Олег ХЛОБУСТОВ
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2008 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Олег ХЛОБУСТОВ

2008 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Олег ХЛОБУСТОВ

Ложь для широкого круга: Анатомия информационной войны

Ситуационный анализ на частном примере грузино-российского  противоборства 8 – 23 августа 2008 г.

Олег ХлобустовВолей судьбы, за пару часов до премьеры на телеканале «Столица» в программе «Невидимый фронт» моего документального фильма, посвященного «Олимпиаде – 80», мир узнал о начале грузино-осетинской войны. 5 последующих дней пришлось провести у телевизора, из сообщений различных телеканалов, пытаясь воссоздать картину трагедии, разворачивавшейся на Северном Кавказе «в прямом эфире».

Результаты этого мониторинга вылились в давно намечавшуюся статью Анатомию информационной войны. Особо щепетильных читателей сразу уведомляю, что основной объем приводимой информации получен по каналам зарубежных информагентств. Автор категорически отвергает распространяемое ныне мнение о том, что «Россия проиграла информационную войну Грузии».

Информационная война, как феномен социально-политической действительности, понятно, является лишь одной из составляющих политики, ее информационно-пропагандистским обеспечением.

Как любая политика, или любая война, она характеризуется целями, задачами, средствами, принципами, методами и т.д..

Коротко охарактеризуем вначале эти составляющие информационно-пропагандисткой кампании, начатой Грузией войны 8 августа 2008 г.

Целями данной информационной кампании являлось исключительно пропагандистское «освещение военной операции» грузинской армии в отношении Республики Южная Осетия (РЮО).

Задачами же ее являлось предоставление «мировому сообществу» посредством отечественных и зарубежных СМИ доказательств «корректности» действий грузинских военных, «успешности выполнения армией поставленных задач».

Но, поскольку военная операция «Чистое поле» пошла не по плану, грузинской стороне, действиями которой, как сообщается, руководила группа бельгийских пиарщиков, пришлось идти на незапланированные новации, вроде прозвучавшего около 16 часов 8 августа, когда батальоны 58 армии освободили северную часть Цхинвали, обратив в бегство грузинский спецназ, призыва к США президента и главнокомандующего М. Саакашвили прийти на помощь в «защите от нападения России».

При этом президент США в Пекине уже был проинформирован, в том числе и российским премьером В.В. Путиным о нападении Грузии на Южную Осетию.

В то же время Россия потребовала созыва экстренного заседания Совета безопасности ООН в связи с агрессий Грузии против непризнанной республики Южная Осетия. И это, наряду с заявлением России на заседании Совбеза ООН 9 августа, - первые  официальные документы по конфликту, свидетельствующие об отказе членов ООН принять деятельные шаги к прекращению и предотвращению кровопролития, игнорировать которые не может ни одна зарубежная «инстанция».

Основными ударными средствами информвойны для зарубежных аудиторий, понимаемых как «мировая общественность», являлись аккредитованные в Тбилиси иностранные журналисты, а также национальные грузинские информканалы радио и телевидения, ориентированные на собственное население.

Некоторые зарубежные СМИ сознательно вводили свои аудитории в заблуждение. Так, британская «Таймс» и американская «Вашингтон пост» 10 августа  сообщали своим читателя, что «Россия всей своей мощью обрушилась на Грузию».

Правда, уже 11 числа «Таймс» была вынуждена «реабилитироваться», признав непреложным тот факт, что именно грузинская сторона первой открыла огонь.

Следует также оговориться, что основным объектом «информационной войны» является население союзных или нейтральных государств, «общественность», ибо ответственные компетентные органы государств, прежде всего,  – спецслужбы, генштабы, правительство и дипломатия, априори должны быть информированы о происходящем по своим собственным независимым каналам. Это касается как государств, входящих в НАТО, ОБСЕ, Европейский Союз, так и постоянных и переменных членов Совбеза ООН.

И весьма сдержанная реакция всех названных субъектов, говорит о том, что они прекрасно отдавали себе отчет, с чем конкретно имеют дело, однако вынуждены были поддерживать кандидата на вступление в блок НАТО.

Сам наглядным свидетельством понимания реальной ситуации в Южной Осетии явилось отсутствие «гневных опровержений» на заявление замначальника Генштаба России А.М. Ноговицина о том, что некоторые члены ОБСЕ, осведомленные о военных планах Грузии, не пожелали предупредить кровопролитие.

А вот дезинформирование СМИ собственного населения, как нельзя лучше соответствовало цели сохранения собственного «политического лица».

Касаясь непосредственного течения информационной войны, отметим, что для ответственных должностных лиц и особенно интересующейся части «общественности», не было секретом данное в Париже интервью бывшего министра иностранных дел Грузии Саломеи Зурабишвили, находящейся в оппозиции М. Саакашвили, о причастности США к военным  преступлениям грузинской армии в Южной Осетии.

Это другое дело, что США, начиная третье экстренное заседание Совета безопасности ООН 10 августа, сделали вид, что обсуждение начинается «с чистого листа», как будто не было двух предыдущих заседаний 8 и 9 августа, на которых, к сожалению, Совбез уклонился от обращения к Грузии с требованием прекращения огня.

Российский представитель в Совете безопасности В.В. Чуркин однако напомнил международному сообществу и о действиях западных стран в Югославии, и об атаке против Афганистана и Ирака.

Американский представитель Залмай Хализад, бывший первым с 2003 г. послом США в Ираке, лучше всех других понял, о чем ему намекал В.В. Чуркин.

 Представитель Хорватии предложил не забывать о том, что речь идет о конфликте Грузии с непризнанными республиками Южной Осетии и Абхазии, и де-факто, и де-юре не контролируемыми тбилисскими властями, что явилось прямой дипломатической поддержкой России.

Но грузинский главнокомандующий М. Саакашвили не учел того факта, что на информационном поле он столкнется не только с российским противодействием, но и с сообщениями иностранных корреспондентов в Грузии, России, Северной Осетии и вблизи зоны боевых действий.

Отметим, что круглосуточный международный телеканал Euronews в целом объективно каждые полчаса освещал развитие кавказской драмы, используя также сообщения российских СМИ, в частности, передавая репортажи о пресс-конференциях заместителя начальника Генштаба России А.М. Ноговицына. А по спутниковым каналам сообщения Euronews были доступны по всему миру.

А ведь Саакашвили рассчитывал на безоговорочную поддержку не только со стороны «стратегического союзника» -- США, но и западных СМИ. А также – партнеров по Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Евросоюза, НАТО.

19 августа Совет министров иностранных дел НАТО принял решение «воздержаться от проведения по просьбе российской стороны заседания Совета Россия – НАТО». Данный шаг, предпринятый по инициативе США, дабы избежать публичных обвинений в причастности к агрессии против гражданского населения, не меняет того факта, что правительства этих стран прекрасно осведомлены о подлинных обстоятельствах начала войны 8 – 12 августа.

На неуклюжий демарш НАТО Российская Федерация ответила 22 августа заявлением о прекращении сотрудничества с альянсом.

Для окончательного прояснения данного вопроса приведем слова из первого интервью российской прессе нового посла США в Москве Джона Байери, распространенного 22 августа:

- Тот факт, что мы очень настойчиво убеждали грузинскую сторону не идти на этот шаг, ясно говорит о том, что мы не хотели, чтобы все это произошло(!).  И мы не хотели перехода к насилию и использованию силы. Российские войска вполне обоснованно ответили на нападение на российских миротворцев в Южной Осетии. Но теперь эти силы перешли на грузинскую землю, и территориальная целостность Грузии оказалась под угрозой («Комсомольская правда», 23 августа 2008 г.).

Главный принцип информационной войны – создай «картинку!», «впечаиление», мнение, а потом уже другие будут ее обсуждать.

Методы информвойны – неполное, выборочное изложение информации, ее произвольная интерпретация, ложь либо «правдоподобное отрицание», заявление «о намерениях», нарушение хронологической последовательности и логики интерпретации фактов, дезавуирование (заявление о том, что вас неправильно поняли, вы этого не говорили и не хотели сказать…..).

Поскольку информпротивоборство (информвойна) лишь средство достижения иных, более высокого порядка целей,  то его назначение – мобилизация поддержки союзников – членов ГУАМа (союза Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы), НАТО, ЕС, ООН….

И не случайно говорится: когда начинается война, ее первой жертвой становится правда!....

Днем 8 августа грузинское телевидение передавало репортажи и показывало кадры «наших танков» на улицах Цхинвали, умалчивая как о его 6-ти часовом артиллерийско-ракетном обстреле и бомбардировках колон беженцев у горловины Роксского туннеля.

И лишь около 16 часов, после сообщений о выходе колонн 58 армии к северной окраине Цхинвали, появилось паническое воззвание главнокомандующего М. Саакашвили к американской и международной «помощи в отражении агрессии России».

Но уже до начала войны – и на поле боя, и информационной, существовала уже иная объективная реальность, которую не может игнорировать ни одна из сторон. К их числу относятся международные договоры и обязательства.

Для Грузии это – Дагомысское соглашение июля 1992 г., согласно которому на территории РЮО находятся российские миротворцы (батальон в 560 бойцов с легким вооружением).

И, то соглашение, не нравящееся Саакашвили, подписанное президентом Грузии З.К. Гамсахурдия, не освобождает президента нынешнего от необходимости его соблюдения в соответствии с принципом международного права pacta sun servanto! (Договоры должны соблюдаться!).

Нарушение норм международного права – это первый пункт обвинения М. Саакашвили.

Еще более бессмысленным было последующее заявление М. Саакшвили о «денонсации в одностороннем порядке» договоренностей 1992 г.

И, главное, что легко подтверждается ныне архивами новостных сообщений и лент мировых информагентств, это декларация М. Саакашвили о «предолимпийском прекращении огня», переданная еще 7 августа. Свидетелем того, что ночной обстрел Цхинвали явился неспровоцированной агрессией, может подтвердить министр интеграции Грузии Темур Якобашвили.

Не только политик, но и мужчина, не должен позволять себе такое вопиюще-циничное лицемерие, какое демонстрировал Саакашвили. Если он, конечно, только не желает получить заслуженное звание негодяя.

При этом, переоценивая значимость собственной персоны в глазах своего «стратегического союзника», Саакашвили полагал, что успешный «блицкриг» спишет массовые военные преступления грузинской военщины, а госсекретарь США выдаст ему индульгенцию.

Ведь, в конце концов, он именно «их» сукин сын!

Ракетно-артиллерийский обстрел  Цхинвали в ночь на 8 августа 2008 г. был бездумно скопирован с американской атаки на Афганистан 6 октября 2001 г.. Бесполезный с военно-стратегической точки зрения налет преследовал только одну цель: запугать, затерроризировать жителей республики, сломить их волю к сопротивлению своей неоправданной бессмысленной жестокостью….

Без сомнения, тбилисский Минобороны направил в атаку на непризнанную Республику Южная Осетия наиболее боеспособные части армии и спецназа, прошедшие подготовку у инструкторов Пентагона.

Однако реально они продемонстрировали миру, по крайней мере, той его части, что называют «цивилизованным миром», лишь чего именно можно ожидать от пентагоновских выкормышей, что заставит этот мир, по неволе задуматься об уготавливаемом ему будущем.

И вряд ли даже кто-либо из грузинских политиков сможет доказать, что уничтожение республиканской больницы и университета были целесообразной, необходимой и оправданной военной мерой, которая смягчает ВАРВАРСКИЙ характер тбилисской провокации.

Я оставляю даже в стороне вероломный расстрел грузинскими военными своих коллег из российского контингента миротворческих сил в РЮО, этим вопросом, как известно, уже занимается военная прокуратура.

Сильным сигналом со стороны США стала просьба «вашингтонской Кони» (К. Райс) в разговоре с С. Лавровым 9 августа не называть действия Саакашвили «геноцидом» и «этническими чистками», что свидетельствует о том, что и стратегический союзник Грузии прекрасно все понимал.

Ведь эти действия составляют состав преступления против человечности, ответственность за которые несут, прежде всего, командующие войсками, не исключая и главнокомандующего грузинской армией.

Грузия отключила 8 августа трансляцию российского телевидения и от сети пользователей Интернета в стране. Но Саакашвили просто забыл, что оппозиция имела возможность наблюдать репортажи зарубежных телеканалов, в том числе и российских, из зоны боевых действий по спутниковым каналам. Да, их пользователей в Грузии – немного, но все остальное делала изустная молва, обмен новостями по столь животрепещущим вопросам войны и мира.

Также хорошо известны неоднократные 8, 9, 10 и 11 августа декларации Саакашвили о «прекращении грузинской армией огня», за которыми не следовало никаких конкретных шагов.

Следует ли только в этой связи удивляться тому, что  российская армия была вынуждена применить весь имеющийся арсенал средств «принуждения к миру», включая и вывод из строя дистанционно (авиа и артиллерийскими ударами) военной инфраструктуры неприятеля? Создания гарантий от последующих нападений?

Конечно, к сожалению, были и жертвы из числа гражданских лиц, что является неминуемым следствием любой войны, но при этом даже западные источники признают, что они не идут ни в какое сравнение с числом жертв населения Южной Осетии.

Но абсолютно аморальными являются попытки грузинских и западных СМИ замолчать геноцид и гуманитарную катастрофу, учиненную грузинской военщиной в Осетии (от перекрытия 4 августа  источников водоснабжения Цхинвали, до взрыва водоканала 10 августа с целью затопления западной части города, разрушения республиканской больницы, школ и так далее).

А также ОБСЕ и Совета Европы обследовать последствия нападения Грузии на непризнанную республику.

Прорыв этой трусливой позиции положил концерт оркестра Мариинского театра в Цхинвали под руководством маэстро Валерия Гергиева (Euronews дважды передавал прямые включения с этого концерта).

Окончательный удар по лицемерию европейских союзников Саакашвили нанесло интервью комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммамберга, изучавшего ситуацию в Южной Осетии.

Подводя итоги информационной войны Грузии против России, следует сказать, что, не смотря на активное задействование всех средств и методов дезинформации, грузинскому главнокомандующему М. Саакашвили не удалось достичь целей, ставившихся перед его PR-командой.

Нельзя также не указать и на следующие этапы начавшегося  8 августа информационного противоборства.

Это – неизбежное рассмотрение Международным уголовным судом исков граждан Южной Осетии и России к правительству Грузии.

Это - выступление представителя России на сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре, где также неизбежно будет поднят вопрос о грузинской агрессии.

И, наконец, это предстоящий 10 декабря 60-летний юбилей принятия Всеобщей декларации прав человека.

Статья предоставлена для публикации в ХРОНОСе автором.


Далее читайте:

Олег Хлобустов (авторская страница).

Хлобустов Олег. Уроки грузино-осетинской войны (Заметки военного обозревателя). 11.08.2008

Кавтарадзе Автандил. Полицейский режим в Грузии и российские грузины. - 25.08.2008

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС