Попугаев Василий Васильевич |
|
1778-1816 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Васильевич ПопугаевПопугаев Василий Васильевич (1778/1779, Петербург - ок. 1816, Тверь) - просветитель, публицист и общественный деятель. Сын художника, учился в гимназии Академии наук. Энциклопедические познания Попугаева (он знал 5 языков, был знаком с основами естественных наук того времени, философии, лингвистики и юриспруденции) определили привлечение его к работе сначала в цензурном ведомстве, а с 1802 году в Комиссии по составлению новых законов. В 1801 году Попугаев познакомился с Радищевым и проникся его идеями о высоком назначении человека и о необходимости освобождения крестьян. Изучал работы французских просветителей и переводил их на русский язык, писал художественные произведения в духе сентиментализма. В 1801 году по его инициативе было учреждено Общество любителей изящного, ставшее позже Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств. В своих публицистических произведениях выступал против абсолютизма и порабощения человека человеком, опираясь на идеи просветителей. Социальным идеалом Попугаева была древняя Спарта, а его вольнодумные гражданские взгляды выражались в речах «О политическом просвещении», «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение». В посвященной Александру I рукописи «О благополучии народных дел» Попугаев выдвинул закон соотношения добра и зла: «Когда род человеческий приближается к точке совершенства, количество добра увеличивается, зла - уменьшается; отдаляется - обратно». В связи с этим необходимы и механизмы, обеспечивающие приоритет добра; они проявляются в форме закона и конституции: «Конституция одушевляет закон; закон поддерживает конституцию». Следуя Радищеву и Пнину, Попугаев утверждал формальное равенство всех перед законом, высокое гражданское назначение человека, общественное воспитание предпочитал домашнему, на первое место ставил изучение законов и истории, которую следует преподавать «в философском духе и с нравственной целью», ибо «всякому гражданину необходимо знать отношения и обязанности, связывающие его с обществом». В работах Попугаева своеобразно интерпретируются идеи общественного договора и положения о естественных правах, неявно осуждается крепостничество, прославляется просвещение народов. Отход в 1811 году от активной деятельности в Обществе любителей словесности, наук и художеств, связанный с неприятием монархически настроенными членами радикальных идей последнего его трактата «О благоденствии народных обществ» (написан в 1805 году, анонимно опубликован в 1807 году), означал и прекращение творчества Попугаева. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 491-492.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Русские просветители. Собр. произв.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. Литература:Орлов В. Н. Русские просветители 1790— 1800-х годов. 2-е изд. М., 1953; Панибратцев А. Просвещение разума. Становление академической науки в России. Спб., 2002; Пустарнаков В. Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: Опыт сравнительного анализа. М., 2002.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |