Никифор Хумн |
|
1250-1327 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Никифор ХумнНикифор Хумн — государственный деятель, богослов и философ, разносторонний ученый. Родился между 1250 и 1255 гг., умер в 1327 г. Был учеником Григория Кипрского, позже ставшего константинопольским патриархом. Как эрудированный филолог и богослов, комментировал сочинения Платона и Аристотеля, анализировал их с позиций христианской догматики; отдавал предпочтение Аристотелю. Полемизировал с Феодором Метохитом в отношении идей и стиля древних ученых. В ряде собственных сочинений рассмотрел проблемы физики и космологии. Использованы материалы кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011.
Никифор Хумн (Νικηφόρος ὁ Χούμνος) (между 1250 и 1255 – 18 января 1327) – византийский философ, богослов, писатель и государственный деятель. В центре его философских сочинений – выяснение отношения к Платону и Аристотелю с точки зрения христианской догматики. Критическому анализу платоновских диалогов «Тимей» и «Парменид» посвящен трактат «О том, что ни материя не существует прежде тел, ни эйдосы не существуют обособленно, но то и другое выступает в единстве» (Ὁτι μήτε ἡ ὕλη πρὸ τῶν σωμάτων, μήτε τὰ εἴδη χωρίς, άλλ’ ὁμοῦ ταῦτα. – Boissonade J.F. Anecdota nova. P., 1844; там же «Письма» –Ἐπιστολαί). Однако Никифор Хумн не является и последовательным аристотеликом, в целом он – эклектик, соединяющий платонизм и аристотелизм. В соч. «Опровержение Плотина относительно души» (’Αντιθετικὸς πρὸς Πλωτῖνον, 1835. – Plotini opera omnia, ed. F.Creuzer. Oxonii 11 (MPG, v. 140), посвященном критике неоплатонической концепции «предсуществования» души, Никифор выступил как защитник христианского понимания трансцендентальных судеб личности. В то же время этот трактат – проявление серьезного интереса к наследию неоплатонизма. Ряд сочинений посвящен физико-космологической проблематике: «О мироздании и его природе» (Περὶ κόσμου καὶ τῆς κατ’ αὐτοῦ φύσεως, неопубл.), «О воздухе» (Περὶ τοῦ αερος) и др. Представляет интерес полемика Никифора Хумна с Феодором Метохитом, затрагивавшая широкий круг философских, космологических и эстетико-литературных проблем и обусловленная, по-видимому, политическими разногласиями. С.С. Аверинцев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 87-88.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:’Αντιθετικὸς πρὸς τοὺς πάλαι σοφούς... – Boissonade J.F. Anecdota Graeca.., ν. 3. P., 1831. Литература:Verpeaux J. Nicéphore Choumnos. Homme d’État et humaniste byzantin (ca 1250/1255–1327). P., 1959; Sevčenko I. La vie intellectuelle et politique en Byzance sous les premiers Paléologues. Études sur la polémique entre Théodore Métochite et Nicéphore Choumnos. Brux., 1962 (Corpus Bruxellense Historiae Byzantinae, Subsidia, 3).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |