Феодор Метохит |
|
1270-1332 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Феодор Метохит
Изображение Феодора Метохита в церкви Спасителя в Хорах. Феодор Метохит остался в памяти потомков главным образом тем, что между 1316 и 1321 годами приказал восстановить и украсить монастырь Хора. Феодор Метохит родился в 1270 году в семье высокопоставленного чиновника, и это помогло ему стать шурином императора Андроника II и занять должность великого логофета. Это был самый высокий доступный пост. После поражения Андроника II, изгнанного из Константинополя его сыном Андроником III, Метохит через некоторое время вернулся в монастырь Хора. Настоящий гуманист, он много читал; талантливо переделывал произведения античных авторов. Его критиковали за стиль, в котором смешивались чисто аттические и более древние формы. Хотя он писал обо всем, в том числе об астрономии. Наиболее известный его труд — «Наброски», сборник маленьких статей и коротких записок, где он отразил свои наблюдения и впечатления. Феодор умер в 1332 году. Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 310-311.
Феодор Метохит — византийский ученый и крупный государственный деятель первых десятилетий XIV в. Родился в 1270 г., умер 13 марта 1332 г. в Константинополе. Служил империи в должности логофета различных ведомств, Великого логофета, месадзона, был ближайшим советником императора Андроника II, а весь досуг посвящал занятиям наукой. С вступлением на престол Андроника III в 1328 г. Феодор Метохит подвергся опале. Он был заключен в тюрьму, его дворец был разрушен, а его несметное богатство конфисковано. После полного лишений периода ссылки в Дидимотику он возвратился в 1330 г. в Константинополь; в столичном монастыре Хора принял монашеский постриг с именем Феолепт, где и окончил свои дни, оставив после себя обширную библиотеку. Метохит был автором многочисленных сочинений, в том числе речей, поэм, «Заметок» (120 этюдов на темы морали, политики, эстетики, истории и древнегреческой литературы), описания посольства в Сербию, астрономического трактата. За исключением утерянных писем, остальные труды Феодора Метохита сохранились, однако в большинстве своем до сих пор не изданы. Метохит был знатоком античных авторов и комментатором трудов Аристотеля, принадлежащие ему сочинения способствовали более глубокому пониманию античности его современниками. Феодор Метохит покровительствовал монастырю Хора, в храме которого (современный Кахрис-Джами в Стамбуле) в начале XIV в. по его заказу были созданы мозаики и фрески — знаменитый памятник палеологовского ренессанса. Там же сохранился мозаичный портрет самого Феодора Метохита. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.415.
Феодор Метохит (Teodoros o Metoxitns) (1260/61 - 13.III.1332) - византийский писатель, государственный деятель (великий логофет), фаворит Андроника II (1282-1328). В 1328 году Феодор Метохит, подвергшийся опале, ушел в монастырь Хора, в церкви которого (современный Кахрие-Джами, в Стамбуле) по его заказу были еще в начале 14 века созданы мозаики - знаменитый памятник так называемого палеологовского ренессанса. Феодор Метохит - автор многих сочинений по философии, астрономии, на политические темы, а также поэтических произведений. Особенно известны его "Заметки..." (публ. - "Miscellanea...", ed. С. G. Müller, Т. Kießling, Lpz., 1821). Энциклопедически образованный человек, знаток античных авторов, комментатор Аристотеля и Птолемея, Феодор Метохит своими трудами способствовал расширению интереса к античности. Феодор Метохит вступил в острую научную полемику (по вопросам философии, астрономии, стилистики) с другим видным политическим деятелем, писателем Никифором Хумном; в действительности за науч. полемикой скрывалась политическая борьба двух группировок византийской знати, к которым они примыкали. Деятельность Феодора Метохита рассматривается иногда в науке как предгуманистическая (например, австрийским ученым X. Хунгером), но вопрос о Феодоре Метохите как предтече гуманизма спорен. A. П. Каждан. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974. Литература: Beck H. G., Th. Metochites, Münch., 1952; Hunger H., Th. Metochites als Vorläufer des Humanismus in Byzanz, "Byz. Zeitschrift", 1952, Bd 45, S. 4-19; Sevcenko I., Etudes sur la polémique entre Th. Métochite et N. Choumnos, Brux., 1962.
Феодор Метохит (…) (1270, Константинополь — 13 марта 1332, там же) — византийский гуманист, государственный деятель и ученый. Сын сторонника греко-латинской церковной унии, в 1283 последовал за отцом в ссылку в Малую Азию. Благодаря своим необычайным способностям попал в 1290 в придворный круг императора Андроника II Палеолога, став его ученым советником и снискав высшие правительственные должности, в т. ч. в 1321 — великого логофета, т. е. главы «правительства». С 1305 — месадзон, т. е. ближайший к императору вельможа (заступил на место своего соперника Никифора Хумна). После поражения Андроника II в гражданской войне был в 1328 в тюрьме, подвергся разорению, а его дворец — разрушению. После ссылки вернулся в 1330 в столицу, где провел остаток дней как монах Теолепт в монастыре Хоры. По описанию Никифора Григоры, днем Феодор занимался государственными делами во дворце, а ночью углублялся в книги и научные рассуждения. Среди его разнообразных сочинений — комментарии к Аристотелю, введение в астрономию, «Введение в математику Птолемея», этический трактат о воспитании, философская полемика с Никифором Хумном, речи, поэмы в гекзаметрах (в том числе «О математическом виде философии»), агиографические энкомии и др. Его письма не сохранились; многое еще не опубликовано. Его так называемые. «Гномические заметки» («Смесь») представляют собой 120 небольших сочинений, записок, статей, выявляющих энциклопедический характер его знаний; в них обсуждаются такие сюжеты, как об иронии у философов, особенно у Платона и Сократа (очерк 8), о неясности аристотелевских сочинений (3), о человеческом свойстве хвалить добрые старые времена (41), о радостях наблюдения за небом (43), о красоте моря (44), что лучше для человека — родиться или нет (58), о надежде (63), о дальнейшем распространении корыстолюбия (86), о демократии, аристократии, монархии (96—98), о практической пользе математики и особенно геометрии в рамках механики (70), об истории Римской империи с самых начал (106, 108), об Эпаминонде и Пелопиде (114), об отдельных авторах, как Ксенофонт (20), Плутарх (71), Дион из Прусы (19), Филон (16), Иосиф Флавий (15), Синесий (18) и др. Особое место у Феодора занимает тема судьбы (персонифицированной в образе античной богини Тихи), диктующая представление о всеобщей изменчивости, ненадежности, шаткости как жизни индивида, так и целых народов и государств. Сознавая закат Византийской империи, Феодор видел в ней лишь одно из звеньев в цепи мировой истории. M. В. Бибиков Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 181-182.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник). Сочинения:Theodori Metochitae Miscellanea philosophia et historica graeca, rec. Ch. G. Miiller, Th. Kieling. Lipsiae, 1821; … ed. I. Polemis. Athenes, 1995. Литература:Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV вв. СПб., 1997; Hunger H., Th. Metochites als Vorläufer des Humanismus in Byzanz, "Byz. Zeitschrift", 1952, Bd 45, S. 4-19; Hunger Н. Theodoros Metochites als \brlaufer des Humanismus in Byzanz.— Byzantinische Grundlagenforschung. L., 1973; De Vries van der VeldenE., Theodore Metochite: Une reevalution. Amst., 1987; Sevcenko I. Etudes sur la polemique entre Theodore Metochite et Nicephore Choumnos. Brux., 1962; Beck H.-G. Theodoros Metochites. Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhunderts. Munch., 1952.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |