Эйзенштейн Сергей Михайлович |
|
1898-1948 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Сергей Михайлович Эйзенштейн
Эйзенштейн, Сергей Михайлович (1898–1948), русский кинорежиссер, чьи фильмы и теоретические работы, прежде всего в области монтажа, утвердили новые формы кинематографической выразительности. Родился 23 января 1898 году в Риге, в семье инженера-строителя. Избрав профессию отца, учился в Петроградском институте гражданских инженеров; после революции 1917 года, в Гражданскую войну, записался добровольцем в Красную Армию, работал художником по декорациям в армейской самодеятельности. С окончанием войны вдохновленный революционными идеями Эйзенштейн пришел в авангардистский рабочий театр Пролеткульта, работал режиссером и художником по декорациям. В 1924 году совместно с коллегами по Пролеткульту поставил свой первый фильм Стачка – о забастовке рабочих на одном из российских заводов. Следующий фильм Эйзенштейна, Броненосец «Потемкин» (1925), в острой драматической форме изобличал царский режим и рассказывал о восстании матросов на «Потемкине». В 1927 году был поставлен фильм Октябрь – сложное, полное художественных экспериментов произведение, воссоздающее события большевистской революции, а еще через два года – картина Генеральная линия, о коллективизации сельского хозяйства. В 1930 году Эйзенштейн отправился в США. В Голливуде он предложил для постановки несколько сценариев, но ни один из них не был принят. По возвращении в Россию режиссер сделал упор в работе на теоретические исследования и лекционные курсы. Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг – Смысл фильма (1942) и Форма фильма (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино. После вынужденного отказа от ряда замыслов, сценариев и фильмов Эйзенштейн ставит свою первую звуковую картину Александр Невский (1938) – о русской победе над тевтонскими рыцарями в 13 веке. Работа Эйзенштейна над его последним фильмом Иван Грозный (1944–1945) велась в условиях бдительного надзора и растущей критики со стороны сталинского режима, испытывавшего все большее раздражение творческой независимостью режиссера. Вторая серия фильма вышла в прокат только в 1958. Иван Грозный представляет собой масштабную эпическую композицию. Манера игры актеров приближена к оперному спектаклю. В режиссуре акцент перенесен с монтажа на эмоциональную насыщенность отдельного кадра. Эйзенштейн считал монтаж ключевым элементом кинематографической выразительности. Он исходил из того, что противопоставление двух кадров производит эффект, превосходящий по силе воздействия эффект каждого кадра в отдельности. В отличие от многих режиссеров немого кино, Эйзенштейн не использовал кадр лишь для повествовательной и описательной функции, но работал с ним так же, как музыкант работает с нотами: ставя один кадр рядом с другим, он искал скрытую визуальную гармонию или диссонанс. Такого рода стилистика позволяла отображать на экране самые абстрактные темы: режиссер даже предполагал экранизировать Капитал К. Маркса. В большей степени ассоциативная, чем повествовательная роль монтажа, стилизованная, «оперная» манера игры актеров в последних фильмах, масштабные эпические сюжеты, которые скорее оркестровывались, как музыкальные произведения, нежели просто рассказывались, эксперименты с контрапунктом звука и изображения, экспрессивные цветовые решения – в творчестве Эйзенштейна эти выразительные средства кино достигли апогея и более глубоко уже не разрабатывались и не исследовались другими режиссерами. Умер Эйзенштейн в Москве 10 февраля 1948. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас". Другие биографические материалы:Советский режиссёр (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 29. Чаган – Экс-ле-Бен. – М., Советская энциклопедия. – 1978). Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Лауреат Сталинской премии (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012). Шикман А.П. "Тема не представляет интереса" (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997). Андреев А. Л. Теоретик искусства, мыслитель (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014). Баландин Р.К. Есть все основания выделить его из большой группы великих кинематографистов (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012).
Сергей Михайлович Эйзенштейн на съемках фильма Иван Грозный (1945). Далее читайте:Константин Симонов. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине. 17 марта 1979 года (фрагмент о фильме "Иван Грозный"). Сочинения:Эйзенштейн С.М. Избранные произведения, тт. 1–6. М., 1964–1971 Литература:Аксенов И.А. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника. М., 1991; Юренев Р.Н. Трагедия Сергея Эйзенштейна // Родина. 1993. N 11. Юренев P. H., "Броненосец „Потёмкин"" С. Эйзенштейна, [M., 1965]; Юренев Р. Н. Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод: В 2 т. М., 1985-1988; Юткевич С. И., С. Эйзенштейн, в его кн.: Контрапункт режиссёра, M., 1960; Зоркая H. M., С. Эйзенштейн, в её кн.: Портреты, 1966; Шкловский В. Б., Эйзенштейн, [M., 1973]. Шкловский В. Эйзенштейн. М., 1976. Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974. Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976; Фрейма С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 2008; Васильева Ю. Эйзенштейн: политические и эстетические векторы творчества. Взгляд из XXI века // Киноведческие записки. 2009. № 92-93; Виноградов В. Теории Эйзенштейна в контексте постмодернистской стратегии // Киноведческие записки. 2004, № 68; Виноградов В. Эйзенштейн и Шопенгауер: к вопросу влияния // Киноведческие записки. 2006. № 78; Подорога В. А. Эйзенштейн и кинематограф насилия // Искусство кино. 1994. № 6; Bordwell D. The Cinema of Eisenstein. Cambridge, Mass., 1993; Goodwin J. Eisenstein, Cinema, and History. Urbana., 1993.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |