Пнин Иван Петрович |
|
1773-1805 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иван Петрович ПнинПнин Иван Петрович [1773, Москва – 17(29) сентября 1805, Петербург] – русский философ, просветитель. Получил образование в Благородном пансионе при Московском университете и в Артиллерийском кадетском корпусе в Петербурге, затем служил в армии. Выйдя в 1797 в отставку, издавал «Санкт-Петербургский журнал». В 1801 знакомится с А.Н. Радищевым, испытывает сильное влияние его взглядов. В 1802 избирается действительным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, в 1805 становится его президентом. Автор произведений «Вопль невинности, отвергаемой законом» (1802), по стилю и антикрепостническим мотивам напоминающий «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) и др. Оды «Бог», «Человек» проникнуты просветительским пафосом. Как проповедник возвышенных идеалов гражданства, Пнин оказал влияние на декабристов. Наилучшим видом общественного устройства считал конституционную монархию, подкрепленную законами, охраняющими неприкосновенность частной собственности. Его этические воззрения во многом напоминают утилитаризм И. Бентама. А.В. Панибратцев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 252-253.
Пнин Иван Петрович (1773 - 17.IX.1805) - русский просветитель, поэт и публицист. Внебрачный сын фельдмаршала князя Н. В. Репнина. В 1797 году оставил военную службу и совместно с А.Ф. Бестужевым (отцом декабристов Бестужевых) стал издавать прогрессивный "Санкт-Петербургский журнал". В 1801 году познакомился с А. Н. Радищевым, оказавшим на Пнина сильное влияние. С 1802 года - член, с 1805 года - председатель "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств". В "Опыте о просвещении относительно к России" (1804) Пнин осуждал помещичий произвол, призывал к освобождению крепостных; вскоре после выпуска в свет книга была конфискована властями. Многим стихотворениям Пнина ("На смерть Радищева", "Ода на Правосудие" и др.) были свойственны высокая гражданственность, критика крайностей самодержавия и крепостничества. Пнин не был последователен в своих взглядах, признавал "священное право собственности", был сторонником конституционной монархии. В общественном преобразовании главные надежды возлагал на просвещение, правосудие, реформы "просвещенного государя". Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968. Сочинения: Сочинения, М., 1934; в кн.: Русские просветители, т. 1, М., 1966. Литература: Орлов В. Н., Рус. просветители 1790-1800 гг., 2 изд., М., 1953.
Пнин Иван Петрович (1773, Москва-17(29),09.1805, Петербург) - философ, просветитель. Учился в Благородном пансионе при Московском университете, где получил знания иностранных языков и философии, затем в Артиллерийском кадетском корпусе в Петербурге. Служил в армии с 1789 по 1797 годы, по выходе в отставку основал (вместе с Бестужевым) «Санкт-Петербургский журнал». В 1801 году произошло его знакомство с Радищевым, которого он считал одним из лучших людей своего времени. Тогда же умер его отец князь Н. В. Репнин. С намерением защитить свои права незаконнорожденного в 1802 году Пнин представил царю записку «Вопль невинности, отвергаемой законом», где отмечал ущемление прав людей, обличал своеволие помещиков, беззаконие. По своему обличительному пафосу этот труд был сходен с «Путешествием из Петербурга в Москву» Радищева и смог появиться в печати лишь в 1889 году. В 1802 году Пнин был избран действительным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, в 1805 году стал его президентом. Расцвет творческой активности Пнина пришелся на ранние годы царствования Александра I, когда он выпустил основные свои произведения - оды «Бог», «Человек», «Опыт о просвещении относительно к России» (1804, был конфискован по распоряжению правительства). Мировоззрение Пнина формировалось под влиянием французских просветителей, произведения которых он публиковал в различных изданиях (многие из них запрещались цензурой), а также носителей антропологического начала в русской философии - Сковороды и Радищева. В оде «Человек» (Журнал российской словесности, 1805. № 1) Пнин писал: «Природы лучшее созданье.../ Ты краше всех существ других. / Что я с тобою ни равняю, / Твои дары лишь отличаю... / Я человека петь готов, / Природы лучшее созданье... / Ты царь земли, ты царь вселенной, / Хотя ничто в сравненье с ней; / Хотя ты прах один возженный, / Но мыслию велик своей! / Едва ты только в мир явился, / И мир мгновенно покорился». Человека Пнин воспринимал как покорителя природы и в то же время как героического гражданина, обличающего зло и неправду. В 1802 году Пнин написал стихи на смерть Радищева - «пламенника ума» и «друга людей», который их «к счастью вел путем свободы» (опубл. в 1859 г.). Сын последнего, Н. А. Радищев, в стихах «На смерть И. П. Пнина» отметил его заслуги: одна из главных - попрание предрассудков и прославление ума. Творчество Пнина повлияло на декабристов. Пнин выступал за освобождение крестьян от личной зависимости, но оставался сторонником конституционной монархии, ориентированной на просвещение всех сословий, воспитание гражданских добродетелей, обеспечение свободы человеческого разума и личности. При этом в «Опыте о просвещении» он помещает настоящий гимн собственности, предпочитая ее (в сочетании с принципом личной безопасности) равенству: «Собственность! Священное право! Душа общежития! Источник законов, мать изобилия и удовольствий! Где ты уважаема, где ты неприкосновенна, та только благословенна страна, там только спокоен и благополучен гражданин! Но бежишь ты от звука цепей! Ты чуждаешься невольников. Права твои не могут существовать ни в рабстве, ни в безначалии, ты обретаешь их только в царстве законов». Считая неправомерным ущемление прав личности, Пнин в то же время отвергал принцип равенства, как «исчадие раздоров». В понимании Бога и оценке религии Пнин стоял на позициях деизма. В оде «Бог» он, выражая свои взгляды на творческую природу человека и защищая его от произвола, не останавливался перед мотивами богоборчества: «Повсюду слышу лишь стенанье! / Народы ропщут на творца. / Доколе будешь злодеянье / взводить на трон под сень венца?» В этике Пнин ориентировался на утилитаризм и индивидуализм в духе И. Бентама, хотя его славословия человеку иногда носят риторический и деиндивидуализированный характер. В конце жизни Пнин, как и Радищев, разуверился в возможностях просвещенчески ориентированного законодательства, на которое он уповал под влиянием либерального начала царствования Александра I. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 480-481. Сочинения: Соч. М., 1934. Литература: Кизеветтер А. А. Из истории русского либерализма. Иван Петрович Пнин // Кизеветтер А. А. Исторические очерки. М., 1912; Орлов В. Н. Русские просветители 1790-1800 годов. 2-е изд. М., 1953; Пустарнаков В. Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: Опыт сравнительного анализа. М., 2002; Borne Н. Revolution period in Europe. 1763 to 1815. Kessing, 2005.
Пнин Иван Петрович (1773 - 17.9.1805) - просветитель, поэт, публицист. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала Н.В. Репнина, официально считался дворянином. Учился в Благородном пансионе при Московском университете (1782-1787), затем был переведен отцом в Артиллерийско-инженерный шляхетный кадетский корпус (1787-1789). В 1789-1797 на военной службе, участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 годов. В 1797-1798 вместе с А.Ф. Бестужевым издавал «Санкт-Петербургский журнал», негласно субсидировавшийся кружком великого князя Александра Павловича. В 1801-1803 письмоводитель Государственного совета, в 1803-1805 экспедитор 1-го департамента Министерства народного просвещения; 12.8.1805 вышел в отставку по состоянию здоровья. В 1801 познакомился с А.Н. Радищевым, личность которого произвела на него сильное впечатление («Послание к Брежинскому. На смерть Радищева», 1802). Член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (1802). Не принимал деятельного участия в его работе, но тем не менее был избран его президентом (15.7.1805). В трактате «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1802), написанном после смерти отца, не упомянувшего Ивана Петровича в завещании, выступил с критикой российского законодательства о незаконнорожденных и требовал защиты их прав. Главный труд Пнина - «Опыт о просвещении относительно к России» (1804). По мнению Пнина, «просвещение... состоит в том, когда каждый член общества, в каком бы звании ни находился, совершенно знает и исполняет свои должности: то есть когда начальство... свято исполняет обязанности вверенной ему власти, а нижнего разряда люди ненарушимо исполняют обязанности своего повиновения». Путь к этому Пнин видел в законодательном определении и обеспечении соответствующих прав и обязанностей каждого сословия, фундаментом чего должны стать право собственности и личная безопасность. Пнин считал необходимым трансформировать систему крепостного права, закрепив за крепостными право собственности на движимое имущество и эффективно защитив его от посягательств. Трактат получил словесное одобрение Александра I и поступил в продажу, однако затем издание было конфисковано. Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Репнин Николай Васильевич (1734-1801), князь, генерал-фельдмаршал, отец Пнина. Сочинения:Сочинения, М., 1934; в кн.: Русские просветители, т. 1, М., 1966. Литература:Кизеветтер А. А. Из истории русского либерализма. Иван Петрович Пнин // Кизеветтер А. А. Исторические очерки. М., 1912; Орлов В. Н. Русские просветители 1790-1800 годов. 2-е изд. М., 1953; Пустарнаков В. Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: Опыт сравнительного анализа. М., 2002; Borne Н. Revolution period in Europe. 1763 to 1815. Kessing, 2005.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |