Михаил Пселл |
|
1018-1096 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил ПселлМихаил Пселл родился в 1018 году в семье небогатых аристократов. Пселл был замечен благодаря тому, что легко усваивал различные науки и стремился к знаниям. Он изучал не только право и культуру, но также науки и античную философию. Пселл одновременно занимался и преподавательской деятельностью, которая принесла ему титул «консула философов», и политической карьерой, став «серым кардиналом» ряда императоров. Но он никогда не получал очень высоких постов, которых достигали его более высокорожденные сотоварищи. Пселл проявил себя в различных сферах — от философии (особенно платоновской) до ботаники, не обошел своим вниманием даже демонологию. Этого неистощимого мастера эпистолярного жанра и неутомимого оратора постоянно приглашали для выступлений с надгробным словом. Наиболее знаменитым его произведением была «Хронография», которая охватывала с 976 по 1078 год, — невероятно пристрастная и вместе с тем богатая уникальной информацией. Без сомнения, Пселл был еще жив в 1081 году, но тогда — увы! — он уже не пользовался прежним авторитетом. Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 306-307.
Михаил Пселл — византийский политический деятель, историк, писатель и ученый. Родился в 1018 г. в Константинополе, умер около 1096 г. Выходец из семьи столичного чиновника, ученик знаменитого византийского ритора и педагога Иоанна Мавропода. До монашеского пострига носил имя Константин. Имел титулы ипертима и вестарха, занимал пост ипата философов. Современник 14 императоров, видный чиновник, первый руководитель Высшей философской школы в Константинополе, Михаил Пселл входил в состав кружка образованной столичной знати, оказывавшей большое влияние на правительство Константин IX (1042-1055). Около 1050 г. попал в опалу, постригся в монахи, но затем был возвращен ко двору. При Константине Х (1059-1067) был воспитателем наследника — Михаила VII. Возможно, что в правление Михаила VII Пселл оставил столицу, жил в относительной нищете и умер, забытый новым поколением. Пселл был просветителем, знатоком античной культуры и стремился к усвоению основных принципов античного миросозерцания (преимущественно в неоплатонической переработке), которое он хотел соединить с христианским учением. По Пселлу, Бог — творец «природы», но «природа» подчиняется внутренней закономерности, что делает невозможными противоестественные явления — отсюда вражда Михаила Пселла к вульгарному «чудотворству». «Хронография» Михаила Пселла, написанная как бы в продолжение «Истории» Льва Диакона, — не только важнейший источник по истории Византии 976-1075 гг., но и первый памятник предренессансной литературы: написанная в мемуарном жанре, она основана на новых эстетических принципах — в центре внимания автора сложный образ героев, предполагающий как противоречивость их поведения, так и развитие характера. Политическая идея «Хронографии» — осуждение деспотизма, который, по мнению автора, приводит и самого деспота к нравственному и физическому краху. Пселл стремился не столько излагать события, сколько создавать образы героев, раскрывать их характеры; история для автора была неотделима от литературы. Около 500 сохранившихся писем Михаила Пселла воссоздают атмосферу интеллектуальной жизни Византии. Кроме того, Михаилу Пселлу принадлежат речи (наиболее важны посвященные крупнейшим политическим и культурным деятелям XI в. Михаили Кируларию, Константину Лихуду, Иоанну Ксифилину), теологические и философские сочинения (в том числе комментарии к трудам Платона и Аристотеля, «Всеобщая наука» — краткое систематическое изложение представлений о мироздании), житие святого Авксентия, трактаты по математике, медицине, филологии, праву, музыке и даже стратегии. Он искренне считал, что гораздо больше Понимает в стратегии, чем, например, император Роман IV Диоген, всю Жизнь проведший в походах. Многие сочинения Михаила Пселла компилятивны и не оригинальны, значительная часть его литературного наследия не издана. Рационализм Михаила Пселла получил развитие в творчестве его младшего современника Иоанна Итала. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.68-69.
Михаил Пселл (Μιχαήλ Ψελλός), светское имя – Константин (1018, Константинополь – ок. 1078 или 1096, там же) – византийский философ, богослов и государственный деятель. Был секретарем императоров Михаила V и Константина IХ. Последний назначил его в 1045 руководителем высшей философской школы в Константинополе. Попав в опалу в 1054, постригся в монахи, но вскоре был возвращен ко двору. Был воспитателем наследника престола (Михаила VII). Обладал энциклопедическими знаниями. Пселлу принадлежат трактаты по философии (в т. ч. «О всяческой науке», комментарии к Платону и Аристотелю), богословию, риторике, истории («Хронография», которая охватывает события с 978 по 1078), грамматике, медицине, праву, математике, естествознанию, музыке и др. Значительную часть наследия составляют письма (более 500) и речи, посвященные крупнейшим политическим и культурным деятелям Византии 11 в. Пселл усилил в преподавании роль античных классиков, в первую очередь Платона и неоплатоников, учение которых, как он считал, в своей основе сочетается с христианской догматикой и предваряет Откровение. Часто обвиняемый современниками в пристрастии к языческой философии, Пселл полагал, что необходимо отбирать из античного наследия все то, что согласуется с христианским учением, утверждал наличие двух философий: «высшей философии» – теологии, источник которой находится в Откровении, и «низшей философии» – научного, рационально постигаемого знания; между ними он помещал «науку о бестелесном» – математику. В целом философские взгляды Пселла носят эклектический характер, многие его труды представляют собой компиляции из сочинений Прокла, Порфирия, Ямвлиха, Олимпиодора. Ключевая роль его творчества состоит в смене акцента с аристотелевской на платоновскую традицию. Тем самым византийская мысль возвратилась к платоновской ориентации ранней патристики в лице великих каппадокийцев. Рационалистические элементы философии Пселла позже были развиты его учеником Иоанном Италом. A.В. Иванченко Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 583.
Михаил Пселл (Μιχαήλ Ψελλός) (светское имя — Константин или Констант) (1018, Константинополь,— 90-е годы 11 века, там же), византийский писатель, философ, учёный-энциклопедист и государственный деятель. Был секретарём императора, руководителем философской школы, воспитателем наследника престола (Михаила VII). С 1054 года монах. Приближённый 8 монархов, последовательно занимавших византийский престол. Оставил огромное литературное наследие (трактаты по философии, риторике, истории, естествознанию, грамматике, музыке, медицине, демонологии и др.). В мемуарной «Хронографии» (t. 1—2, ed. E. Renauld, 1926—28, рус. пер. 1978) даёт живую, тонко продуманную картину современных событий. Философские взгляды Михаила Пселла вызывают противоречивые оценки современных исследователей, что в значительной мере определяется противоречивостью высказываний самого Михаила Пселла, стремившегося к соединению философии и риторики и приспосабливавшего свои мнения к требованиям ситуации, жанру и форме произведений. Современники обвиняли Михаила Пселла в пристрастии к языческой философии, особенно Платону. Сам Михаил Пселл неоднократно защищал необходимость изучения античного наследия, Платона и неоплатоников в первую очередь, некоторые его сочинения (например, «О всяческой науке») представляют собой компиляцию из сочинений Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Олимпиодора. Декларировал необходимость отбора из античного наследия положений, согласующихся с христианскими догмами, признавал наличие «высшей философии» (теологии), постигаемой озарением свыше, и «низшей философии» (научные знания, доступного логическим доводам), между которыми помещал «науку о бестелесном», т. е. математику. Фактически стремился к созданию синтеза античных и христианских воззрений, включал в него и оккультизм неоплатонического типа, хотя в то же время подвергал рационалистической критике представления о чудесном. Этические взгляды отличаются терпимостью и направлены против чрезмерного монашеского аскетизма. Рационалистические элементы философии Михаила Пселла были развиты его учеником Иоанном Италом. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, v. 4—5, Athenai — P., 1874—76; Scripta minora. Magnam partem adhuc inedita, ed. E. Kurtz, F. Drexl, v. 1—2, Mil., 1936—41; Deomnifaria doctrina; crit. text and introd. of L. G. Westerink, Utrecht, 1948. Литература: ВальденбергВ., Филос. взгляды М. П., в сб.: Визант. сб., М.—Л., 1945; Любарский Я. Н., М. П., Личность и творчество, М., 1978; Z er v o s Gh., Un philosophe neoplato-nicien du XI siecle Michel Psellos, P., 1920; Joannou P., Christliche Metaphysik in Byzanz. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos, Ettal, 1956.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник). Сочинения:Bibliotheca graeca medii aevi, v. 4–5. Ahenai. P., 1874–76; Michaelis Pselli Scripta minora magnam partem adhuc inedita, v. 1–2. Mil., 1936–41; Michel Psellos, Chronographie ou histoire d’un siècle de Byzance (976–1077), v. 1–2. P., 1926–28; в рус. пер.: Хронография. M., 1978. Литература:Любарский Я.Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. М., 1978; Joannou P. Christliche Metaphysik in Byzanz. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos. Ettal, 1956; Zervos С. Un philosophe néoplatonique du XIe siècle. P., 1973.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |