Мелье Жан
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мелье Жан

1664—1729

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Жан Мелье

Мелье (Meslier) Жан (июнь 1664, Мизерни – между 28 июня и 6 июля 1729, Этрепиньи) – французский социалист-утопист. Сын сельского ткача, окончил в Реймсе духовную семинарию, стал священником и, получив приход в деревне, оставался в нем до конца своих дней. Написанный в последние годы жизни революционный и атеистический труд Мелье не мог быть опубликован. Желая сохранить произведение, Мелье переписал его в трех экземплярах и оформил у нотариуса в виде завещания. Впоследствии «Завещание» стало ходить в списках, как и «Извлечение» из него, сделанное в 1742 году Вольтером. Мелье писал о христианстве как о нелепой религии, которая вместе с властью образуют два ярма для народа, главный источник всех пороков общества – неравенство, частная собственность и тирания. Только революция объединенного и просвещенного народа избавит его от социального зла. Идеал Мелье – справедливое и свободное общество, основанное на добросовестном труде, взаимной любви и нерушимом мире.

С.С. Худолей

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 523.

Мелье Жан (1664—1729) — философ-материалист, основоположник революционного направления во французском утопическом социализме. Основной труд «Завещание» представляет собой первый по времени образец учения французского утопического социализма об обществе. Разоблачение религии и церкви приводит Мелье к последовательно материалистическим и атеистическим выводам: критика социальной несправедливости сочетается у него с призывом построить общество, основанное на коллективной собственности. Объединение трудящихся, их восстание против угнетателей, по мнению Мелье, дело самого народа и является исходной предпосылкой перехода к новому обществу, в котором не будет богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых, бездельников и изнуренных непосильным трудом. «Завещание» полностью было издано только в 1864. Однако в 18 в. во Франции распространялись рукописные копии этого произв. Читателями Мелье и пропагандистами его идей были самые различные представители французской общественной мысли — от деистов первой половины 18 в. и Вольтера до материалистов-просветителей и бабувиста Марешаля.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 254-255.

Мелье (Meslier) Жан (15.6.1664, Мазерни, — между 28.6 и 6.7.1729, Этрепиньи), французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист. Сельский священник (с 1689 года). Своё единственное сочинение «Завещание» («Le Testament», полностью впервые опубликовано в 3 томах в 1864 году в Амстердаме; рус. сокр. пер. 1925. т. 1—3, 1937 и 1954] закончил незадолго до смерти. Мелье дал глубокую и всестороннюю критику феодально-абсолютистского строя Франции. Противоречия между народом и «сильными мира сего» считал непримиримыми. Отвергая мысль о «просвещённом государе», служащем обществу, призывал народ к революции. Мелье набросал контуры идеального коммунистического общества, в котором все люди одной местности объединяются в единую семью-общину с общим владением всеми благами; все трудятся и любят друг друга как братья. Тиранические порядки существуют, согласно Мелье, лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы; народ обманут и подавлен предрассудками, главную роль среди которых играет религия, подвергнутая Мелье разносторонней критике. Мелье с классической ясностью выразил просветительский взгляд на происхождение религии как результат сознательного обмана.

Теоретическими источниками материализма Мелье явились антический атомизм и физика Декарта. Утверждая вечность и несотворённость материи и материальное единство мира, Мелье критиковал метафизику Декарта, идеализм Мальбранша и религиозно-идеалистическую философию.

Философские взгляды Мелье оказали большое воздействие на формирование мировоззрения французских материалистов 18 века.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Деборин А. М..Ж.М., «ВФ», 1954, №1; Поршнев Б. Ф., М., М., 1964 (лит.); Etudes sur le cure Meslier, P., 1966.

Жан Мелье (1664-1729), сельский священник из Шампани, умер за 60 лет до начала Великой французской революции конца XVIII в. Тем не менее он активно участвовал в ней — участвовал своим знаменитым трудом «Завещание».

Отец Жана — сельский ткач. Достаточно зажиточный, он имел возможность определить сына в духовную семинарию. В 23 года Жан Мелье получает сан священника. Некоторое время спустя ему дают самостоятельный приход, и он оказывается в деревне Этрепиньи. Здесь ему и предстояло провести сорок лет жизни — до последнего дня.

Мелье хорошо знал все, что касалось жизни крестьян. И не просто знал. Он разделял целиком все то, чем жили, о чем думали, к чему стремились его прихожане.

Он не использовал своего поста для личного обогащения. И когда в конце жизни Мелье первый и единственный раз собрался отправиться в Париж, то ему пришлось занять деньги на поездку у богатого крестьянина.

Однажды, в 1716 г., Мелье вместе со своими прихожанами выступил против их всемогущего сеньора: повинности, которые он наложил на крестьян, становились совсем уж непомерными. За это Мелье получил серьезные взыскания со стороны церковного начальства.

В последние годы Мелье взялся за сочинение, названное потом «Завещанием». И хотя ему грозила слепота, он в трех экземплярах переписал это объемистое произведение. Более того, стремясь обеспечить его сохранность, он нотариально оформил его как завещание. На бумаге, в которую был завернут экземпляр рукописи «Завещание», адресованный прихожанам, рукой Мелье написано:

«Я видел и познал ошибки, заблуждения, бредни, безумства и злодеяния людские. Я почувствовал к ним ненависть и отвращение. Я не осмелился сказать об этом при жизни, но я скажу об этом по крайней мере умирая и после смерти. Пусть знают, что я составляю и пишу настоящий труд, чтобы он мог служить свидетельством истины для всех тех, кто его увидит и прочтет, если им будет угодно».

И если жизнь Мелье оказалась в общем-то тихой, то книге его была предначертана великая судьба. Не было, пожалуй, другого такого произведения во Франции XVIII в., где бы давалась такая яркая картина безысходного положения крестьян, угнетаемых дворянами и духовенством, такая сильная критика церкви и освящающей социальную несправедливость религии... Мелье ратовал за установление общества, где бы не было богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых, он считал необходимым уничтожить частную собственность на землю, установить общность имуществ.

В XVIII в. книга Мелье многократно переписывалась, тайком передавалась из рук в руки. Ее списки уничтожали, тех, у кого их находили, привлекали к суду, и все же ее читали многие, и не только французы. Списки книги обнаружены в Голландии, Пруссии.

В 1742 г. Вольтер составил краткое «Извлечение» из труда Мелье, которое распространялось в рукописных копиях.

В 1761 г. он же отпечатал это «Извлечение» (два издания за год!) в женевской типографии и разослал бесплатно по многим адресам. На этот раз «Извлечению» было дано название «Избранные мнения Жана Мелье, адресованные его прихожанам, по поводу некоторых из злоупотреблений и заблуждений вообще и в частности».

Другой замечательный французский просветитель, Поль Анри Гольбах, в 1772 г. опубликовал книгу «Здравый смысл кюре Мелье». Эта книжка многократно переиздавалась и в том же году и в последующем,— правда, уже без имени Мелье: слишком опасным оно стало. Недаром книжка Гольбаха была приговорена парижским парламентом к сожжению.

Полное издание «Завещания» было осуществлено в 1864 г. в Амстердаме — в 200-летнюю годовщину рождения мыслителя.

Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, 126-128.

Мелье (Meslier), Жан (июнь 1664 - между 28. VI. и 6.VII.1729) - французский материалист, атеист, утопический коммунист. Предшественник французских просветителей 18 века, революционный демократ. Сын деревенского кустаря. Окончил семинарию в Реймсе, с 1689 года - священник в деревнях Этрепиньи и Балев (Шампань). Свое сочинение, которое не мог опубликовать при жизни, Мелье оставил в виде завещания в 3 рукописных экземпляров, из которых один вскоре попал в Париж и стал известен во множестве копий. Идеи Мелье выразили неудовлетворенность половинчатостью "вольнодумства" (либертинства) 17 века; их социально-психологическим источником явился опыт многочисленных народных движений эпохи. Величайшее зло Мелье видел в присвоении одними людьми плодов труда других и в частной собственности. Богатые и знатные, притесняющие простой народ, находят защиту в тирании государства ухищрениях религии. Ближайшую задачу Мелье видел в освобождении сознания народа от религиозного дурмана, без чего невозможно поднять и сплотить массы на революцию. Разработанная в "Завещании" критика религии легла в основу всей атеистической и материалистической французской философии, сочетавшей наследие Мелье с материалистической традицией, заимствованной из Англии. Однако атеизм Мелье рядом просветителей (особенно Вольтером) был смягчен до деизма, а его общинно-коммунистический идеал был французскими утопистами 18 века отделен от идеала народной революции. "Завещание" Мелье осталось документом в глазах просветителей "слишком бунтовщическим" (по выражению Вольтера). Только в годы Великой французской революции разрозненные элементы мировоззрения Мелье воссоединяются на более высокой основе в идеологии бабувистов, из которых Сильвен Марешаль был крупнейшим знатоком и биографом Мелье. Необабувистские тайные общества 30-х годов 19 века считали Мелье одним из своих духовных учителей. Однако впервые полный текст "Завещания" был опубликован только в 1864 году голландцем Д'Абленгом ван Гиссенбургом (псевдоним - Рудольф Шарль). В русской и советской историографии "Завещание" исследовали А. А. Шахов, Р. Ю. Виппер, В. П. Волгин, Б. Ф. Поршнев и др.

Б. Ф. Поршнев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Сочинения: Завещание, т. 1-3, М., 1954.

Литература: Деборин А. М., Ж. Мелье, "ВФ", 1954, No 1; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960, с. 19-33; Поршнев Б., Мелье, М., 1964 (имеется библ.); Dommanget M., Le curé Mesller, P.,1965.

Особое место среди французских мыслителей XVIII века занимает по своим классовым позициям ранний провозвестник материалистического мировоззрения, утопический коммунист Жан Мелье (1664— 1729). Будучи приходским священником, Мелье хорошо знал жизнь народных низов, бедствия и нужду масс. В оставленном им единственном произведении — «Завещании» он подвергает острой критике не только общественные отношения феодальной Франции, но и основы классового общества в целом. В книге Мелье осуждается весь общественный строй Франции и ее государственное устройство — абсолютная монархия. Все правители, пишет он, являются тиранами, которые при помощи чудовищной системы обмана и насилия довели народ до нищеты. Светская и духовная власти поддерживают друг друга как два вора-карманника.

Обличая лицемерие и алчность духовенства, Мелье вскрывает социальную роль церкви как опоры тирании, орудия угнетения народа. «Религия,— писал он, — поддерживает даже самое дурное правительство, а правительство в свою очередь поддерживает даже самую нелепую, самую глупую религию... Служители религии, властвующие над нашей совестью, являются самыми наглыми обманщиками народа, а государи и прочие сильные мира сего, властвующие над нашим телом и имуществом, — самыми крупными ворами и убийцами из всех существующих в мире»

Из всех противников феодализма Мелье настроен наиболее революционно. Вольтер, оценивший значение критики Мелье, отрицательно относился ко многим его крайним идеям. Издав в 1762 г. выдержки из «Завещания», он опустил все высказывания наиболее радикального характера.

Но Мелье выступает не только против феодального угнетения; он является также противником частной собственности, считая ее началом всех социальных зол. Только с уничтожением частной собственности человечество избавится от нищеты, тирании и войн. В «Завещании» намечены черты идеального строя, основой которого является общая собственность и обязательный для всех труд. Коммунизм Мелье носит утопический характер. Чтобы осуществить революцию и создать новое общество, достаточно, по его мнению, лишь просветить народ.

По своим философским взглядам Мелье является материалистом и атеистом. Бесконечность материального мира, несотворимость материи и движения — его основные философские идеи. Он отрицает существование какого-либо источника, движения вне материи. «Ясно, что тела, — писал Мелье, — могут двигаться сами собой и что нет нужды отыскивать другие причины их движения, кроме самой материи, из которой все тела состоят». В силу своей исторической ограниченности материализм Мелье носит еще метафизический характер. Этот скромный деревенский священник является одним из замечательных предшественников левого крыла французских просветителей.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 555-556.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Le testament, t. 1–3. Amst., 1864; в рус. пер.: Завещание, т. 1–3. М., 1954;

Что надо делать? Харьков, 1918.

Литература:

Поршнев Б.Ф. Мелье (1664–1729). М., 1964;

Кучеренко Г. С. Жан Мелье и передовая общественная мысль Франции первой половины XVIII в.— В кн.: Французский ежегодник, 1965. М., 1966.

Кучеренко Г.С. Судьба «Завещания» Жана Мелье в 18 веке. М., 1968;

Каплан А.Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции 18 века. М., 1989.

Бирало А. А. Социальные и идейные истоки утопического коммунизма: Мелье, Морелли и Мабли.— В кн.: Труды Ин-та философии АН БССР. Минск, 1958, вып. 1.

Деборин А. М. Жан Мелье (К 225-й годовщине со дня смерти).— Вопросы философии, 1954, № 1.

Дунаевский В. А., Кучеренко Г. С. К истории публикации исследования В. П. Волгина о Жане Мелье.— В кн.: История и историки. М., 1979.

Кучеренко Г. С. Судьба «Завещания» Жана Мелье в XVIII веке. М„ 1968.

Поршнев Б. Ф. Мелье. М., 1964.

Поршнев Б. Ф. Жан Мелье и народные истоки его мировоззрения. М., 1955.

Ям К. Е. Жан Мелье и французский атеизм XVIII века. М., 1979.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС