Гольбах Поль Анри
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гольбах Поль Анри

1723—1789

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Поль Анри Гольбах

«Материя обладает способностью мыслить»

Гольбах (Holbach) Поль Анри (1723, Эдесхайм, Пфальц,— 21.6.1789, Париж), французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма 18 века, идеолог революционной буржуазии. Был соратником Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании возглавлявшейся Дидро «Энциклопедии». В философском салоне Гольбаха обсуждались вопросы экономического, социально-политического и духовного обновления Франции, преодоления сословного неравенства и деспотической формы правления.

Разносторонние естественно-научного знания Гольбаха способствовали обоснованию материалистической философии и атеизма, систематической критике идеализма и религии. В основном философском сочинении «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (т. 1—2, 1770, рус. пер. 1924) Гольбах утверждает вечность и несотворённость материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает всё многообразие реального мира. Вселенная, по Гольбаху, представляет собой движущуюся материю, движение является способом существования материи, необходимым образом вытекающим из её сущности. Однако, говоря о единстве материи и движения, Гольбах понимал движение механистически. Механистическую ограниченность проявилась и в понимании им детерминизма, объективной закономерности, случайности и необходимости и др.

Теория познания Гольбаха опиралась на материалистически истолкованный сенсуализм, на признание первичности материи и вторичности всех форм сознания. Гольбах был противником агностицизма, отстаивая способность человеческого разума познавать мир и его законы. Вместе с тем теория отражения Гольбаха несла на себе отпечаток созерцательности, свойственной домарксовскому материализму, поэтому Гольбах не раскрыл активной природы сознания и роли общественной практики в познании.

Материалистическое понимание природы сочеталось у Гольбаха с историческим идеализмом, с признанием сознания и воли выдающихся личностей решающей силой общественного развития. В понимании общественных явлений у Гольбаха имелись отдельные материалистические моменты: идеи о роли среды в формировании личности, о значении материальных интересов в общественном развитии и др.

Гольбах развил всестороннюю критику религии и церкви, вскрыл их социальное назначение, состоящее в дезориентации народных масс, защите интересов короля и дворянства, борьбе против науки и культуры, однако с позиций идеалистического понимания истории он не сумел вскрыть социальные корни религии, считая её порождением невежества и сознательного обмана со стороны духовенства. Гольбах уделил много внимания критической оценке религиозной нравственности и обоснованию утилитаристской этики.

В «Естественной политике...» («La politique naturelle...», v. 1—2, L., 1774) Гольбах показал реакционную сущность феодального политического строя и обосновал неизбежность его падения.

Отвергая феодальную форму собственности, он отрицал перспективу общественной собственности, обосновывал утверждение буржуазных порядков, однако объективно многие стороны учения Гольбаха содействовали возникновению утопического социализма 18 века.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Systeme social..., v. i—3, L., 1773; Le bon sens, ou Idees naturelles opposees aux idees surnaturelles, L., 1786; La morale universelle..., v. 1—3, P., 1820; Textes choisis, v. l, P., 1957; в рус. пер.— Священная зараза.—Разоблаченное христианство, М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл, М., 1956; Карманное богословие, М., 1959; Избр. произв., т. 1—2, М., 1963.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; и χ ж е, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; е г о ж е, Людвиг Фейербах..., там же, т. 21; Л е н и н В. И., Три источника и три составных части марксизма, ПСС, т. 23; е г о ж е, О значении воинствующего материализма, там же, т. -15; Кочарян М. Т., Поль Г., М., 1978; Акулов П. В., М а л ю к О. П., Поль Г.— критик религ. догматов, М., 1975; N a v i 1 1 е Р., D'Holbach et la Philosophie scientifique au XVIII siede, nouv. ed., P., 1967; Skrzypek M., Holbach, Warsz., 1978.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ-материалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Петушкова Е.В. Один из основателей школы французского материализма (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Блинников Л.В. Крупнейший французский философ (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Баландин Р.К. Бога он считал порождением страха, надежды и невежества (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012).

Кротов А.А. Его салон приобрел известность как место регулярных философских дискуссий (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Его основное сочинение было сожжено по решению парламента (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Далее читайте:

Гольбах П.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного (Статья Т.Б. Длугач о произведении П.А. Гольбаха)

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Systeme social... v. 1—3. L., 1773;

Systeme de la nature, v. 1—2. L., 1781; La morale universelle, v. 1—3. P., 1820;

Texteschoisis, v. 1. P., 1957; в рус. пер.: Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936;

Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956;.

Галерея святых. М., 1962;

Избр. произв., т. 1—2. М., 1963.

Литература:

Кочарян М. Т. Поль Гольбах. М., 1978;

Hubert R. D'Holbach et ses amis. P., 1928;

Naville P. D'Holbach et la philosophie scientfique au XVIII siecle. P., 1967;

Lecomple D. Marx et le baron d'Holbach. Aux sources de Marx: le materialisme athee holbachique. P., 1983;

Haupt M. Von Holbach zu Marx. Hamb., 1987.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС