Кондаков Никодим Павлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кондаков Никодим Павлович

1844-1925

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Никодим Павлович Кондаков

Кондаков Никодим Павлович (1844-1925) - историк искусства, эмигрант. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1865). Окончив университет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1870 г. привет-доцент, с 1877 г. профессор кафедры истории и теории искусств Новороссийского университета в Одессе. С 1888 г. жил в Петербурге. Профессор Петербургского университета и Высших женских курсов. До 1893 г. работал хранителем отделения Средних веков и Возрождения в Эрмитаже. В 1895 г. один из организаторов Русского Археологического института в Константинополе. С 1898 г. - действительный член Петербургской Академии наук. Автор фундаментальных работ о русской иконе, русских древностях в памятниках искусства. Годы гражданской войны провел в Одессе и Ялте. С 1920 г. в эмиграции сначала в Болгарии, затем в Чехословакии. Преподавал в Пражском Карловом университете. Умер в Праге. Личный архив хранится в Литературном архиве Музея национальной литературы в Праге.  

Использованы материалы сайта "Русское зарубежье".


Кондаков Никодим Павлович (1.XI.1844 - 17.II.1925) - русский историк византийского и древнерусского искусства, профессор Новороссийского (с 1870 года) и Петербургского (с 1888) университетов, академик (с 1898 года). Умер в эмиграции (в Праге). Автор исследований о художественных памятниках Древней Руси, Кавказа, Константинополя, Сирии, Палестины, Македонии и др. Важнейшие труды: «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» (О., 1876), «История и памятники византийской эмали. Собрание А. В. Звенигородского» (1892), «Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода» (СПБ, 1896), «Иконография богоматери» (т. 1-2, 1914-15). Работы Кондакова, богатые фактическим материалом, сыграли большую роль в развитии науки. В них имеются важные положения о взаимоотношениях византийского и древнерусского искусства, о развитии различных иконографических типов и др. Но, разработав важный для истории средневекового искусства иконографический метод, Кондаков неправомерно придавал ему решающее значение, подменяя всестороннее изучение искусства отвлеченной классификацией типов и сюжетов. В трактовке византийского влияний Кондаков их переоценивал.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература: Лазарев В. Н., Н. П. Кондаков (1844-1925), М., 1925 (имеется список трудов Кондакова).


Кондаков Никодим Павлович (1.11.1844—4[17].02.1925), историк искусства и археолог, академик, член-учредитель Русского Собрания (РС).

Родился в с. Халань Новооскольского у. Курской губ. в семье бывшего крепостного, купца 3-й гильдии, управляющего имениями князей Трубецких. В 1861—65 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, ученик Ф. И. Буслаева. Окончив университет, преподавал русский язык и словесность в средних учебных заведениях Москвы и историю искусств в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1870 был избран доцентом по кафедре истории искусств Новороссийского университета в Одессе, где преподавал до 1888. В 1873 в Московском университете Кондаков защитил магистерскую диссертацию «Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства», а в 1876 докторскую диссертацию «История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей», публикация которой стала событием в научном мире. Создал в университете первый в России музей античных слепков, основал Одесскую рисовальную школу, в 1884—88 был ее директором. С 1873 по 1890-е Кондаков совершил несколько экспедиций по странам Востока и Европы с целью сбора научного материала. Он ездил на Кавказ, обследовал памятники Синая, Сирии, Палестины, Афона, Македонии, много работал в крупнейших музеях Европы, изучал памятники Константинополя, древности русских городов. В 1888 Кондаков переехал в С.-Петербург, где был профессором кафедры истории искусств в университете до 1897, преподавал на Высших женских курсах, одновременно назначен старшим хранителем отделения искусства Средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа (до 1893). Действительный член Русского археологического общества, входил в различные комиссии Академии художеств. Был одним из организаторов основанного в 1895 центра византиноведения — Русского археологического института в Константинополе. В 1898 избран академиком Императорской Академии Наук. В 1901 организовал Комитет попечительства о русской иконописи, которым руководил, участвовал в создании экспозиций икон в Третьяковской галерее (1905) и Русском музее. С 1907 почетный член Киевской, с 1908 — Петербургской Духовных академий. В своих сочинениях Кондаков впервые охарактеризовал важные особенности византийского искусства и обосновал его периодизацию, поставил проблему генетического родства искусства Западной Европы, Византии и Востока. Сам он так определял смысл своих трудов: «Что касается меня, то я всегда был занят исследованием того, как мир античный, греко-римский преобразовался в мир новый, европейский, и стремился показать, как главная роль в этом процессе принадлежала Византии, восточному центру Европы». В 1901 Кондаков был одним из 40 членов-учредителей старейшей монархической организации РС. На первом заседании был избран в состав Совета РС, но отказался в связи с большой загруженностью научной и педагогической деятельностью.

В апреле 1917 года Кондаков уехал из Петрограда в Одессу, затем жил в Ялте, завершая работу над книгой «Русская икона», в сент. 1918 вернулся в Одессу, где читал лекции в университете по истории русской иконописи и сотрудничал в 1919—1920 в газете «Южное слово». В февр. 1920 эмигрировал в Болгарию, читал лекции в Софийском университете по средневековому искусству и культуре Восточной Европы, изучал древности Болгарии. В апр. 1922 переехал в Прагу, в Пражском университете в 1922—24 прочитал курс «О роли восточноевропейских славянских и кочевых народностей в истории образования общеевропейской культуры», читал также лекции по истории античного быта и культуры и по проблемам орнамента. Кондаков был избран почетным президентом 2-го Конгресса русских ученых за границей, награжден более чем 50 дипломами научных обществ, университетов и академий разных стран. Скончался в Праге, где впоследствии его ученики основали Институт им. Н. Кондакова. По богатству и разнообразию дарований Кондаков представлял собой редкий тип ученого и общественного деятеля. Как верно отметил его современник: «Разнообразие интересов и живость ума делают из него центр, вокруг которого нередко сходятся люди самых различных положений и профессий и всякий находит в нем то, что ищет».

Степанов А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Далее читайте:

Историки (биографический указатель).

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Кожинов В.В. Кто такие черносотенцы? "Россия век XX".

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сочинения:

Древняя архитектура Грузии. М., 1876; Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1887; Русские древности в памятниках искусства. Вып. 1—6. СПб., 1889—97. (Совместно с И. И.Толстым); Русские клады. Исследования древностей великокняжеского периода. T. 1. СПб., 1896; Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902; Иерусалим христианский. СПб., 1905; Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905; Македония. Археологическое путешествие. СПб., 1909; Иконография Богоматери. Т. 1—2. СПб., 1914; Пг., 1915; Русская икона. Т. 1—4. Прага, 1928—33;. Воспоминания и думы. Прага, 1927; Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929.

Литература:

Белов А. Академик Никодим Павлович Кондаков. (К 50-летию его ученой деятельности // Ист. вестник. 1916. № 11; Кызласова И. Н. П. Кондаков и В. П. Георгиевский: Научное общение и последние письма // Вопросы искусствознания. М., 1997. № 1; Масленицын С. Академик Н. П. Кондаков // Искусство. 1981. № 7; Покровский Ф. И. Никодим Павлович Кондаков. Богословская Энциклопедия. Т. 12. СПб., 1911; Редин Е. К. Никодим Павлович Кондаков. СПб., 1897.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС