Шпрангер Эдуард
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шпрангер Эдуард

1882-1963

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Эдуард Шпрангер

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27 июня 1882, Рущук, Австро-Венгрия, ныне Русса, Болгария — 17 сентября 1963, Лондон) — немецкий философ, психолог и педагог. С 1912 — профессор в Лейпциге, с 1920 — в Берлине, с 1946 — в Тюбингене. Сформировался под влиянием Дильтея, испытал сильное воздействие Руссо и философии ценностей Боденской школы неокантианства.

В своем главном труде — «Жизненные формы» (Lebensformen, 1921) — Шпрангер выделил шесть главных культурно-психологических типов («жизненных форм»), каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т. д. Так, для теоретического человека высшей формой деятельности, определяющей характер всех его жизненных проявлений, выступает познание. Все прочие ценности для него вторичны. В сфере мотивации он стремится преодолеть аффекты, старается быть независимым от частных, конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения. «Экономический» человек — тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность; все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Он экономит материю, энергию, пространство и время, чтобы извлечь из них максимум полезного для своих целей. Мотивы его отличаются от мотивов «теоретика» тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности. «Эстетический» человек — тот, кто «все свои впечатления преобразует в выражения». Его специфическая форма мотивации — «воля к форме», выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, «построение и оформление самого себя», универсализация эстетического видения, тотализация форм. Для «социального» человека организующим принципом жизни является любовь в религиозном смысле этого слова. «Властный» человек может существовать в любой из ценностных сфер. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собственную ценностную установку как мотив деятельности. В самом общем виде мотивация властного человека — это стремление преобладать над другими; все прочие мотивации вспомогательны. Эстетическое для него — лишь звено в цепи средств для достижения власти. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. «Религиозный» человек тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего ценностного переживания, приносящего бесконечное и абсолютное удовлетворение.

Созданная Шпрангером культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности, Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп. Идея жизненных форм сочетается у Шпрангера с понимающей психологией в духе Дильтея: душа есть «смысловая взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим Я». Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе, и субъективное «везде и всегда есть отпечаток с объективного». Однако надындивидуальные целостные «структуры», в которые включены индивиды (одной из таких структур является общество), остаются для нас непознаваемыми в их подлинном существе. «Для духовных образований у нас нет иного орудия познания, кроме индивидуальной духовной структуры. Поэтому общественные структуры, как они есть в себе, трансцендентны по отношению к нашему познанию» (Lebensformen. Halle, 1921, S. 57). А поскольку индивидуальные духовные структуры существуют в виде инвариантов — жизненных форм, восприятие и познание общества через призму этих форм носит окончательный характер — над ними нет никакой высшей познавательной инстанции. Отсюда враждебное отношение Шпрангера к социологии как науке, организованной по модели естественных наук: она не способна понять науку, искусство, религию, культуру в целом, «растворяя» их в абстрактных социальных структурах и взаимодействиях. По Шпрангеру, альфа и омега культуры — индивидуальность, а человек — это носитель духа. Такая позиция стала основой той огромной работы, которую вел Шпрангер в области педагогики, организации образования и культурной политики.

Л. Г. Ионин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 395.

Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882-1963)— немецкий философ, психолог и педагог. Биография. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. — преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 по 1920 г. — профессор Лейпцигского университета, с 1920 по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора Университета Тюбингена. Исследования. Сторонник метода В. Дильтея, основанного на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, — понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, «Формы жизни» (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914; в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: Тексты. М., 1982), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа» и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение «форм жизни». Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности); экономическая (материальные блага, полезность); эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению); социальная (обще-ственная деятельность, обращенность к чужой жизни); политическая (власть как ценность); религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая- то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Оллпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности (Psychologie des Jugendalters. Leipzig, 1924, в рус. пер.: Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.; Л., 1931). Здесь были описаны три типа личности на стадии юности, которая характеризуется целостным усвоением норм и ценностей общества и реальным переходом к взрослой жизни: с резкими и бурными изменениями, с появлением внешних и внутренних конфликтов, когда происходит ломка или кардинальное изменение личности; с плавным и постепенным переходом, без заметных изменений в личности самого индивида; с сильным и быстрым процессом перестройки, но без внутренних конфликтов, когда подросток обладает силой, чтобы справиться с возникающими трудностями ради своего будущего.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 678-679.

Сочинения: Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft, 1905; Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissen- schaftlichen Psychologie, 1918; Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl. Berlin, 1928; Kultur und Erziehung. 4 Aufl, 1928; Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissen- schaften, 1929; Volk, Staat, Erziehung, 1930; Weltfrommigkeit, 1940; Lebensfuhrung, 1947; Die Magie der Seele, Tubingen, 1947; Gothes Weltan-schauung. 4 Aufl. Wiesbaden, 1949; Der unbekante Gott. 2Aufl. Stuttgart, 1955; Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956; Der geborene Erzieher, 1958; Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl. Heidelberg, 1959; Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl. Heidelberg, 1961; Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962; Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974.

Литература: Croner E. E. Spranger В., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948; Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Kultur und Erziehung. Lpz., 1919;

Goethe und die Metamorphose des Menschen. Weimar, 1924;

Psychologie des Jugendalters. Halle, 1924;

Die Kulturziklentheorie und das Problem des Kulturverfalls. Lpz., 1926; V

olk, Staat und Erziehung. Lpz., 1932;

Entwicklungspsychologie. В., 1942;

Kulturpathologie. Tub., 1947;

Kulturbegegnungen als philosophisches Problem. Stuttg., 1948;

Два вида психологии,- В кн.: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Литература:

Croner E. E. Spranger В., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948;

Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС