Ванини Джулио Чезаре |
|
1585-1619 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джулио Чезаре ВаниниИтальянский философВанини (Vanini) Джулио Чезаре, псевдоним Лючилио (1585, Тауризано, Юж. Италия — 9 февраля 1619, Тулуза) — итальянский философ. В юности принял монашеский сан в ордене кармелитов. Учился в университетах Неаполя, где получил степень доктора юриспруденции, и Падуи, где стал доктором философии и теологии. С 1606 имел сан священника. Читал лекции и проводил диспуты в разных странах Европы — Германии, Швейцарии, Франции и др. Вольномыслие Ванини вызвало гнев ордена кармелитов — в 1612 он бежал в Англию, отрекся от католичества. Вернувшись на континент, покаялся под давлением инквизиции и снял с себя духовный сан. Во Франции издал «Амфитеатр вечного провидения» (1615) и «О чудесных тайнах природы, царицы и богини смертных» (1616), где под видом критики излагал взгляды древних атеистов, отвергал бессмертие души и божественную природу Христа, развивал пантеистические идеи, близкие учению Дж. Бруно. Сорбонна осудила труды Ванини, они были публично сожжены. В 1617 бежал из Парижа в Тулузу, где был заключен в тюрьму и по приговору суда, обвинившего его в атеизме, сожжен. Впоследствии взгляды Ваниии нашли защиту в работах Бейля, Вольтера. Л. M. Брагина Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 362.
Проповедник передовых идейЛючилио Ванини. Проповедником передовых идей итальянской натурфилософии был также Лючилио Ванини (1585—1619). Подобно Бруно, он отрёкся от духовного звания и вёл жизнь странствующего учителя мудрости. Сначала Ванини придерживался обычной для философии эпохи Возрождения пантеистической формы, но в дальнейшем его взгляды меняются и приобретают более откровенный материалистический характер. Следуя за Бруно в его учении о живом, творческом характере природы, Ванини уделяет больше внимания физическим условиям жизни человека. Он говорит о роли питания, климата, наследственности, как о фактах, от которых зависит общее развитие человека, в том числе и духовное его развитие. Полемика Ванини против христианства носит более резкий характер. Живя во Франции, он вошёл в тесную связь с атеистическими кружками дворянской молодёжи и сам оказал известное влияние на эту среду. Между тем в начале XVII века внешние условия для пропаганды атеизма изменились. Во Франции началась полоса религиозных преследований. Одной из первых жертв церковной реакции стал Лючилио Ванини. Обвинённый тулузским парламентом в безбожии, он пытался скрыть свои действительные взгляды, но перед смертью проявил высокое мужество и отказался от покаяния. Ванини был сожжён, после того как ему предварительно вырвали язык. Этими драматическими событиями заканчивается история итальянской философии эпохи Возрождения. Если в силу исторических условий материализм этой эпохи носит непоследовательный характер, то, с другой стороны, передовое научное мировоззрение выступает здесь против средневековых идей с такой свежестью и героическим энтузиазмом, с такой широтой и прозрением в будущее, что наследие этой эпохи всегда останется одной из самых ярких страниц в истории человеческого мышления. Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 144.
Итальянский атеистВанини (Vanini), Джулио Чезаре, в монашестве - Габриеле, псевдоним - Лючилио (1585 – 9.II.1619), - итальянский атеист. Родился в деревне Тауризано в Южной Италии. 18 лет вступил в орден кармелитов. В Неаполе изучал медицину, астрономию, древние языки и в 1606 году получил степень доктора юриспруденции и сан священника, после чего учился в Падуанском университете, где слушал лекции профессора Кремонини и стал последователем философов Помпонацци, Кардано, Телезио и Забарелла; В получил также степень доктора теологии и философии. Несколько лет провел в Германии, Чехии, Нидерландах, Швейцарии, Франции, где выступал на диспутах, обучал студентов. В 1612 году, преследуемый за вольнодумство генералом ордена кармелитов, В вместе со своим другом Джиноккьо бежал в Англию, где оба отреклись от католической веры. За критику англиканской церкви они были заключены в Тауэр и приговорены к смертной казни. Друзьям удалось спасти Ванини и Джиноккьо, и они вернулись на континент, где, преследуемые инквизицией, вынуждены были публично покаяться, после чего сняли с себя духовный сан. В 1615 году в Лионе была издана книга Ванини «Амфитеатр вечного провидения...» ("Amphiteatrum aeternae providentiae..."), а в 1616 году в Париже – «О чудесных тайнах природы, царицы и богини смертных» ("De admirandis naturae reginae deaeque mortalium arcanis"), где под видом критики древних философов Ванини обосновывал атеистические воззрения, отвергал догму о сотворении мира и бессмертии души, доказывал, что религия нужна правителям и духовенству для получения богатств и почета; видел причину появления и исчезновения религии в материальных условиях, понимая под этим влияние небесных светил (проявление сил природы), считая, что веру в богов порождает страх перед неизведанными силами природы. Ванини писал, что под богом надо понимать природу (этот пантеизм был для 17 века особой формой атеизма). 12 других произведений Ванини до нас не дошли. После решения Сорбонны о сожжении его книг Ванини бежал из Парижа в Тулузу (1617), где был арестован, судим и в 1619 году, после того как у него был вырван язык, сожжен живым на костре за атеизм. В. И. Рутенбург. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962. Источники: Spampanato V., Nuovi documenti intorno a negozi e processi dell'inquisizione (1603-1624), "Giornale critico della filosofia ita'iana", 1924, v. 5. Литература: Рутенбург В. И, Великий итальянский атеист Ванини, М., 1959; Тарле Е. В., Джулио Ванини, "Мир божий", 1900, No 5; Corsano A., Per la storia del pensiero del tardo Rinascimento, G. С. Vanini, "Giornale critico della filosofia italiana", 1958, v. 12, 3 série, fasc. 2; Palumbo R., Giulio Gesare Vanini e i suoi tempi, Napoli, 1878.
Ванини, Джулио Чезаре (ит. Vanini) (19.01.1585, Тауризано — 09.02.1619, Тулуза) — итальянский философ-атеист. Сын предпринимателя. Изучал право в Неаполитанском университете (1599—1606). В 1603 году вступил в Орден кармелитов. Переехав в Падую (1608) для изучения богословия, попал под влияние П. Сарпи и принял участие на стороне Венецианской республики в ее правовом конфликте с Папой. Получив приказ от своего ордена вернуться на родину, Ванини бежал в Англию (1612), где принял англиканство. В 1613 году перешел обратно в католичество. В 1614 году арестован по приказу архиепископа Кентерберийского. Бежав из-под ареста, перебрался во Францию. В 1615 году опубликовал сочинение «Амфитеатр вечного Провидения» (Amphitheatrum Aeternae Providentiae), где проанализировал мнения античных и средневековых философов относительно доказательств бытия Божьего, сущности Бога, предопределения и других вопросов богословия. Формально произведение было направлено против атеистов, но на деле В. согласился с рядом тезисов философов-материалистов. В 1616 году опубликовал труд «О поразительных тайнах Природы — царицы и богини смертных» (De Admirandis Naturae Reginae Deaeque Mortalium Arcanis), где обсуждал различные проблемы естественных наук, игнорируя принятую тогда религиозную аргументацию. Критика клира сочеталась с высказываниями о религиозных догмах как инструменте угнетения правителями своих подданных. Отвергал Акт Творения и бессмертие души; первым сформулировал эволюционную идею происхождения человека от животных. Распространение книги было запрещено Сорбонной. Опасаясь преследований, Ванини под чужим именем скрывался на Юге Франции, в 1618 году был арестован в Тулузе, в 1619 году осужден парламентом за атеизм и богохульство. Ванини отрезали язык, затем задушили, а тело сожгли. И. Е. Андронов. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016. Сочинения: Vanini G. C. Le opere di Giulio Cesare Vanini e le loro fonti. 3 vols. Galatina, 1990—1991; Vanini G. C. Tutte le Opere / Ed. F. P. Raimondi, M. Carparelli. Milano, 2010. Литература: Cavaillé J.-P. Dis-simulations: Jules-César Vanini, François La Mothe Le Vayer, Gabriel Naudé, Louis Machon et Torquato Accetto: religion, morale et politique au XVIIe siècle. Paris, 2002; De Paola F. Giulio Cesare Vanini da Taurisano filosofo Europeo.Fasano, 1998; Fazio D. M. Giulio Cesare Vanini nella cultura filosofica tedesca del Sette e Ottocento. Da Brucker a Schopehnauer. Galatina, 1995; Foucault D. Giulio Cesare Vanini (1585—1619): un philosophe libertin dans l’Europe baroque. Paris, 2003; Papuli G. Le interpretazioni di G. C. Vanini. Galatina, 1975; Raimondi F. P. Giulio Cesare Vanini nell’Europa del Seicento. Pisa—Roma, 2005.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Исторические лица Италии (биографический справочник). Сочинения:Le opere, v. 1—2. Lecce, 1912; Le opere di G. C. Vanini e le loro fonti, a cura di L. Corvaglia. Mil.—Roma, 1933—34. Литература:Рутенбург В. И. Великий итальянский атеист Ванини. М., 1959; Palumbo R. Giulio Cesare Vanini e i suoi tempi. Napoli, 1878; Documents sur la vie de J.-C. Vanini de Taurisano, ed. E. Namer. Bad, 1965.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |