Митрополит Нестор, Анисимов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Н >

ссылка на XPOHOC

Митрополит Нестор, Анисимов

-

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Митрополит Нестор (Анисимов)

Моя Камчатка

Митрополит Нестор в 1911 году

ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БРАТСТВА

Твоим, о Боже, попеченьям
Я отдаю всю жизнь мою.
Со страхом и благоговеньем
Готовлюсь к оному я дню.
Я отдаюсь Тебе, Спаситель,
Умом, и сердцем, и душой,
И в оный день, о Вседержитель!
Готов предстать перед Тобой!
Свети во мраке ярким светом,
Мой благодатный путеводный огонек!
Свети язычникам Христовым Светом,
Чтоб Свет Твой всех к Тебе привлек!
Свети всем сбившимся с дороги,
Свети заблудшимся в пути!
Зови их всех к заветам Бога,
Чтоб верный путь могли найти!
Творить добро есть цель благая:
Господь поможет совершить.
Итак, свети, не уставая,
Чтоб Свет Христов во тьму пролить!

14 сентября 1910 года во Владивостоке было учреж­дено Камчатское благотворительное братство. При офи­циальной церемонии открытия я произнес речь.

"Исполняя волю Высокопреосвященнейшего архи­пастыря нашего, вступаю я на эту кафедру, чтобы пред­ложить вашему вниманию некоторые свои соображения о главной цели и задачах открываемого ныне православного Камчатского братства. Быть может, даже для живущих здесь, на Дальнем Востоке, известие это так же ново, как, собственно говоря, еще ново для нас и всякое известие и сообщение о далекой Камчатке.

Да, надо сознаться, что для большинства русских людей открытие Камчатки совершилось не более чем каких-нибудь двух, трех, ну, десяти лет тому назад, несмотря на то, что иностранцы и ближайшие соседи Камчатки - японцы, американцы - уже сотни лет, подробно исследовав природные богатства края, тайно и явно работают там на пользу своих стран.

Для большей наглядности приведу краткий рассказ из жизни камчатского путешественника. В Японии спра­шивает он японцев, где они добыли и приобрели десятки тысяч белок, котиков, лисиц и другой пушнины. Те отвечают:

- На русской Камчатке.

В той же Японии спрашивает, где японцы добыли сотни тысяч пудов рыбы и запасли обилие икры? Получает ответ:

- На русской Камчатке.

Да, камчатскому путешественнику можно, не спра­шивая ни японцев, ни американцев, где добыли, самому все это наблюдать и видеть по всему Охотско-Камчатскому побережью и в северных водах Камчатки.

Заехал камчатский путешественник в Россию, на родину; вот земляки в просвещенном центре России его и спрашивают:

- Вы откуда? С Камчатки?.. Ой-ой-ой. Да ведь это... Постойте-ка, да... да чья она? Она наша или иностран­ная? И охота вам жить с какими-то грязными дикарями-камчадалами? Бросьте их, оставьте. Идите лучше в Россию, тут своего дела много. А там даже и есть-то нечего - одна собачья пища.

Не так было бы больно это слышать, если бы говорили это не русские люди. Наконец, на самой Камчатке путе­шественник, видя кругом бедность, нищету, болезни, голод, нужду, хищения и беспомощность, спрашивает камчадалов и туземцев, кто же им во всех их бедах помогает и утешает?

И, о ужас - да будет всем нам стыдно!

Камчадалы отвечают, что "японцы нам - братья, и хотя берут у нас рыбу и пушнину, но и нам помогают..."

Вы все слышали? Японцы - братья...

А мы зачем собрались сюда?

Выслушав рассказ камчатского путешественника, мне думается, каждый согласится: да, необходимо как мож­но скорее учредить русское братство для далекой (пока еще) земли, а то и в самом деле Россия, как недобрая мачеха, оставила ее на произвол судьбы, а при подобном внимании иностранцев она, действительно, легко может стать американской или японской.

Итак, чтобы Камчатская область не была забыта Россией, чтобы она не была одинока и беспомощна в суровых условиях жизни, чтобы на краю земли не раздава­лись упреки о русской христианской бессердечности, да будет у Камчатки попечитель - свое святое православное братство, а не японское.

В чем же задачи братства и каковы нужды Камчатки?

Дадим посильный ответ на эти вопросы, занимающие в данное время каждого слушателя. С помощью благо­творительных, просветительских и врачебных братских учреждений, питаемых сочувствием всей православной России, братство должно служить деятельным стражем духовных и материальных интересов всех обитателей своей окраины, оно должно стать противовесом всяким богатообеспеченным иноверным и иноземным миссиям, обществам и братствам, дабы не дать им совершенно отторгнуть и подчинить себе обширный природно-богатый Камчатский край, представляющий собою окно во второе земное полушарие.

Содействие просвещению святым Евангелием остат­ков языческого мира, уцелевшего на дальневосточных окраинах, должно быть тоже одной из главных задач Камчатского братства. Тем более что некоторые камча­далы-язычники сейчас готовы своими душами и серд­цами для Христова евангельского посева и есть местами уже зрелая почва для Христа. Но гибнет она вследствие отсутствия духовных вождей, ибо что может сделать одинокий бесправный, необеспеченный миссионер против произвола всевозможных хищников и беспредельного самовластия горе-культурных сограждан, окружающих камчатских туземцев!

Но, к сожалению, некоторые язычники даже при полном сознании пустоты шаманских верований все же пугливо держатся в стороне и от христианства вследствие нехристианского поведения русского населения. Язычники спрашивают миссионера:

- А где же светлый Бог вон у тех, которые день и ночь шаманят за картами и вином, грабят нас и дают грабить другим?

Что должен ответить простодушным язычникам мис­сионер, не имеющий около себя своих русских собратий? Разве мыслимо с успехом проповедовать Христа диким племенам и предлагать им войти в духовное единение с такой средой, от которой с ужасом отвращается их дет­ское сердце?! Вот в этом случае православное братство и должно позаботиться, чтобы русское имя было любимо на Камчатке, чтобы там образовалась такая среда, ко­торая силою добрых примеров и попечении не только удерживала бы просвещенных православных язычников под материнскою властью Святой Церкви, но и давала бы им чистое нравственное понятие, а не ложное и гнусное представление о жизни и вере православных христиан.

Теперь мы приблизительно знаем, чему может слу­жить православное братство, и, несомненно, все в один голос скажем, что именно в настоящее время оно особен­но нужно, что дело братства есть дело общегосударствен­ное, жизненное и общенародное, требующее для себя дружной поддержки со стороны всех государственных учреждений.

Камчатская область нуждается в даровании тех же средств, какими три века просвещалась и покорялась Сибирь, то есть в умножении храмов, приходов, походных миссий, школ с ремесленными, слесарными и столяр­ными мастерскими, с общежитиями для детей кочую­щих туземцев.

Есть нужда в больницах, в благоустройстве лепрозорных колоний - таков должен быть труд камчатских братчиков.

Но самое существенное, самое главное, чтобы у тузем­цев и вообще камчадалов была точка опоры в нравствен­ной, трудолюбивой, богоугодной христианской жизни, чтобы были молитвенная купель для православного про­свещения всей области и духовная врачебница. А в этом качестве незаменима мирная, святая, иноческая обитель, примерная показательная община трудолюбивых братии, послушников, учителей во всех отраслях хозяйственной, сельской, полевой, лесной, огородной, речной, морской работы, в добыче природных богатств.

Если громче, убедительнее кликнуть клич по Святой Руси, то найдутся смиренные, добрые люди, ищущие иноческого подвига, найдутся люди, жаждущие и равно­апостольной миссионерской службы Богу и ближним (и сейчас уже есть желающие такого труда, только их надо поддержать, воодушевить и снабдить всем насущным для отправления в далекий край), и будут эти люди про­свещать дикий край светом Божественного Евангелия и орошать неприветливую землю молитвенными слезами, а Бог поможет им в их полезных трудах.

История Камчатского края напоминает нам, что в начале 1711 года заботами первого камчатского миссионера, архимандрита Мартиниана, была устроена в Нижне-Камчатске святая Успенская обитель. Но грубая невежествен­ная сила служивых людей, ссыльных и иностранцев разорила вконец Камчатскую область.

Дорогие братия! Так я дерзаю назвать решительно всех вас, православных русских людей, присутствующих здесь, и чрез ваши головы кричу всей православной России, без различия звания, состояния, пола и возраста, как братьям или братчикам отдаленной русской Камчатской окраины. Позвольте же больше не сомневаться в том, что уже коснулась вашего сердца леденящая душу совокупность бед и печалей многострадальной забвенной земли. По­звольте прочитать во всеуслышание ваше правильное, сердечное определение и заключение. Да, все жители Кам­чатки хотя и питаются подчас по нужде собачьей пищей, а иногда лишены и этой пищи и живут, применительно к местным условиям и обстоятельствам, не в хижинах и лачугах, а в юртах и даже под землею, но все же носят те же духовные черты образа и подобия Божия, а следовательно, они - наши братья, а посему имеют одинаковое право с нами на радость и блага христианской культуры.

Если вы любите и жалеете Камчатку, если не желае­те, чтобы русское Охотское море и весь Тихий океан, в котором нашли себе вечное упокоение многие русские самоотверженные воины, были подчинены желтому Во­стоку, то хотя бы ради этих самоотверженных подвигов своих братии, отстаивавших русское море для России, даже до мученической смерти, - ради их вы все должны прочно водворить на Камчатке русское братство, пред­ставляющее собою передовой оплот против коварного языческого Востока, и тем выдворить иностранное свое­вольное хищное лукавое братство, обращающее Камчат­ку в рабство. Бог в помощь всем вам! Служите - кто как и чем может. Кто не может послужить средствами, даже малой лептой, тот послужи добрым делом, советом, молитвой и просто сердечным сочувствием - все это дорого и приемлется братством с глубокой сердечной благодарностью от лица Камчатской области и от лица приемлющих.

Покров для нас - братское знамя нерукотворного образа Всемилостивого Спаса. Надежда у нас на небесное предстательство приснопамятных православных просве­тителей Сибири и Камчатки. Источником благодатного воодушевления да послужит нам обращенный к каждому рабу Божию великий завет Христов: изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом Мой* (Лк. 14, 23)".

Церемонию учреждения братства возглавил архи­епископ Евсевий. Председателем совета Братства был избран протоиерей Владивостокского кафедрального со­бора А. Муравьев; его членами - протоиерей Н. Чистяков, камчадал-протоиерей И. Коноплев, начальница женской гимназии А.Г. Кравцова и другие.

Кроме перечисленных лиц, деятельными членами совета Братства были архиепископ Николай, заслуженно названный апостолом Японии за плодотворную архи­пастырскую деятельность, генерал-губернатор Гондатти, игумения Руфина32 - настоятельница женского Чер-дынского монастыря и многие другие.

Весьма успешно развивалась деятельность Петербург­ского отделения Камчатского благотворительного брат­ства. Через год после его основания в нем числилось 258 членов. Средства, собранные в столичном отделении, шли в основном на устройство церквей, школ, приютов, лечеб­ниц и станов. В частности, на столичные пожертвования был создан и отправлен на Камчатку так называемый Первый Петербургский стан для села Теличики Гижигинского уезда. Отсюда же была отправлена церковь для камчатских сел Накики, Пенжино и других, а также оборудован приют для коряков, открыта больница и богадельня в Теличиках.

Камчатское благотворительное братство через три года после создания насчитывало уже 1900 членов и имело свои отделения во всех уголках Российской Им­перии - от Петербурга до Владивостока.

После одного из моих пребываний в Перми, при возвращении из столицы на Камчатку, я задержался на своей родине, в Вятке. Посетил здешнего епископа Фи­ларета33. Он обрадовал меня сообщением о том, что для оказания содействия в расширении религиозно-просве­тительской работы на Камчатке туда в мое распоряжение командируется из города Глазова протоиерей Даниил Шерстенников34. По прибытии в Петропавловск он воз­главил местное отделение братства, а впоследствии был епископом Охотским, викарием Камчатской епархии, с тем же именем Даниил.

Каждое освящение вновь открываемых храмов или благотворительных учреждений привлекало огромное количество местных жителей. А освящение храма в Олюторске ознаменовалось массовым крещением коряков, а также вступлением в церковный брак, доселе ими презираемый.

В 1911-1917 годах Камчатское благотворительное братство имело в своем распоряжении огромные суммы денег, исчислявшиеся сотнями тысяч рублей. В течение пяти лет было выстроено семь новых церквей и открыто восемь новых школ. Таким образом, к 1916 году в Камчатской области существовало 35 церквей, 38 часо­вен со святыми престолами, 42 школы.

 

Примечания:

* Русский перевод: Пойди по дорогам и изгородям, и убеди прийти, чтобы наполнился дом Мой.

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Нестор (Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит.

Епископ Нестор. Расстрел Московского Кремля (документ).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест экзарха // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26.

Караулов А. К. , Коростелев В. В.  Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора)

Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС