Нестор, Анисимов Николай Александрович |
|
1884-1962 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Нестор (Анисимов)
Кратко:Нестор (Анисимов Николай Александрович) (9 ноября 1884, Вятка, - 4 ноября 1962, Москва. Отец - военный чиновник (статский советник), мать - дочь протоиерея. Окончил Казанское реальное училище; послушник казанского Спасского монастыря. В 1907 пострижен в монахи, отправлен миссионером на Камчатку. Изучил тунгусский и корякский языки, перевёл на них божественные литургии и Евангелие. Сделал доклад в Государсвтенной Думе о Камчатской области В 1914-1915 ушёл добровольцем на фронт, организовал санитарный отряд. С 1916 епископ Камчатский и Петропавловский. В августа 1917-1918 член Св. Собора Православной Росской Церкви. Принял участие в дискуссии на Соборе по поводу обстрела Московского Кремля и нанесения повреждений кремлёвским соборам. В ответ на замечание, что по Кремлю стреляли и большевики, и юнкера, Нестор ответил: "Кто будет разбираться, умышленно или случайно повреждены соборы... Разумеется, не наши войска стреляли в храмы Божьи... Сейчас нам дорог каждый факт, способный возбудить в народе ненависть к большевикам. Люди знают, что большевики против религии. Это обстоятельство следует использовать нам обязательно. Предлагаю немедленно составить короткую, но яркую книжку, где подробно рассказать о разрушениях и указать их виновников. На народ, привыкший к почитанию святынь, это подействует должным образом" (см.: Чертков А., Крах, М., 1968, с. 38-39). Нестор написал эту брошюру под назв. "Расстрел Московского Кремля" (М., 1917), в которой писал: "Увы, безумная стратегия становится характерной для всех представителей самозванного правительства, и то же, что они сделали с Кремлём, делают нынче со всей Россией, разыскивая в ней орудиями смерти врагов своих бредовых утопий" (с. 28). Сотрудничал с А.В. Колчаком. В 1919 Нестор возвратился на Камчатку через Европу, Африку и Азию, т.к. основной путь через Сибирь был закрыт из-за Гражданской войны. После установления Советской власти на Камчатке перебрался в Харбин, где основал Камчатское подворье (1921). В 1933 возведён в сан архиепископа. В 1945 встречал советские войска в Харбине. В 1948 арестован, содержался в лагере в Мордовии. В 1956 назначен митрополитом Новосибирским и Барнаульским, в 1958 - Кировоградским и Николаевским. Использованы материалы статьи M.E. Голостенов в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993. МИТРОПОЛИТ НЕСТОР КАМЧАТСКИЙ МИССИОНЕРМитрополит Нестор (в мире Николай Александрович Анисимов) родился 8 ноября (ст. ст.) 1885 г. в г. Вятке и с раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища становится послушником Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а затем поступает на миссионерское отделение Казанской духовной академии. В 1907 г. по влечению души и воле Божьей, получив благословение Св. прав. Иоанна Кронштадского, решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 г. принимает монашеский постриг с именем Нестора в честь Св. прпд. Нестора Летописца. 6 мая 1907 г. возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи. 2 июня 1907 г. о. Нестор выезжает на место миссионерского служения на Камчатку. В 1907 - 1909 гг. иеромонах Нестор добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников - камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдаленных уголках огромного Камчатского края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь ближним, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров - начальников. Так возникла, идея создания благотворительного Камчатского Братства. В начале 1910 г., получив благословение правящего архиерея, о. Нестор отправляется в Санкт-Петербург, где сталкивается с черствостью и даже враждебностью бюрократов Синода и его обер - прокурора. Это не останавливает молодого иеромонаха. Ценой больших усилий ему удается привлечь к идее создания Братства широкую православную общественность и депутатов Государственной Думы. Однако решающую роль сыграло личное участие Государя Николая Александровича, Государыни Александры Федоровны и вдовствующей, императрицы Марии Федоровны.
В результате этих усилий 14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Благотворительное Камчатское Братство, а вскоре его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Деятельно помогали Братству Св. равноап. Николай архиепископ Японский, Св. прпмч. Вел. Кн. Елизавета, Св. сщмч. Владимир митрополит Киевский и Галицкий. Действенную помощь оказывала царская семья. Братству были подарены церковь, утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. Официальным Покровителем Братства стал Цесаревич Алексей Николаевич. В 1910 - 1917 гг. на средства Братства на Камчатке были построены десятки церквей, часовен, школ, приютов, больниц, лепрозориев и амбулаторий. Изучив, тунгусский (эвенкйский) и корякский языки иеромонах Нестор перевел на местные языки Божественную Литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. За эту работу о. Нестор в 1913 г. был возведен в сан игумена. После начала войны 1914 г. о. Нестор организовал и возглавил санитарный отряд "Первая помощь под огнем" и лично выносил с поля боя раненных, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазареты. За милосердие и героизм игумен Нестор был удостоен высшей духовной военной награды - права ношения наперсного креста на георгиевской ленте, а также ряда боевых орденов. В конце 1915 г. о. Нестор был отозван с фронта, возведен в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке. 16 октября 1916 г. о. Нестор, был хиротонисан во епископы и назначен первым правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. В 1917 - 1918 гг. епископ Нестор участвует во Всероссийском Поместном соборе и выборах Св. Патриарха Тихона. После октябрьских событий в Москве 1917 г. участвует в работе комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля под председательством сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского и по благословению Собора издает книгу "Расстрел Московского Кремля", за что вскоре арестовывается большевиками и более месяца находится в заключении. После завершения работы Собора епископ Нестор с большими трудностями через Киев, Одессу, Крым, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай добирается до Петропавловска Камчатского, где продолжает свое епископское служение. Вскоре, однако, Владыка изгоняется большевиками с Камчатки. Будучи особо доверенным лицом Св. Патриарха Тихона в 1919 - 1922 гг. Владыка выполняет ряд его поручений в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1921 г. епископ Нестор основывает Камчатское подворье в г. Харбине (Маньчжурия), а позже Дом Милосердия и трудолюбия, что позволило сохранить тысячи жизней взрослых и детей, попавших в круговорот гражданской войны. Находясь в ведении Заграничного Синода, Владыка тяжело переживает нестроения 20-30-х годов, последовательно отстаивая идеи единства страждущей Матери Церкви. В этот период Владыка посещает ряд стран Европы и Азии, встречаясь с иерархами Русской Православной Церкви за границей, предстоятелями ряда поместных Православных и инославных Церквей. Несколько раз совершает паломничество на Святую Землю. В 1938 - 1939 гг. занимается миссионерской работой в Индии и на Цейлоне (Шри-Ланка). В 1946 г. Святейшим Патриархом Алексием I Владыка Нестор возводится в сан митрополита и назначается правящим архиереем Харбинским и Маньчжурским, Патриаршим Экзархом по Юго-Восточной Азии. В 1948 г. Владыка подвергается аресту и заключению в лагерях. В вину ему ставится участие в перенесении мощей Св. прпмч. Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги "Расстрел Московского Кремля", строительство часовни Венценосных Мучеников и др. После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским, а с декабря 1958 г. - митрополитом Кировоградским и Николаевским. Особо почитал Владыка Свято - Успенскую Киево-Печерскую Лавру. Первое посещение в 1905 г. произвело на него неизгладимое впечатление и предопределило принятие монашеского имени Нестор. В последующие годы (в 1909 -1918 гг. и после 1956 г.) Владыка многократно посещал Лавру, молился у ее Святынь. В трудное время, предшествовавшее ее закрытию, Владыка несколько раз специально приезжал в Лавру, чтобы утешить ее наместника и братию, укрепить в них уверенность в неизбежности победы Веры Христовой. В последние годы жизни Владыка много ездит по епархии, совершает богослужения, проповедует слово Божие, протестует против закрытия храмов богоборческой властью. Скончался митрополит Нестор 22 октября / 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице -Сергиевой Лавры в Переделкино. Архиерейство Твое, да помянет Господь Бог во Царствии Своем! Биографическая статья специально для ХРОНОСа составлена Александром Кирилловичем Карауловым, чл. корр. УТА
НЕСТОР (в миру АНИСИМОВ Николай Николаевич), митр. Кировоградский и Николаевский (9.11.1884—22.10[4.11]. 1962), церковный и общественный деятель, духовный писатель, участник право-монархического движения. Родился в семье статского советника, военного чиновника Свияжского полка. Дед по матери был протоиерем в Вятке. Образование получил в Казанском реальном училище, по окончании которого стал послушником Казанского Спасо-Преображенского монастыря и поступил на миссионерские курсы при Казанской ДА по калмыцко-монгольскому отделению. 17 апр. 1907 пострижен в монашество, 6 мая 1907 рукоположен во иеродиакона, 9 мая — во иеромонаха. В мае 1907 по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского отправился миссионером на Камчатку. Изучив обстановку и увидев, что здесь не ведется никакой миссионерской работы, составил проект открытия Камчатской Духовной миссии и Камчатского Православного Братства (Главный совет при епархиальном архиерее во Владивостоке, отделения в С.-Петербурге, Москве, Киеве и др. городах). Архиеп. Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский) одобрил проект и благословил на поездку в столицу, где все хлопоты иеромонаха Нестора завершились успехом. Для доклада ему даже бьша предоставлена аудитория Государственной Думы. Ему удалось заручиться поддержкой многих влиятельных государственных и политических деятелей. Членами-учредителями Камчатского Православного братства, которое было открыто в 1910, стали еп. Никон (Рождественский), еп. Евлогий (Георгиевский), еп. Митрофан (Краснопольский), еп. Вениамин (Казанский), член Государственной Думы прот. С. Н. Богданович, сенатор, обер-прокурор Св. Синода В. К. Саблер, министр внутренних дел А. А.Макаров, Томский губернатор Н. Л. Гондатти, фрейлина Государыни Императрицы А. А.Вырубова, акад. А. И. Соболевский, проф. Н. И. Веселовский, Г. В .Бутми-де-Кацман, кн. К Д. Жевахов, кн. В. Д. Жевахов (будущий еп. Иоасаф), А. А. Майков, Л. Е. Катанский, Д. Н. Ломан и др. видные деятели монархического движения. К 1913 только в столичном отделении Братства состоял 201 чел. Изучив на Камчатке тунгусский, корякский, эвенкийский языки, иеромонах Нестор перевел на них молитвы, Божественную литургию, частично Евангелие, составил словари и разговорные сборники. На братские средства организовал походные аптеки, общину сестер милосердия, строил школьные здания, приюты и церкви, благоустроил колонию прокаженных: устроил для них поселок с храмом в честь Иова многострадального и даже встречал с ними Пасху. Иеромон. Нестор был участником Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909), на котором сделал несколько докладов о положении и нуждах Камчатки «Религиозные нужды Камчатки и Сахалина», «Возмутительный факт постройки идольского капища рядом с православной церковью», «Школы Дальнего Востока», «Камчатка и ее обитатели». В 1913 он был возведен в сан игумена, в 1915 — архимандрита. В 1914 добровольно с благословения архиеп. Евсевия отправился на фронт, организовал санитарный отряд «Первая помощь под огнем врага». Руководил отрядом на передовых позициях. Работал при л.-гв. Драгунском полку, сам верхом на коне бросался с эскадроном в конную атаку, выносил раненых, за что имел боевые награды. Был награжден высшей духовной наградой — наперсным Крестом на Георгиевской ленте, орденами Анны 3-й и 2-й ст. с мечами, орденом св. Николая и др. знаками отличия. На фронте провел 2 года. 16 окт. 1916 во Владивостоке хиротонисан в первого самостоятельного еп. Камчатского и Петропавловского четырьмя архиереями во главе с архиеп. Евсевием. Член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918. Во время боев в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Оставил воспоминания о расстреле большевиками Кремля (что ему потом припомнили чекисты). В 1919 пробрался через Европу, Африку и Азию к своей пастве на Камчатку, где оставался до 1920. Изгнанный большевиками с Камчатки, учредил в Харбине в 1921 Камчатское подворье, где организовал дом милосердия и трудолюбия. Основал приюты для детей-сирот, для старцев и калек, для юношей-наркоманов, для глухонемых, для душевнобольных; школы с различными прикладными искусствами; бесплатные столовые для бедноты, бесплатные амбулаторию и зубоврачебный кабинет в доме милосердия. Летом 1922 участвовал в работах Приамурского Земского Собора во Владивостоке, который восстановил монархию в России и избрал генерал-лейтенанта М.К.Дитерихса правителем Приамурского Земского края. С подавлением последнего очага белого сопротивления в России находился в эмиграции в Харбине. В 1933 возведен в сан архиепископа. В 1938—1939 посетил Индию и Цейлон, куда был приглашен Католикосом Патриархом Мар-Василиусом по поводу переговоров о воссоединении с Русской Православной Церковью. В 1945 после разгрома Советским Союзом Японии Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) назначен управляющим Харбинской епархией, а в 1946 митр. Харбинским и Маньчжурским, экзархом по Восточной Азии. Но у ЧК была длинная память, и в июне 1948 митр. Нестор, прибывший в Москву для участия в юбилейных торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, был арестован и почти 8 лет, с июня 1948 по янв. 1956, провел в лагере Явас в Мордовии. В вину ему, помимо прочего, ставилось издание книги «Расстрел Московского Кремля». С 18 июля 1956 — митрополит Новосибирский и Барнаульский. 22 мая 1957 награжден правом ношения двух панагий. 8 сент. 1958 уволен на покой, но 9 дек. 1959 был назначен управлять Кировоградской и Николаевской епархией. Скончался в районной больнице Москвы в день памяти Казанской иконы Божией Матери. Автор большого числа сочинений различного содержания: работы по нравственному богословию, проповеди и беседы, жизнеописания святых и церковных деятелей, литургические труды, миссионерские труды, а также статьи, словари, очерки о путешествиях. А. Степанов
Далее читайте:Епископ Нестор Расстрел Московского Кремля (документ) Епископ Нестор. Моя Камчатка. Нестор (епископ). Святая земля (Иерусалим и Палестина). Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест экзарха // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26. Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора). Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24. Караулов А. К., Коростелев В. В. Митрополит Нестор - просветитель народов Камчатки (к 50-летию со дня блаженной кончины). О правом движении:Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации в России. Начало XX века. Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы? Основные печатные труды митрополита НестораПравославие в Сибири. (Ист. очерк). СПб., 1910; Из жизни камчатского миссионера и записки из дневника иеромонаха Нестора. Киев, 1912; Расстрел Московского Кремля (27 октября - 3 ноября 1917 г.). М., 1917 (2-е изд. Токио, 1920; М, 1995; ). Житие святителя Иннокентия. Харбин, 1931. Маньчжурия и Харбин. Белград, 1933; Очерки о Югославии: Впечатления путешествующего. Харбин, 1935; Часовня — памятник памяти Венценосных Мучеников в г. Харбине. Харбин, 1936; Русская Атлантида (Челябинск). 2004. № 12; // Русская линия Мои воспоминания: Материалы к биогр., письма. М., 1995. Облик женщины при свете христианства. Шанхай, 1932 (2-е изд. Белград, 1933). Харбин - Маньчжурия. Белград, 1933. Житие святителя Арсения. Харбин, 1934. Старая Русь. Харбин, 1934. Египет, Рим. Шанхай, 1934. Очерки Дальнего Востока. Белград, 1934. Святая Земля. Харбин, 1935. Неопубликованные воспоминания, путевые записки и очерки митрополита НестораЛетопись Камчатского Православного братства во "Владивостокских епархиальных ведомостях". Камчатское Православное братство Всемилостивого Спаса. Камчатский край. Личные воспоминания о царской семье. Евсевий, митрополит Владивостокский и Приморский. Николай, архиепископ Японский. Патриарх Тихон. Владимир, митрополит Киевский. Дом милосердия. О посещении колоний прокаженных на Камчатке, в Ямбургском уезде Петербургской губернии, в Индии и в Иерусалиме. Иерусалим - Палестина. Египет, Рим, Бари. Югославия. Путешествия в Индию и на Цейлон. Китай и Япония. ЛитератураМитрополит Нестор (некролог), "Журнал Моск. Патриархии", 1962, N" 12 Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) // Русская Атлантида (Челябинск). 2001; Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. (Челябинск). 2003; Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест Экзарха // Русская Атлантида. (Челябинск). 2003; Митрополит Нестор — Экзарх Восточной Азии // «Хлеб Небесный» (Харбин). 1946. — № 9, 10; Политические деятели России 1917. Биографический словарь. М., 1993; Сборник Съезда Русских Людей в Москве 27 сентября — 4 октября 1909. М., 1910; Степанов А. Нестор (Анисимов), митр. Кировоградский и Николаевский // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Фомин С. В. Божьей милостию архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского. М., 2002; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). T. 5. Erlangen, 1987. Manuil [Lemesevskij], Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965, Teil 5, Erlangen, 1967
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |