Дурылин Сергей Николаевич |
|
1877–1954 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Николаевич Дурылин
Дурылин Сергей Николаевич (14[26].09.1886—14.12.1954), литературовед, искусствовед, театральный критик. Окончил Московский археологический институт (1914). Начал печататься в 1906. Выступал как поэт, беллетрист (повесть «В школьной тюрьме», 1906). Сотрудничал в издательстве «Посредник» (с 1904). Начиная с 1906, Дурылин совершил несколько поездок по Русскому Северу и старообрядческому Заволжью (давших, в частности, материал для искусствоведческих и этнографических очерков «Древнерусская иконопись и Олонецкий край» (Петрозаводск, 1913), «За полуночным солнцем» (М., 1913), «Кандалакшский “вавилон”» (М., 1914), «Под северным небом» (М., 1915) и к н. 1910-х погрузился в «изучение народного аспекта Православия», прежде всего — легенды о Китеже («Церковь невидимого Града. Сказание о граде Китеже», М., 1914). Дурылин утверждал «невещественный град Церкви» как верховный символ русского народного религиозного сознания и отстаивал свою правоту ссылками на фольклор, в т. ч. и записанный им самим на оз. Светлояр. В 1913 Дурылин создал издательство «Лирика», где воспринимался как идейный вдохновитель. На это время приходится основная часть стихов Дурылина, в большинстве оставшихся неопубликованными; в них очевидна опора на поэзию «калик перехожих», духовные стихи: «Я не сеявший семени пахарь, / Я не сжавший до вечера жнец, / И сплету я из черного праха ль / Оправданий небесных венец?». С начала первой мировой войны Дурылин занимает твердую православно-патриотическую позицию, сближается с неославянофилами. В лекции «Лик России. Великая война и русское призвание» (М., 1916), с чтением которой он выступает в 1914—16 в Москве, Костроме, Рыбинске и др. городах, война оправдывается провиденциальным предназначением России сберечь Православие, освободить славян и армян от гнета Австрии и Турции. В книге «Град Софии. Царьград и Святая София в русском народном религиозном сознании» (М., 1915) Дурылин говорит о «нашем единственном, но безмерном праве» на Константинополь, обусловленном почитанием Софии Премудрости Божией со времен Древней Руси. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Другие биографические материалы:Репников А. Религиозный мыслитель, писатель, искусствовед (Дневники за 1915 г. Льва Тихомирова). Черняев А.В. Философ (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014). Резниченко А.И. Прозаик, поэт, философ, богослов, искусствовед, этнограф (Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1). Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Сочинения:Русь прикровенная. М., 2000; Отец Иосиф Фудель / публ. Н.С.Фуделя, Г.Б.Кремнева, С.В.Фомина // Литературная учеба. 1996. Кн. 3; В своем углу: Из старых тетрадей. М., 1991; У Толстого и о Толстом // Прометей. 1980. Т.12; Вс.М.Гаршин. Из записок биографа // Звенья. Вып. 5. М.; Л., 1935; Москва // Встречи с прошлым. Вып. 9. М., 2000; Две судьбы (Б.Л.Пастернак и С.Н.Дурылин. Переписка) / публ. М.А.Рашковской// Встречи с прошлым. Вып. 7. М., 1990. Литература:Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. М., 1997; Вяч. Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999; Голлербах Е.А. К незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919) в поисках новой русской идентичности. СПб., 2000; Грабарь И. Светлой памяти ученого и друга // Сообщения Института истории искусств. Вып. 6: Театр. М., 1955; Из архива о. Павла Флоренского. Переписка свящ. Павла Флоренского и Михаила Александровича Новоселова. Томск, 1998; Крашенинникова Е. Храмы и пастыри // Альфа и омега. 1999. №3. Кузьмина В. Д. С. Н. Дурылин. (Краткий очерк научной деятельности) // Там же. С. 105-118 (включает библиографический список работ Дурылина); Померанцева Г. Е. О Сергее Николаевиче Дурылине // Дурылин С. Н. В своем углу. Из старых тетрадей. М., 1991. С. 3-42; Фудель С.И. СС: в 3 т. Т.I. М.: Русский путь, 2001; Фудель С. Воспоминания // Новый мир. 1991. №3.С. 206-214; Две судьбы (Б. Л. Пастернак и С. Н. Дурылин. Переписка) / Публ. М.А. Рашковской // Встречи с прошлым. М., 1990. Вып. 7; Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Книга первая / Сост. А. Резниченко. М., 2010.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |