Вернадский Георгий Владимирович |
|
1887—1973 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Георгий Владимирович ВернадскийВернадский Георгий Владимирович (1887—1973) — российский общественный деятель, ученый, историк, культуролог, один из теоретиков евразийства, деятель культуры русского зарубежья. Сын В. И. Вернадского. Параллельно с учебой в Московском университете (1906—1910) преподавал на рабочих курсах в Дорогомилово и в воскресной школе в Мытищах. Вступил в студенческую фракцию партии кадетов. До конца жизни оставался приверженцем либерализма и демократических ценностей. В статьях 1913— 1914 гг. сформулировал закон соотношения исторического времени и пространства в России, важный для его последующих исследований и ставший одной из центральных, смысловых категорий евразийства. С 1914 г. — приват-доцент Петербургского университета кафедры русской истории. После защиты докторской диссертации («Русское масонство в царствование Екатерины II») занял кафедру русской истории в только что образованном Пермском университете (1917). В 1918 г. бежал из Перми из-за угрозы ареста за политическую неблагонадежность (членство в партии кадетов; критические высказывания в адрес большевиков и т. п.). Продолжал педагогическую и научную деятельность в Симферополе. С сентября 1920 г. — начальник отдела печати в администрации генерала П. Н. Врангеля. В 1921 г. эмигрировал в Стамбул, затем — в Афины. С февраля 1922 г. — профессор русского права на Русском юридическом факультете Карлова университета в Праге. Сблизился с культурологом, византологом, медиевистом и искусствоведом Н. П. Кондаковым. С 1925 г. возглавлял Институт имени Н. П. Кондакова в Праге. Примкнул к движению евразийства, взяв на себя разработку исторической части евразийской концепции — воплощено в книгах: «Начертание русской истории» (Прага, 1927), «Опыт истории Евразии с VI в. до настоящего времени» (Берлин, 1934) и «Звенья русской культуры» (Берлин, 1938). В основе его взглядов лежало три тезиса: соотношение леса и степи — определяющий природный фактор русской социокультурной истории; в синтезе византийского и монголо-тюркского наследия (феномен «христианизации татарщины» на Руси) определяющими являются тюркская и монгольская составляющие; географический вектор евразийской социокультурной истории направлен «против Солнца», отталкиваясь от Запада на Восток. Важная часть его концепции — обнаружение «периодической ритмичности государственно- образующего процесса» в Евразии. В 1927 г. уехал в США. Преподавал в Йельском и др. университетах. Написал однотомный учебник по русской истории (1929), признанный мировым научно-педагогическим сообществом как классический. К 1968 г. подготовил фундаментальный труд «История России» (в 6 т.). Заслуженный профессор истории Йельского университета (1956); почетный доктор гуманитарных наук Колумбийского университета (1958); член Американской академии средних веков (1956); пожизненный почетный президент Американской ассоциации содействия славянским исследованиям. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 80-81.
Вернадский Георгий Владимирович (20.08,1887, Петербург - 12.06.1973, Нью-Хевен, США) - историк, активный участник евразийства. Сын В. И. Вернадского. В 1906-1910 гг. обучался в Московском ун-те. В 1914— 1917 гг. - приват-доцент Петроградского ун-та. в 1917 – 1918 гг. - проф. Пермского, в 1918-1920 гг. - Таврического ун-та (Симферополь), в 1922-1927 гг. - Русского юридического ф-та в Праге. В 1927-1956 гг. занимался исследовательской и преподавательской работой в Йельском ун-те (США). В центре научных интересов В. - рус. исторический процесс. Выдвигая на первый план пространственно-географические условия, В, рассматривал территорию Евразии как фактор, обусловивший единство исторических судеб проживающих здесь народов. В работах «Начертание русской истории» (1927) и «Опыт истории Евразии» (1934) он выделил историю Евразии как ряд попыток создания единого государства и собственно рус. историю как процесс постепенного освоения рус. народом евразийской территории. Для В., как и для др. представителей евразийства, было характерно представление об упорядоченном и ритмическом развитии культурно-исторического процесса. В свете этой установки история Евразии с VI по нач. XX в. разделялась В. на семь эпох, основой выделения которых стали события, имевшие значение для всей Евразии или для большинства ее частей. Первая русская революция (1905-1907), персидская (1906), турецкая (1908) и китайская (1911) оценивались В. как признаки коренного перелома в судьбе Евразии, а русская революция 1917 г. - как полный крах старого порядка и одновременно начало новой эпохи. Вывод об историческом единстве России-Евразии, по мнению Вернадского, подтверждал и тот факт, что, несмотря на революционные потрясения, связь центра и воет, регионов сохранилась, хотя западные области оказались связанными менее тесно. Именно благодаря естественным связям советская власть смогла в течение нескольких лет в основном восстановить страну в прежних границах. Собственно русскую историю В. также делил на периоды, главным содержанием которых была борьба «леса» и «степи», закончившаяся к концу XVI века полной победой «леса» и началом европеизации, которая привела к первым потрясениям в русской общественной жизни. К концу XIX - началу XX века русское государство заняло почти все географическое пространство Евразии, история Евразийского континента слилась с рус. историей. Но при этом продолжились разрушительные процессы в духовной жизни, связанные с усиленным развитием европейских форм культуры. Как и многие евразийцы, В. подчеркивал важную роль в формировании русско-евразийской самобытной культуры восточного влияния, видел в татаро-монгольском иге фактор политической консолидации русского народа и силу, мешавшую распространению на Русь латинского влияния. В этом же ракурсе рассматривалась реформаторская деятельность Петра I и особенно его наследников, культурные и династические интересы которых были связаны с Западом. Исторические взгляды Вернадского оказали влияние на формирование современных западных концепций истории России, в которых истоки своеобразия национальной государственной традиции усматриваются в том, что Русское государство, занимая срединную географическую позицию, соединило в себе вост. деспотизм, туземную патриархальность и византийский цезаризм, поддерживаемый православной церковью. В. П. Кошарный Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 96-97.
Вернадский Георгий Владимирович - крупнейший историк русского зарубежья. Родился в 1887 году в Петербурге, но детские и юношеские годы провел в Москве, где его отец, выдающийся отечественный ученый Владимир Иванович Вернадский был профессором Московского университета. Благотворная семейная атмосфера помогла рано оформиться творческим интересам Вернадского - младшего. Он поступает на историко - филологический факультет Московского университета, в перерыве между занятиями, образовавшемся в 1905 году, слушает лекции в заграничных Берлинском и Фрейбургском университетах, затем возвращается в Москву и получает университетский диплом в 1910 году. Через год он переезжает в Петербург, где становится приват-доцентом на кафедре русской истории университета. Здесь он защищает магистерскую диссертацию на тему "Русское масонство в царствование Екатерины II". Его научными учителями были В.О. Ключевский (признанный лидер "московской исторической школы"), С.Ф. Платанов (глава "петербургской школы"), а также крупный историк и культуролог И.М. Гревс. Еще в студенческие годы, наряду с темой масонства, его интересовало изучение влияний Востока на русскую историю, чему он посвятил несколько ранних статей. В дальнейшем эта тема станет в его научном творчестве ведущей. Несмотря на свои либерально-демократические политические убеждения (он вместе с отцом был членом кадетской партии), всей логикой своих исторических изысканий Г. Вернадский подводил к идее сильной централизованной власти, которая только и способна сохранить единое геополитическое пространство России-Евразию. Во время гражданской войны Г. Вернадский вместе со своей женой Ниной Владимировной покидает столицу и переезжает вначале в Пермь (в 1918-1920 годах он работает профессором истории во вновь открытом пермском университете), а затем в Таврическом университете в Симферополе. В течение нескольких месяцев возглавлял отдел печати в правительстве генерала Врангеля. После эвакуации из Крыма Г. Вернадский около года прожил в Афинах, где изучал в архивах источники по византийской истории, а затем переехал в Прагу, где получил должность профессора истории русского права на русском юридическом факультете. В Праге Г. Вернадский близко сходится со знаменитым историком и археологом Н.П. Кондаковым (он принимал деятельное участие в работе так называемого "кондаковского института"), пишет многочисленные статьи и брошюры на исторические темы и начинает сближаться с евразийским движением. В силу особенностей своего характера Г.Вернадский совершенно не участвовал в общественно-политической жизни, складывающейся вокруг евразийства, однако многие его идеи были ему весьма близки. Особенно сильное влияние оказали на него общение с П. Савицким и его идея "месторазвития", подвигнувшая Г. Вернадского на написание нескольких работ, посвященных истории Евразии. Главным вкладом ученого в евразийство можно считать концепцию борьбы начал "леса" и "степи" как стержневых осей русской истории, а также идею периодической ритмичности государственно-образующего процесса, во многом предвосхитившую многие положения теории А. Тойнби. Основными трудами Г. Вернадского, созданными в период существования евразийского движения были такие работы, как "Начертания русской истории" (1927), "Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени" (1934), "Звенья русской культуры" (1938). В 1927 году Г. Вернадский получает приглашение занять, должность научного сотрудника по русской истории в Йельском университете. Поскольку шумные политические процессы вокруг евразийства и диспуты, популярные в русском зарубежье, давно тяготили его, то предложение было принято и он поселился в Нью-Хэйвене, где и прожил до конца своих дней. Здесь он ведет преподавательскую и научно-исследовательскую работу, пишет труды, прославившие его имя во всем мире. К ним относится, прежде всего, его пятитомная история России с древнейших времен до конца XVII века, написанная с 1943 по 1969 год. На протяжении своей почти полувековой деятельности в США Г.Вернадский создал свою мощную историческую школу. Как показал столетний юбилей Г.Вернадского, она включает в себя немало американских и европейских учеников и последователей ученого. Проявлял огромный интерес к России, вел обширную переписку с отечественными учеными, оказал определенное влияние на Ю.Н. Рериха и Л.Н. Гумилева. Умер в 1973 году в возрасте 86 лет. Биографическая справка с сайта История России.
Далее читайте:Два подвига св. Александра Невского. Монгольское иго в русской истории. Сочинения:Начертание русской истории. Прага, 1927; М, 2002; Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени. Берлин, 1934; Звенья русской культуры. Ч. 1, вып. 1. Древняя Русь (до половины XV века). Берлин, 1938. Литература:Сухотина Л. Г. Проблемы русской революционной демократии в англо-американской буржуазной историографии. Томск, 1983. С. 26-29; Halperin Ch. Y. Russia and stepp: George Vemadsky and eurasianism // Forschungen zur osteuropeischen Geschichte. Wiesbaden, 1985. Bd. 36. S. 55-194.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |