Вольтер, Франсуа-Мари Аруэ де
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Вольтер, Франсуа-Мари Аруэ де

1694-1778

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Вольтер

 

Вольтер (Voltaire) [псевд.; наст. имя и фамилия — Франсуа Мари Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж,— 30.5.1778, там же), французский философ, писатель и публицист. Один из представителей Просвещения 18 века. В философских, художественных, публицистических произведениях подверг всесторонней и талантливой критике феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальное мировоззрение. Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Так, выступая за утверждение буржуазных отношений и антифеодальной идеологии, Вольтер не исключал компромиссы и уступки господствующим феодальным сословиям. Ему были чужды не только коммунистические идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи народоправства. Острая критика клерикализма не завершалась у Вольтера открытым материализмом и атеизмом, тем не менее защищавшийся Вольтером деизм по существу был замаскированным материализмом и атеизмом. Опираясь на философию Локка и естественнонаучные взгляды Ньютона, Вольтер в «Философских письмах», «Трактате о метафизике», «Философском словаре» и других сочинениях близко подошёл к идее о вечности и несотворённости материи, её объективном существовании и вечном движении, склонялся к признанию детерминированности естественных и общественных явлений, исключал религиозное объяснение конкретных явлений природы. По Вольтеру, сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления и других явлений он считал божественной. В философских и исторических трудах Вольтер отвергал провиденциализм, рассматривая историю не как проявление воли бога, а как творчество самих людей. С особой непримиримостью Вольтер разоблачал церковь как защитницу привилегий господствующего класса, оплот фанатизма и нетерпимости, врага науки и просвещения. В «Кандиде» и других философско-художественных произведениях Вольтер осмеивал христианский пессимизм, а также бездеятельный оптимизм, выражал свободолюбивые мысли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего своё право на счастье. Передовые философские идеи Вольтера сыграли большую роль в формировании нового поколения французских просветителей, представленного Ламетри, Дидро, Гельвецией, Гольбахом и другими, у них он в свою очередь перенял ряд важных материалистических положений. Он принимал участие в создании французской «Энциклопедии» 18 века, редакторами которой были Дидро и Д'Аламбер. Вольтер проявлял большой интерес к истории и культуре России, высоко оценивал прогрессивные реформы Петра I. «Русское вольтерианство» развило и взяло на вооружение многие идеи Вольтера, заострённые против деспотизма, крепостничества и засилия церкви.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Oeuvres completes, nouv.ed., v. 1—50, et table general..., v. 1—2, P., 1877—85; в рус. пер.—Философия истории, СПБ, 1868; Мысли В., СПБ, 1904; Мемуары и памфлеты. Политика, религия, мораль, Л., 1924; Филос. повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1—2, М.— Л., 1931; Избр. произв., М., 1947; Филос. повести, М., 1953; Письма, М.—Л., 1956; Эстетика, М., 1974.

Литература: Моpлей Д., Вольтер, пер. с англ., М., 1889; Шахов А. А., Вольтер и его время, СПБ, 1912; Державин К. Н., В., [М.], 1946; В. Статьи и материалы, М.— Л., 1948; Артамонове., Вольтер, М., 1954; Соколов В. В., В., М., 1956; Кузнецов В. Н., Вольтер и философия франц. просвещения 18 в., М., 1965; е г о ж е, Франсуа Мари Вольтер, М., 1978; Сиволап И. И., Социальные идеи Вольтера, М., 1978; Bengesco G., Voltaire. Bibliographie de ses Oeuvres, t. 1—4, P., 1882—90; Naves R., Voltaire et l'encyclopedie, P., 1938; Pomeau R., La religion de Voltaire, P., 1956; Addamiano N., Voltaire, Roma, 1956; BrumfittJ. N., Voltaire historian, L., 1958; Voltaire, P., 1978.

Вернуться на главную страницу Вольтера

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС