Гольбах Поль Анри |
|
1723—1789 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Поль Анри Гольбах
Гольбах Поль Анри (1723—1789) — французский философ-материалист и атеист. По происхождению немецкий барон, однако большую часть жизни провел во Франции. Главный труд Гольбаха «Система природы» (1770) был сожжен по решению парижского парламента. Другие его работы - «Разоблаченное христианство» (1761), «Карманное богословие» (1768), «Здравый смысл» (1772). Гольбах выступил с критикой религии и идеалистической философии, особенно учения Беркли. В идеализме Гольбах видел химеру, противоречащую здравому смыслу. Возникновение религии объяснял темнотой, страхом одних и обманом др. Материя, по Гольбаху,— это «все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Она состоит из неизменных и неделимых атомов, основные свойства которых — протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение — также атрибут материи — Гольбах рассматривал как простое перемещение тел в пространстве. Человек, по Гольбаху,— часть природы, подчиненная ее законам. Отстаивая детерминизм, Гольбах вместе с тем понимал причинность механистически. Отрицал объективное существование случайностей, определял их как явления, причины которых нам неизвестны. В теории познания придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма. В политике Гольбах — сторонник конституционной монархии, а в ряде случаев — просвещенного абсолютизма. Во взглядах на общество Гольбах — идеалист, утверждал, будто «мнения правят миром». Решающую роль в истории придавал деятельности законодателей. Путь к освобождению людей видел в просвещении. Незнание своей собственной природы, по Гольбаху, привело род человеческий к тому, что он оказался порабощенным и стал жертвой правительств. Развивающееся буржуазное общество Гольбах трактовал как царство разума. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 95. Вернуться на главную страницу Гольбаха
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |