Толстой Лев Николаевич |
|
1828-1910 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Русский мыслитель
Толстой Лев Николаевич (1828—1910), русский писатель. Дневники, письма, записанные современниками беседы Толстого содержат многочисленные суждения о Лермонтове. Первое знакомство Толстого с Лермонтовым — непосредственное юношеское восприятие его произведений («Хаджи Абрек», «Измаил-Бей», «Герой нашего времени»). «Тамань» попадает в составленный Толстым список книг, которые произвели на него «очень большое» впечатление в юности. С начала 50-х годов определяется устойчивый интерес Толстого к Лермонтову, к осмыслению его творчества; читая и перечитывая произведения Лермонтова (в том числе «Героя ...»), он отмечает, что после прочтения «Маскарада» (запись 1854 года) «начинает понимать драму вообще»; находит «весьма хорошим» начало «Измаил-Бея»; высоко оценивает «Умирающего гладиатора»: «эта предсмертная мечта о доме удивительно хороша» (т. 47, с. 9—13). В дальнейшем художественное наследие Лермонтова оценивается Толстым как важный этап в развитии русской литературы. В письме к Н. Н. Страхову от 3 марта 1872 года Толстой, графически изображая процесс развития русской литературы от Н. М. Карамзина в виде параболы, замечает: «Последняя волна поэтическая — парабола была при Пушкине на высшей точке, потом Лермонтов, Гоголь, мы, грешные, и ушла под землю. Другая линия пошла в изучение народа и выплывет, бог даст, а Пушкинский период умер совсем, сошел на нет» (т. 61, с. 274—75). «Истинный», «серьезный», «нравственный», «ищущий», «власть имеющий», «религиозный» — таковы встречающиеся у Толстого определения таланта Лермонтова. Тремя «одинаково большими» поэтами Толстой называет А. С. Пушкина, Лермонтова и Ф. И. Тютчева. В письме к Л. Е. Оболенскому от 14 апреля 1889 года Толстой рекомендовал для публикации в «Русском богатстве» «весьма замечательную» статью О. П. Герасимова «Очерк внутренней жизни Лермонтова по его произведениям», которая «показывает в Лермонтове самые высокие нравственные требования, лежащие под скрывающим их напущенным байронизмом» (т. 64, с. 246). Ту же характеристику Лермонтова сам Толстой дал в беседе с А. Б. Гольденвейзером: «Вот в ком было это вечное, сильное искание истины! У Пушкина нет этой нравственной значительности...» (Гольденвейзер, с. 68). Деля писателей на «литераторов» (профессионалов) и «не литераторов», занятых в первую очередь нравственными и общемировоззренческими проблемами, Толстой зачисляет во вторую группу только себя и Лермонтова; в первую попадают Пушкин, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров (см. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников, т. 1, 1955, с. 236). Одну из главных особенностей Лермонтова-художника Толстой видел в его способности «проникать в сущность явлений и давать высшую для своего времени точку миропонимания» (П. А. Сергеенко). Сожалея, что эта черта таланта Лермонтова не смогла полностью раскрыться, Толстой говорил Г. А. Русанову в августе 1883 года: «Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу как власть имеющий». Роман «Герой ...» Толстой считал «совершенным» в художественном отношении. 20 октября 1909 года он говорил С. Н. Дурылину о «Тамани»: «В повести нет ни одного лишнего слова. Ничего, ни одной запятой нельзя ни убавить, ни прибавить. Так еще писал только Пушкин». Творчество Лермонтова становится для него эталоном при оценке современных поэтов (К. Д. Бальмонта и др.), которых Толстой готов признать, если они «докажут, что умеют писать не хуже Лермонтова». Толстой считал произведения Лермонтова доступными народу. В его пометках на книге А. Попова «Пособие для изучения образцов русской литературы», изданной для народного чтения, выделены «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива», «Парус», «Три пальмы». В издательстве «Посредник», в делах которого Толстой принимал ближайшее участие, сборник «„Ангел" и другие стихотворения М. Ю. Лермонтова» издавался в 1888, 1898, 1903, 1910 годы; и все 4 издания включали, помимо перечисленных выше, 19 стихотворений: «Листок», «Тучи», «Выхожу один я на дорогу», «Оправдание», «Дума», «Утес», «Сосед», «Молитва» («В минуту жизни трудную») и др. Общность социальной и этической проблематики у Лермонтова и Толстого, отмеченная самим Толстым, в значительной мере обусловила и соотносимость их творческих методов, где обнаруживаются не только точки соприкосновения, но и существ, отличия (см. Русская литература 19 века). Уже Н. Г. Чернышевский указывал на Лермонтова как на непосредственного предшественника толстовского психологизма. Лермонтов первым сосредоточил внимание на изображении «истории души человеческой»; при этом психологический анализ Лермонтова (как и самоанализ его героя) обладает логической стройностью и четкостью, стремлением объяснить внутренний мир героя, побудительные мотивы его действия. Психологизм же Толстого, обратившегося к изображению «самого психического процесса, его форм, его законов» (Чернышевский , т. 3, с. 422) воспроизводит непосредственную реальность протекания психической жизни; вникание в движение «бесконечно малых», едва уловимых, подробностей обусловило внешнюю непоследовательность внутренних монологов толстовских героев — как главного средства раскрытия «диалектики души». По-видимому, можно говорить о типологической близости психологизма Лермонтова и Толстого в связи с обращением обоих писателей к драматургическим формам, в которых внутренний конфликт реализуется в столкновении характеров. Преемственная связь Толстого и Лермонтова сказывается и в близости некоторых сюжетов и образов. В «Записках о Кавказе» (1852) Толстой писал, что в юности он с «восторгом» и «наслаждением» читал «Кавказские сочинения Лермонтова» (т. 3, с. 215). В ранних произведениях Толстого воздействие Лермонтова обнаруживается не только в тематическом плане (кавказские мотивы), но и в изображении типов людей, близких героям Лермонтова (Капитан Хлопов — Максим Максимыч, Розенкранц — Грушницкий, Оленин — Печорин и т. д.), местами — в стилевой «декламационной» приподнятости: для «Казаков», отмечает Эйхенбаум (12), «чтение стихов, и особенно Лермонтова, не прошло даром» (с. 170—72). Вместе с тем отношение Толстого к творчеству Лермонтова в целом не может быть понято без учета отношения Толстого к романтизму. Подчеркнуто антиромантическая позиция Толстого с его сниженной, вплоть до пародирования, трактовкой героя романтического типа (ср., например, образ Наполеона в творчестве Лермонтова и Толстого) закономерно предопределила неприятие существенных сторон лермонтовской творческой системы. Уже в 50-е годы Толстой начинает противопоставлять своих героев героям Лермонтова, последовательно «вытравляя» из них романтические черты, «напущенный байронизм» и особенно черты эгоцентрического демонизма. Толстой с его стремлением найти для героя выход из внутреннего разлада и конфликта с окружающей средой, требующему от своих «сложных», с развитым самосознанием, героев не только скептического отрицания среды, но и выработки положит, программы социального поведения, всегда оставляющему для них возможность проявления «естественного» начала в человеке, позиция «гордой вражды» с небом и миром не могла представляться «правдой». Отсюда полемически резкое неприятие Толстым поэмы «Демон», в которой он находил неестественное, гиперболическое изображение страстей. Особенно грешат «деланностью», по мнению Толстого, большие стихотворные вещи и в этом отношении «Демон» Лермонтова «слаб» (см. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников, 1960, т. 2, с. 253). У Толстого получили развитие народно-эпические и демократические начала, определившиеся в позднем творчестве Лермонтова и сказавшиеся, в частности, в изображении войны. Исследователи неоднократно сопоставляли «Валерик» Лермонтова и «Набег» Толстого. В 1909 году в беседе с С. Н. Дурылиным Толстой назвал стихотворение «Бородино» «зерном» «Войны и мира». Лермонтов впервые отказался от «панорамных» батальных сцен, показав бой с точки зрения рядового участника; этот принцип стал одним из стилеобразующих в военных рассказах и в «Войне и мире», где он находил себе опору в общей системе исторических и философско-этических взглядов Толстого. В.В. Основин Цитируется по изд.: Лермонтовская энциклопедия М., 1981, с. 576-577. Сочинения: Полн. собр. соч., т. 1—90, М.— Л., 1928—58 (по указат.). Литература: ЛН, т. 35—36, 37—38, 69, 75 (по указат.); Чернышевский, т. 3, с. 421—31; Сергеенко П., Как живет и работает Л. Н. Толстой, М., 1908, с. 51; Семенов (2); Маковицкий Д . П., Яснополянские записки. 1904—1910, в. 1—2, М., 1922—23; его ж е, У Толстого. 1904—1910. «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого, ЛН, т. 90, кн. 1—4, кн. 5 (указатели); Апостолов Н. Н., Лев Толстой и его спутники, М., 1928, с. 15 — 19; Бродский Н. Л. «Бородино» М. Ю. Лермонтова и его патриотические традиции, М.— Л., 1948, с. 58 — 60; Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников, М., 1955, т. 1, с. 236, 407 — 08, т. 2, с. 149; Гусев Н. Н., Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, т. 1—2, М., 1958—60 (по указат.); его же, Два года с Л. Н. Толстым, М., 1973, с. 366; Мышковская Л. М., Мастерство Л. Н. Толстого, М., 1958, с. 5—29; Гольденвейзер А. Б., Вблизи Толстого, М., 1959 (по указат.); Эйхенбаум (12), с. 29, 279; его же, Лев Толстой, кн. 1, Л.— М., 1928, с. 170 — 72; Лотман Ю., Истоки «толстовского направления» в рус. лит-ре 1830-х гг., «Уч. зап. Тартуского ун-та», 1962, в. 119, с. 36—46; Бочаров С. Г., Л. Толстой и новое понимание человека. «Диалектика души», в кн.: Лит-pa и новый человек, М., 1963, с. 241—42; Бурсов Б. И., Л. Н. Толстой. Семинарий, Л., 1963, с. 276, 283, 324,354, 379, 382—83; Спивак Р. С., К вопросу о становлении метода анализа «диалектики души» в творчестве предшественников Л. Толстого, в кн.: Творчество Л. Н. Толстого. Вопросы стиля, «Уч. зап. Пермского ун-та», 1963, т. 107; Биржишко А. И., Кавказские встречи Л. Н. Толстого с Лермонтовым, «Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Крупской», 1964, т. 152, в. 10, с. 231—62; е е же , Творчество М. Ю. Лермонтова в системе эстетических воззрений и оценок Л. Н. Толстого в 80—900-е гг., там же, с. 263—91; ее же, О лермонтовском начале в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина», «Уч. зап. Горьк. пед. ин-та. Серия филол. наук», 1971, в. 82, с. 52—75; Леушева С.,Л . и Лев Толстой, в кн.: Творчество М. Ю. Л. 150 лет со дня рождения, М., 1964; ее же , Лермонтовские традиции в раннем творчестве Толстого, в кн.: Яснополянский сборник. [Год 1965], Тула, 1965, с. 59—79; Основин В. В., О некоторых особенностях психол. анализа в драмах Л. Н. Толстого и М. Ю. Лермонтова, в кн.: Проблемы худож. мастерства и истории лит-ры, Г., 1967; Рус. повесть XIX в. История и проблематика жанра, Л., 1973, с. 444—45; Мануйлов В. А., Вслед за Лермонтовым, «Звезда», 1978, №8. Вернуться на главную страницу Л.Н. Толстого
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |