Ницше Фридрих |
|
1844–1900 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ницше Фридрих
Известно, что произведения Фридриха Ницше (1844—1900) «были обязательным чтением для национал-социалистов и были торжественно подарены диктатору от диктатора» (823). Некоторые упоминания о его идеях необходимы и здесь. Хотя, конечно, нелегко будет представить в малом объеме какое-либо точное описание мыслей этого необычного, можно даже сказать, непонятного человека, чьи произведения не имеют почти ничего общего с работами любого другого автора, упомянутого в этой или следующей главе. Части книги «Так говорил Заратустра» были опубликованы в период с 1883 по 1891 год (805, 806). Этот труд Ницше является, пожалуй, наиболее характерным и менее радикальным, чем некоторые другие его работы, в которых он, пожалуй, демонстрирует признаки окончательного психического расстройства. «Заратустра» не была написана в первую очередь для академически настроенных людей. «Я все еще ученый для детей, — писал он, — ...ушел я из дома ученых, и еще захлопнул дверь за собою» (804). «Для всех и ни для кого», — вот как сам автор увидел книгу. Это действительно «для всех», в том смысле, что отдельные слова и построение предложений понятны всем, но она так же и «ни для никого», конечно, потому что никто не может интерпретировать с полной уверенностью глубокий смысл всего, что пишет Ницше. Его стиль часто поражает читателя. «Уста мои, — пишет Ницше в типичном для него странном пассаже, — уста народа, слишком грубо и сердечно говорю я для шелковистых зайцев. И еще более странным звучит мое слово для всех чернильных рыб и лисиц пера!» Никто не может догадаться, почему он написал большую часть книги короткими абзацами, как стихи из Библии. Не ясно даже, почему Ницше выбрал, чтобы изложить свои мысли, образ персидского пророка, поскольку наши скудные знания о реальном Заратустре вряд ли помогут это объяснить. Во всяком случае понятно, что главная цель Ницше состоит в том, чтобы противостоять распространению бездумной пропаганды равенства и обозначить претензию на особые привилегии для Übermensch *, которые были объяснены — по мысли Ницше — пренебрежением к благу низших. Сострадание он презирает. «И что в мире, — спрашивает он, — причиняло больше страдания, как не безумие сострадательных?» Но с явным презрением к последовательности, Заратустра постоянно приходит на помощь незнакомцам в бедственном положении. Когда Der Wille Zur Macht ** поглощает его, он говорит: «Сманить многих из стада — для этого пришел я», но, совершенно неожиданно, он говорит: «Люблю я лежать здесь, где играют дети, вдоль развалившейся стены, среди чертополоха и красного мака». Вперемешку со страстным протестом и тихими речами есть несколько прелестных и неожиданных парадоксов. «Если _____ * Сверхчеловека. ** Воля к власти. [091] есть враг у вас, не платите ему за зло добром: ибо это пристыдило бы его. Напротив, докажите ему, что он сделал для вас нечто доброе». Или еще: «И если друг делает тебе что-нибудь дурное, говори: «Я прощаю тебе то, что ты мне сделал, но что ты сделал это себе, — как мог бы я простить?» И уже более неожиданно: «Благороднее считать себя неправым, чем оказаться правым, особенно если ты прав». Ближе к концу книги Заратустра, похоже, оказывается на грани пессимизма. В своей горной пещере, в которой находятся орел и змея, его символы, соответственно, силы и мудрости, он собрал своих hoheren Menschen , чтобы наставлять их. Два короля, Папа (оставшийся без работы, потому что Бог умер), злой волшебник, добровольный нищий, путешественник, собственная тень Заратустры, старый пророк и — что самое удивительное — безобразнейший человек. Заратустре не удается, по-видимому, передать свое послание. А в самом конце он отвергает их всех и отправляется в новое приключение. Почему национал-социалисты пропагандировали чтение такой книги, как «Заратустра»? Ведь Ницше не уделял особого внимания интересам немецкого народа. В действительности он даже думал о формировании антигерманской лиги и гордился своим, отчасти польским происхождением от графов Ницких (641, 57). Что же касается государства, он осудил его устами Заратустры в недвусмысленных выражениях. «Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ», — восклицает он. «Холодно лжет оно, и эта ложь ползет из уст его: "Я, государство, есмь народ"». Книга не имеет и прямого касательства расовых проблем. Евреи лишь упомянуты три раза и всякий раз очень лаконично. В одном месте Заратустра говорит, что если крестьянин будет господином, то это будет «...всякая всячина: в ней все перемешано, и святой, и негодяй, и барин, и еврей, и всякий скот из Ноева ковчега». Второй раз — это куплет, оскорбительный для христиан и евреев: Стал Рим большим публичным домом. Третий раз это лишь простое упоминание тени Заратустры, что он не Вечный Жид. Реальное отношение Ницше к этническим проблемам значительно более просто показано в его книге «Утренняя заря, или Мысли о моральных предрассудках» (803, 804), которая удивила бы нацистов, если бы когда-нибудь попала в их руки. Это том отдельных «Размышлений» (Gedanken), одно из которых посвящено «народу Израиля». ...душевные и духовные силы у теперешних евреев развиты чрезвычайно. Из всех европейцев они реже всего хватаются в нужде за водку или за самоубийство, ища в них выхода из затруднительного положе- ____ * Высших людей, в данном контексте — слушателей. [092] ния, что часто делают менее одаренные натуры. Каждый евреи имеет в истории своих отцов и дедов громадный запас примеров самой холодной рассудительности в опасном положении дела, примеров самого искусного использования несчастного случая, примеров мужества под покровом подчиненности, еврейский героизм в spernere se sperni (пренебрегать тем, что тобой пренебрегают) превосходит всякие добродетели незлобия и любви. ...Их уважение к родителям, их любовь к детям, их разумные, нравственные браки ставят их особняком среди всех европейцев. Можно было бы пожелать, чтобы все идеи Ницше были изложены в столь простых словах, как эти. Тогда он был бы более понятен. [093] ЦИтируется по изд.: Бейкер Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015, с. 91-93. Вернуться на главную страницу Ницше
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |