Уничтожение цехов, слухи о муниципальной реформе и почти одновременное появление смелой брошюры «О неудобстве феодальных прав», написанной Бонсерфом, другом и единомышленником Тюрго, умножили число врагов реформатора, объединили против него князей церкви, сеньоров, дворянство мантии и финансистов. Брошюра Бонсерфа была сожжена палачом по приговору парламента. Враги Тюрго воспользовались продовольственными затруднениями 1775 г. и народными волнениями (так называемой мучной войной), чтобы свалить ненавистного министра. В мае 1776 г. Тюрго получил отставку, все реформы были отменены занявшими его место бездарными ставленниками придворной камарильи. Феодально-абсолютистские порядки стесняли развитие производительных сил, препятствовали развитию промышленности и свободному формированию рынка рабочей силы, задерживали рост внутреннего рынка и внешней торговли, затрудняли развитие кредита. Все эти социально-экономические условия и особенно феодальная реакция 70—80-х годов должны были привести к резкому обострению всех классовых противоречий, к мощным народным движениям. Неизбежным было в этих условиях и усиление идеологической борьбы. В 1787—1789 гг. во Франции сложилась революционная ситуация. Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 553-555.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Oeuvres, v. 1—5. P., 1913—1923; Избр. философские произведения. М., 1937; Избр. экономические произведения. М., 1961. Литература:Gignoux С. J. Turgot. Р., 1945; Jolly P. Turgot. Р., 1944; VigreuxP. Turgot. P., 1947; Faure E. La disgrace de Turgot. P., 1961; Муравьев С. Тюрго: Его ученая и административная деятельность, или Начало преобразований во Франции 18 века. М., 1858; Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979 (с библ.). Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, 3 (см. Указатель имен); Чернышевский Н. Г., Избр. экономич. произв., т. 1, М., 1948, с. 633-66; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958, с. 88-94; Соколов Н. П., Исторический процесс в произведениях Тюрго, "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1959, в. 51; Казарин А. И., Тюрго как философ и историк, в сб.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962; Schelle G., Turgot, P., 1909; Dakin D., Turgot and the ancient régime in France, L., 1939;
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |