Жан Антуан Кондорсе |
|
1743-1794 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Жан Антуан КондорсеЖан Антуан Никола Кондорсе Кондорсе Жан Антуан (1743— 1794) — французский философ-просветитель, в экономических вопросах был сторонником физиократов (Тюрго). Кондорсе критиковал религию с позиций деизма и буржуазного просветительства, призывал к отказу от суеверий и развитию научных знаний. В своей главной работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) развивал взгляд на историю как на продукт разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и «естественности». На основании различных случайных признаков Кондорсе делил историю на 10 эпох, обосновывал идею бесконечного прогресса капиталистического строя. Кондорсе боролся против сословного разделения, в защиту политического равенства. В то же время считал имущественное неравенство полезным для общества. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 200.
ПедагогЖан Антуан Никола Кондорсе (1743—1794) — ученый, философ и выдающийся государственный деятель эпохи французской буржуазной революции конца XVIII века, был одним из-вождей жирондистов — защитников интересов крупной буржуазии. В апреле 1793 года он представил в Законодательное собрание Франции проект организации народного образования, предусматривавший создание государственной системы школ с бесплатным обучением всех детей, отмену преподавания религии, ограничение преподавания древних языков и расширение круга предметов естественно-математического цикла. Проект Кондорсе был одним из наиболее продуманных документов: в нем были учтены достижения науки, а также потребности социально-экономического развития буржуазного общества. Ниже приводятся фрагменты из этого проекта, который, хотя и остался нереализованным в эпоху французской революции, однако оказал свое влияние на последующее развитие организации народного образования в различных странах. В частности, идеи Кондорсе нашли отражение и в русском школьном уставе 1804 года. Биографическая справка цитируется по изд.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981, с. 268.
Математик и социологЖан Антуан Кондорсе (1743 - 1794) - французский математик и социолог, известен как представитель французского просвещения. Его философские и социологические взгляды имели ближайшее родство со взглядами французских энциклопедистов. Благадаря своим работам по геометрии, интегральному исчислению и астрономии Кондорсе в 26 лет становится членом Академии наук, с 1773 г. занимает пост секретаря Академии. В 1789 г. избран членом Коммуны г. Парижа, где ему поручается разработка плана реорганизации муниципалитета. В 1790 г. организует политическое обозрение "Библиотека общественного деятеля", выступает в нем с рядом философско-политических статей, сотрудничает вместе с Сийесом в "Журнале общества 1789 г.". В 1791 г. избран в Законодательное собрание, принимает участие в его работе сначала в качестве секретаря, затем заместителя председателя собрания, участвует в комиссии по выработке конституции. По своим политическим взглядам был близок к жирондистам, но не входил в их число. Не будучи согласен с политикой якобинского Конвента, резко возражает против ареста жирондистов, разрабатывает свой проект конституции и не прекращает публичных выступлений против якобинского руководства Французской республики. Конвент отвергает его проект и принимает решение об аресте Кондорсе. Несколько месяцев Кондорсе скрывается в доме вдовы скульптора Верне, давшей ему приют не смотря на то, что ей грозила за это смертная казнь. Находясь в этом убежище, Кондорсе пишет философско-историческое произведение "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума". В марте 1794 г., не желая далее подвергать приютившую его женщину смертельной опасности, Кондорсе покидает ее дом. Не имея в наличии никаких документов, он вскоре был арестован и направлен в тюрьму Бург-ля-Рень. Находясь в тюремной камере и желая избегнуть публичной казни, 29 марта Кондорсе прининимает яд. Перепечатывается с сайта
http://liberte.da.ru/
Кондорсе (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон,—29.3.1794, Бур-ла-Рен), маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель. В 1785 году занял пост непременного секретаря Академии наук. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. В 1791 году избран в Законодательное собрание. В Конвенте примыкал к жирондистам. Правительство Робеспьера обвинило Кондорсе в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. Кондорсе некоторое время скрывался. Весной 1794 года был арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством. Кондорсе — сторонник деизма и сенсуализма. В «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» (1795, рус. пер., 1909) Кондорсе сделал попытку установить закономерности развития истории, её основные этапы, движущие силы исторического процесса. Находясь под влиянием философских взглядов Руссо, Тюрго, Рейналя, Кондорсе в изучении истории уделял большое внимание культуре и нравам народа. Кондорсе — один из основоположников идеи исторического прогресса, которую, однако, он развивал с идеалистических позиций. Поступательное движение истории Кондорсе объяснял безграничной возможностью развития человеческого разума как демиурга истории. Он связывал исторические эпохи с этапами развития человеческого разума, указывая при этом также и на значение хозяйственных и политических факторов в общественном развитии. Кондорсе — сторонник теории естественного права, использовал её для отрицания правомерности феодального общества и обоснования необходимости и разумности буржуазного строя. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась Кондорсе как высшая ступень в истории человечества. Будущий прогресс человечества Кондорсе мыслил лишь в границах буржуазного правопорядка. Идеи Кондорсе сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительной концепции исторического процесса. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Oeuvres, t. 1—12, P., 1847—49. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3, с. 530—31; Cento Α., Condorcet е 1'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P., 1962].
Французский мыслительКондорсе (Condorcet) Мари-Жан Антуан Никола де Карита, маркиз (1743-1794) - французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Сотрудничал в "Энциклопедии" Дидро. Депутат Законодательного собрания (1791). В 1793 предложил либеральный проект конституции, отвергнутый радикальными якобинцами. Как умеренный, был обозначен "врагом народа" и заочно приговорен режимом Робеспьера к смертной казни. После продолжительного пребывания в подполье, был арестован и казнен (по некоторым сведениям покончил с собой в тюрьме). Основные сочинения: "Размышления о рабстве негров" (1781), "Опыт о применении анализа вероятности решений, принимаемых большинством голосов" (1785, легло в основу современной философской дисциплины - "теории решений"), "Жизнь господина Тюрго" (1786), "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (написано в подполье в 1794, опубликовано вдовой Кондорсе после падения Робеспьера в 1795). Миропонимание Кондорсе основывалось на его убеждении в том, что достоверность человеческого знания ограничена. При этом главным способом оптимизации и улучшения жизни людей (в контексте возможности бесконечного совершенствования последней) Кондорсе полагал использование математического аппарата в решении как социальных, так и повседневных житейских проблем. По мысли Кондорсе, "существуют надежные средства нахождения очень большой вероятности некоторых случаев и установления степени этой вероятности в огромной их массе". Исследуя причины того, что мы способны обнаружить достоверность в математике, но не в естественных, социальных и этических науках, Кондорсе пришел к выводу, что предпосылкой этого выступает специфичность наблюдателя-человека. Обобщения и закономерности, познаваемые посредством индукции на фундаменте опыта, обладают, по Кондорсе, только вероятностью. Все наши знания, согласно мысли Кондорсе, "подкрепляются тем наблюдением, что факт, наблюдавшийся вчера, будет наблюдаться и сегодня, если только не произошло каких-нибудь изменений". Прогресс разума, по Кондорсе, предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. По мнению Кондорсе, каждое разумное существо приходит к аналогичным идеям в сфере морали, как и в области геометрии. Это является результатом актуализации свойств чувствующих существ, способных к размышлениям: "Действительность положений нравственности, их истина, соотносящаяся с положением реальных существ, целиком и полностью зависит от истинности следующего факта: люди суть чувствующие и мыслящие существа". В конечном итоге, с точки зрения Кондорсе, прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. Кондорсе стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов - эпох "прогресса человеческого разума". Последняя эпоха, согласно Кондорсе, открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно Кондорсе, люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда Кондорсе считал правомерным выводить основные права человека. Кондорсе стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму. Кондорсе высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению Кондорсе, Локк первым обозначил границы человеческого познания и "этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук". По утверждению Рассела, Кондорсе предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. Кондорсе был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции. Являясь автором одной из наиболее оптимистических версий философии Просвещения, Кондорсе собственной трагичной судьбой продемонстрировал способность истинных философов рефлексировать по поводу окружающего вне каких бы то ни было политических контекстов. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
Marie-Jean-Antoine-Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet ФилософКондорсе (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола де (17 сентября 1743, Рибелон — 7 апреля 1794, тюрьма Бурла-Рен) — французский философ-просветитель, ученый и политический деятель, маркиз. В 26 лет был избран членом Французской академии наук за математическую работу, посвященную интегральному исчислению. В 1773 получил премию Берлинской академии наук за историю комет и в том же году был избран секретарем Французской академии за биографии выдающихся ученых своего времени (написал около пятидесяти биографий членов академии, в т. ч. биографии Тюрго и Вольтера, которых он знал лично). Сотрудничал в «Энциклопедии», был другом Д' Аламбера. В философии — сторонник деизма и сенсуализма, в экономике Кондорсе раздлял взгляды физиократов. Под влиянием Тюрго Кондорсе занялся политическими науками; отстаивал право человека на свободное распоряжение плодами своего труда и свободное развитие личности, выступал за всеобщее политическое равенство. Главным инструментом проведения реформ считал парламент. После бегства Людовика XVI в Версаль основал газету «Республиканец, или Защитник представительного правительства». В 1790 заседал в Парижском муниципалитете, в конце 1791 стал президентом Законодательного собрания. Работал в комиссии из 9 человек над жирондистским проектом новой республиканской конституции. Когда Конвент отверг эту конституцию и принял якобинский проект де Сешеля, Кондорсе опубликовал послание к народу, за что был объявлен Конвентом вне закона; Робеспьер обвинил Кондорсе в национальной измене. Опасаясь ареста, он был вынужден скрываться у вдовы скульптора Берне, где и написал свой главный труд — «Эскиз исто-рической картины прогресса человеческого разума» (Esquisse d'un tableau historique des progres de l'esprit humain, 1795, рус. пер. 1909). Закончив его, Кондорсе покинул свое убежище, три дня бродил в окрестностях Парижа, был арестован в деревне Кламар и препровожден в тюрьму, где принял яд, чтобы избежать гильотины. «Эскиз...» проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. Конечная цель его — «...показать, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании... имеют своей границей только длительность существования нашей планеты...» (Эскиз... М., 1936, с. 15). В отличие от Руссо Кондорсе считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, но, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов. Смысл человеческой жизни — в максимально свободном применении своих способностей, распоряжении богатством и удовлетворении потребностей. Помехи на пути к этому — невежество, предрассудки, религия, деспотизм. Для реализации «естественных прав» человека нужно покончить с со-словными ограничениями и предрассудками. Разделив всю историю человечества на 10 этапов, 9-м этапом Кондорсе считал современное ему общество, а 10-м — грядущее «царство разума». Цель «социального искусства» — уничтожение кажущейся противоположности между интересом каждого и интересом всех; с помощью системы образования необходимо формировать интерес к общественному благу и добиваться того, чтобы все граждане стали искренними «друзьями закона». Требуя уничтожения неравенства между нациями и между группами одной и той же нации, Кондорсе отвергал, однако, принцип всеобщей уравнительности: «Различия между правами, которые закон признает за гражданами, и правами, которыми они действительно пользуются, обусловлены тремя главными причинами: неравенством богатства, правом наследства и неравенством образования... Все эти три неравенства должны постоянно уменьшаться, не исчезая, однако, окончательно, ибо причины, их порождающие, естественны и необходимы. Поэтому, пытаясь уничтожить эти причины, мы не только нанесем по правам людей самый гибельный удар, но породим еще более обильные источники неравенства» (там же, с. 216). Кондорсе оказал заметное влияние на последующее развитие демократической социально-философской мысли. О. В. Суворов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 285-286.
Политический деятельКондорсе (Condorcet), Жан Антуан де (17.IX.1743 - 7.IV.1794) - французский философ-просветитель, математик, социолог и политический деятель. В 1788-1791 годы - один из руководителей филантропического «Общества друзей чернокожих». В период французской буржуазной революции конца 18 века был председателем Законодательного собрания (октябрь 1781 года - август 1792 года) и вице-предсе6дателем Конвента (сентябрь 1792 года - май 1793 года), примыкал к жирондистам. В 1793 году, в период якобинской диктатуры, был заочно приговорен к смертной казни. Вскоре после ареста (апрель 1794 года) покончил жизнь самоубийством. В литературном наследии Кондорсе особое место занимает его «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794, рус. пер. 1936), в котором Кондорсе делает попытку установить закономерности развития истории, ее основные этапы, движущие силы исторического процесса. Находясь под влиянием философских взглядов Ж. Ж. Руссо, А. Р. Тюрго и Г. Рейналя и продолжая традиции исторической концепции Вольтера, Кондорсе отказывается сводить исторический процесс лишь к деяниям королей, законодателей, религиозных реформаторов и уделяет большое внимание культуре и нравам народа. Кондорсе явился одним из основоположников идеи исторического прогресса; он отстаивал восходящее развитие человечества, обосновывая безграничность этого развития. Оставаясь, однако, на позициях идеалистического понимания истории, Кондорсе, естественно, не мог научно обосновать необходимость и истинный характер общественного прогресса. Неисчерпаемые возможности восходящего развития истории Кондорсе объяснял с позиций идеализма безграничной возможностью развития человеческого разума как демиурга истории. Руководствуясь таким пониманием вопроса, он обусловливал исторические эпохи этапами развития человеческого разума, подчеркивая при этом также значение хозяйственных и политических факторов в общественного развитии. В экономических вопросах разделял взгляды физиократов. Кондорсе - сторонник теории естественного права. Он использовал эту теорию для отрицания правомерности феодального общества и обоснования необходимости, разумности и вечности буржуазного строя. Характерно, что эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась Кондорсе как высшая эпоха в истории человечества. Говоря о будущем прогрессе человечества, Кондорсе мыслил этот прогресс лишь в границах буржуазного правопорядка. Как идеолог восходящего общественного класса, Кондорсе отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом, демократические права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные права на получение образования и т. д. Кондорсе гневно осуждал колониальный разбой, "...который развращает и опустошает Африку..." ("Эскиз...", с. 224), рассматривал войну "...как наиболее гибельный бич, как величайшее преступление" (там же, с. 248). Идеи Кондорсе сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительской концепции исторического процесса. X. H. Момджян. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965. Сочинения: Oeuvres, t. 1-12, P., 1847-49. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 530-31; Alengry Г., Condorcet. Guide de la révolution française, théoricien du droit constitutionnel et précurseur de la science sociale..., P., 1904; Gahen L., Condorcet et la révolution française, P., 1904; Buisson F., Condorcet, P., 1929; Franzer J. G., Condorcet on the progress of the human mind, Oxf., 1933.
Далее читайте:Кондорсе. Доклад об общей организации народного образования. Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Франции (биографический указатель). Великая французская революция (хронологическая таблица). Сочинения:Oeuvres, 1.1-12. P., 1847-49. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума М. Соцэкгиз. 1936. Литература:Литвинова Е. Ф. Кондорсе и его жизнь. СПб., 1894. Литвинова Е.Ф. Жан Антуан Кондорсе. В кн. "Т.Мор. Оуэн. Дидро. Д'Аламбер. Кондорсе. (Библиотека Флорентия Павленкова)". Челябинск. "Урал LTD". 1998.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |