Павленко Петр Андреевич |
|
1899-1951 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Андреевич Павленко
П.Павленко в 1936 году. Бригадный комиссарПавленко Петр Андреевич (29.6.1899, Петербург - 16.6.1951), писатель, бригадный комиссар (1941), четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1947, 1948, 1950). В 1920 вступил в РКП(б). Сын служащего. Образование получил в Бакинском техникуме (1920). В 1920 вступил в Красную армию, политработник. В 1924-27 работал в советском торгпредстве в Турции. Стал известен как автор сценариев к фильмам, в т.ч. "Александр Невский" (совместно с С. Эйзенштейном; 1938), "Яков Свердлов" (1940), "Клятва" (1946), "Падение Берлина" (1947), "Композитор Глинка" (1952). В дек. 1936 вышла 1-я книга его романа "На Востоке" - прославляющая И.В. Сталина утопия о победе СССР на Дальнем Востоке. В янв. 1937 во время процесса по делу "Параллельного антисоветского троцкистского центра" вел репортажи из зала суда. Вместе с А.А. Фадеевым, А.Н. Толстым и другими подписал письмо, где в т.ч. говорилось: "Требуем беспощадного наказания для торгующих родиной изменников, шпионов и убийц". Во время советско-финской войны 1939-40 работал военным корреспондентом. С первых дней Великой Отечественной войны военный корреспондент газет "Правда" и "Красная Звезда". В 1942-1943 председатель Оборонной комиссии Союза писателей СССР. Автор повести "Степное солнце" (1949), рассказов, военных заметок, вошедших в книги "Путь отваги" (1942), "Народные мстители" и т.д. Центральным среди произведений Павленко стал роман "Счастье" (1947), где "нашла воплощение ведущая тема творчества Павленко - тема партии". Большинство его произведений, которые активно пропагандировались при жизни И.В. Сталина и чуть ли не признавались классикой, ныне забыты. С 1950 депутат Верховного Совета СССР. Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.
Деятель культуры сталинской эпохиПавленко Петр Андреевич (1899-1951). Советский писатель. Один из наиболее именитых деятелей культуры сталинской эпохи. Родился в Петербурге в семье ремесленника. Детство и юность провел в Тбилиси, где окончил реальное училище. В 1920-1921 гг. служил в Красной Армии политработником; затем был на партийной работе. Член РКП(б) с 1920 г. В 1924-1927 гг. — сотрудник Торгпредства СССР в Турции, позже — секретарь Закавказского крайкома ВКП(б). Литературную деятельность начал в 1921 г. в красноармейской газете «Красный воин». Был редактором журнала «30 дней» и альманаха «Год 19-й». Член Правления Союза советских писателей. Депутат ВС СССР с 1950 г. Сталин покровительствовал Павленко, и писатель верно служил ему своим пером. В альманахе «Минувшее» (Вып. 10. СПб., 1992. С. 115) утверждается, что он был «близок к ЧК-НКВД», по его собственным рассказам, присутствовал даже на допросах братьев-писателей. В посмертно опубликованной полумемуарной повести «Дафнис и Хлоя» Юрий Нагибин 1) пишет, что Павленко «с первых литературных шагов официально связал себя с органами безопасности» (Октябрь. 1994. № 9. С. 6). Павленко был награжден орденом Ленина (1939), орденами Красной Звезды (1940), Красного Знамени (1943), медалями. Писатель стал четырежды лауреатом Сталинской премии: в 1941 г. — за сценарий фильма «Александр Невский» (совм. с С. Эйзенштейном); в 1947 г. — за сценарий фильма «Клятва»; в 1948 г. — за роман «Счастье»; в 1950 г. — за сценарий фильма «Падение Берлина». Другие известные работы Павленко: роман «На Востоке» (1937); сценарии фильмов «На Дальнем Востоке» (1937 г.; по мотивам собств. романа); «На границе» (1938); «Яков Свердлов» (1940); «Разгром немецких войск под Москвой» (автор сценарного плана; один из любимых фильмов Сталина), «Композитор Глинка» (1952). Средства «культуры» СССР психологически готовили народ к большой европейской войне. С помощью песен, рассказов, повестей, пьес, кинофильмов и т. п. Однако дело не ограничивалось Европой — в 1937 г. вышел роман Павленко «На Востоке», где описывался захват Советским Союзом Японии. Роман начал публиковаться в журнале «Знамя», а затем его текст перекочевал полностью и в отрывках во многие другие издания — центральные и местные, печатался даже в специальной обработке для детей. В романе Павленко японцы сначала наступают, стреляют и явно на что-то рассчитывают. Но выступление Сталина на каком-то съезде в Большом театре 2) мгновенно меняет ход войны. «Заговорил Сталин. Слова его вошли в пограничный бой, мешаясь с огнем и грохотом снарядов, будя еще не проснувшиеся колхозы на севере и заставляя плакать от радости мужества дехкан в оазисах на Аму-Дарье... Голос Сталина был в самом пекле боя. Сталин говорил с бойцами в подземных казематах и с летчиками в вышине. Раненые на перевязочных пунктах приходили в сознание под негромкий и душевный голос этот...» Под «негромкий и душевный» голос вождя красная авиация уничтожила главный штаб японцев в Токио. После чего в Китае, Корее и Японии вспыхнули народные восстания в поддержку СССР, переросшие в пролетарские революции. Война в романе Павленко кончается победой революции в Японии, где пленные строят интернациональный город Сэн Катаяма, 3) перевоплощаясь из самураев в «строителей новой жизни» и «пропагандистов новой, социалистической эры человечества». С восторженным откликом на этот милитаристский маразм выступила «Правда», посетовав только на то, что в Советском Союзе мало выходит книг о будущей войне на Дальнем Востоке, упрекнув в этом маститых советских литераторов. Руководитель Союза писателей В. Ставский 4) на совещании оборонных писателей говорил о романе Павленко: «Это прекрасная работа... Она берет тему войны на границах нашего Союза и на территории врага, куда мы перенесем войну тотчас, как враг нападет на нас, как об этом ярко, красочно записано в Полевом уставе РККА». Маршал Ворошилов совершенно не сомневался в этом. Он привел в восхищение делегатов XVIII съезда партии следующим описанием могущества советской авиации: «Если в 1934 г. весь воздушный флот мог поднять две тысячи бомб, то в настоящее время он поднимает на двести процентов больше». Далее нарком привел слова песни, которую сложили на Дальнем Востоке: «Если враг нападет, то Коккинаки 5) долетит до Нагасаки 6) и покажет там, где зимуют раки» (ЦГАИОДМ. Ф. 81. Oп. 1. Д. 122. Л. 133). Примечания1) Ю.М. Нагибин (1920-1998) — советский писатель, критик, сценарист. 2) «В ночь, когда пришло известие о нападении на Советский Союз, Москва не спала. Ольга открыла окно на улицу, послышались крики: „Сталин!" Толпа кричала и звала: „Сталин! Сталин! Сталин!" — и это был клич силы и чести, он звучал как „вперед!" В минуту народной ярости толпа звала своего вождя, и в два часа ночи он пришел из Кремля в Большой театр, чтобы быть вместе с Москвой» (Павленко П. На Востоке. М., 1937). 3) Сэн Катаяма (1859-1933) — деятель японского и международного коммунистического движения. Один из инициаторов создания компартии Японии (1922). Член Президиума Исполкома Коминтерна. 4) В.П. Ставский (Кирпичников) (1990-1943) — генеральный секретарь Союза писателей СССР в 1936-1941 гг.; редактор журнала «Новый мир» в 1937-1943 гг. В годы Великой Отечественной войны — военный корреспондент. Погиб в бою под Невелем. 5) В.К. Коккинаки (р. 1904 г.) — летчик-испытатель. Дважды Герой Советского Союза (1938, 1957). Установил 22 мировых рекорда. В 1939 г. осуществил беспосадочный сверхдальний перелет СССР - США. 6) Нагасаки — порт на острове Кюсю (Япония). 9 августа 1945 г. был разрушен американской атомной бомбой. Убито и ранено около 75 тыс. жителей. Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
Прозаик XX векаПавленко Пётр Андреевич [29.6(11.7).1899, Петербург — 16.6.1951, Москва] — прозаик. Отец — мелкий чиновник, мать — учительница. Вскоре после рождения сына семья вынуждена была из-за туберкулеза, открывшегося у матери, перебраться в Тифлис. Мать вскоре умерла, отец, снова женившийся, едва мог заработать на пропитание. Однако отцу удалось устроить мальчика в Тифлисское реальное училище. По воспоминаниям Павленко, его несколько раз исключали оттуда за невзнос платы. Жили в Нахаловке — беднейшем районе города, в доме известного революционера Петра Монтина, убитого в 1905, где за несколько лет до того бывали Горький и Шаляпин. Возможно, атмосфера семьи с ее революционными традициями оказала известное влияние на сознание подростка, а затем рано повзрослевшего юноши Павленко. Окончив реальное училище, он поступил в Бакинский политехникум и тесно связал себя с большевиками. В 1920 он в Красной Армии, на должности военного комиссара в составе Куринской речной флотилии. В 1921 Павленко впервые выступил в печати на страницах тифлисской красноармейской газеты «Красный воин», созданной С.Кировым и редактировавшейся одно время Дм.Фурмановым. Демобилизовавшись в 1921 по болезни, он стал постоянным газетным корреспондентом, написавшим и опубликовавшим множество статей на различные темы. В 1924 Павленко назначен секретарем Константинопольского представительства по торговле в Турции. Это обострило его давний интерес к Востоку. С 1925 он публикует статьи и очерки, а затем и рассказы, посвященные Турции, подписываясь псевдонимом Суфи. Пишет большой цикл «Азиатских рассказов» и небольшую повесть о Лермонтове («Тринадцатая повесть»). Познакомившийся с Павленко Вс.Иванов предложил ему работу в журнале «Красная новь». Павленко быстро вошел в московскую литературную жизнь, отдав поначалу предпочтение среди различных группировок «Перевалу», поскольку именно «перевальцы» обращали особое внимание на литературу технику и форму художественные произведения. Сборник Павленко «Азиатские рассказы» (1929), «Стамбул и Турция» (1930), «Анатолия» (1932) написаны талантливо, ярко, с подчеркнутым вниманием к экзотичности описываемых мест и событий. Ориенталистика этих книг изысканна и порою вычурна, что противоречит его собственным статьям публицистического характера. Вскоре он отходит от «Перевала» с его аполитичностью и культом формы, включается в активную литературно-общественную жизнь. Павленко отправляется с группой писателей в Среднюю Азию. Итог поездок: повесть «Пустыня» (1931) и сборник «Путешествие в Туркменистан» (1932). В этих произведениях при остроте и отточенности формы чувствуется аналитический взгляд на социальную действительность. Известным достижением Павленко явилась и повесть «Баррикады» (1932) о Парижской коммуне: по своему интернациональному пафосу она тесно соотнесена с современностью. Особый интерес читателей и критики вызвал роман о будущей войне «На Востоке». Это произведение о реальной угрозе фашистского наступления на мир социализма, о приближающейся военной опасности. Своеобразно перекликается с романом сценарий фильма «Александр Невский», поставленный С.Эйзенштейном (1938), поскольку он посвящен теме защиты Отечества. Павленко участвует в финской кампании, а затем в Великой Отечественной войне в качестве фронтового корреспондента «Правды» и «Красной звезды». Наряду с многочисленными статьями и корреспонденциями он пишет рассказы и повести («Русская повесть», 1942). Был ранен и после демобилизации и обострения туберкулеза переехал в Крым. Став секретарем Крымской писательской организации, Павленко много сил отдает местной интеллигенции, редактирует альманах «Крым», пишет корреспонденции и очерки, рассказы, но главное внимание отдает реализации замысла задуманного им в конце войны романа «Счастье». Главный герой романа отставной офицер Воропаев имеет немало автобиографических черт. Роман в свое время был достаточно популярен, а его герой породил даже «воропаевское движение». Трудности послевоенного восстановления народного хозяйства, которые Павленко не обходит в своем произведении, все же с теперешней точки зрения сглажены. Нет, разумеется, и речи о причинах безлюдья Крыма и о необходимости присылки туда русских переселенцев. Отдал дань Павленко и культу личности Сталина. Все же роман свидетельствовал о зрелом художественном мастерстве писателя. Павленко пишет по правительственному заказу киносценарии — «Клятва» (1946) и «Падение Берлина» (1949), оказавшиеся слабыми и тенденциозными. Он становится довольно влиятельной фигурой, активно участвует в общественно-политической жизни страны как депутат Верховного Совета, секретарь Московской писательской организации. При этом его позиция отличалась догматизмом, идеологической упрощенностью и беспощадностью ко всем инакомыслящим. Участник международных конференций, Павленко после поездок за границу создает книги: «Американские впечатления» (1949), «Молодая Германия» (1951), «Итальянские впечатления» (1951). В то же время им написаны несколько рассказов и повесть «Степное солнце» — одно из наиболее удачных произведений послевоенных лет. Вынашивает замысел широкого романного полотна, посвященного как жизни советской страны (с предвоенных лет), так и международному коммунистическому движению в различных странах. Он успел закончить, однако, лишь 1-ю часть («Труженики мира», 1952). А.И. Павловский Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 5-6.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:"Роман-газета" №№ 9 (137) — 10 (138). Павленко П. На Востоке. Роман. Кн. 1
"Роман-газета" № 2 (142). Павленко П.. На Востоке. Роман. Кн. 2
СС: в 6 т. М., 1953-55; Очерковые рассказы. М., 1931; Муха. М., 1933; Разгром Колчака [совм. с Т.Тэсс]. М., 1939; Героизм советских людей. М., 1941; Народные мстители [совм. с Б.Изаковым]. М., 1942; Путь отваги: рассказы. М., 1943; На высоком мысу: рассказы. М., 1943; Удача: рассказы. Магадан, 1944; Кубанские рассказы. Краснодар, 1944; Сила слова: рассказы. М., 1947; Крымские рассказы. Симферополь, 1949; Голос в пути. М., 1952; Шамиль. Махачкала, 1990. Литература:Лелисов Г. Творческий путь П.А.Павленко: пособие для учителей. М., 1954; Новикова М. П.А.Павленко: Очерк творчества. Симферополь, 1955; Левин Л. П.А.Павленко. 2-е изд., испр. и доп. М., 1956; Фрезинский Б. Мих.Слонимский и Пётр Павленко: Исторические романы // Фрезинский Б. Судьбы Серапионов. Портреты и сюжеты. СПб., 2003. С.286-326.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |