Михаил I Кируларий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Михаил I Кируларий

1000-1058

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил I Кируларий

Керуларий Михаил (Mixanl o Knroyllarios) (ок. 1000-1058) - константинопольский патриарх (1043-1058). Происходил из высшей столичной знати. В 1040 году пытался захватить императорский престол, был осужден, пострижен в монахи. При императоре Константине IX стал патриархом. Проявил себя как властный и энергичный сторонник независимости церкви от императорской власти. В 1054 году конфликт Керулария с папой привел к официальному разрыву между восточной и западной христианскими церквами (православной и католической). Активное вмешательство Керулария в политические дела, его теократические тенденции вызвали конфликт с императором Исааком Комнином, пытавшимся провести частичную секуляризацию церковно-монастырских имуществ. 8 ноябре 1058 года Керуларий был арестован, сослан и скоро умер в заточении (до официального низложения с патриаршего престола).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.


Михаил Керуларий (около 1005—1059). Несмотря на свое имя, напоминающее о профессии изготовителя свеч, Керуларий происходил из аристократической семьи. Ученик Иоанна Мавропода, он начал политическую карьеру, но как и многие, он впал в немилость, что и привело его в монастырь, хотя к монашеской жизни он не имел никакой склонности. Константин IX Мономах высоко оценил его личные качества, и тот стал в 1043 году патриархом Константинополя. Озабоченный положением церкви, он объявил себя вселенским патриархом, — древний титул, известный еще за четыре века до этого. Перед лицом претензий посланников папы Льва IX, прибывших в Константинополь после его смерти, он отклонил все неформальные соглашения, что подтолкнуло легатов к совершению ошибки: 16 июля 1054 года они отлучили патриарха от церкви. Но поскольку Керуларий был довольно популярен, поднялся мятеж, и император отослал легатов. Восемь дней спустя Керуларий отпраздновал свой триумф. Однако при воцарении Исаака Комнина в 1057 году Керуларий под ничтожным предлогом был привлечен к суду и отстранен от патриаршества.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 403.


Михаил I Кируларий — константинопольский патриарх с 25 марта 1043 г. по 8 ноября 1058 г. Родился около 1000 г., умер в 1058 г. в Херсонесе Фракийском. Выходец из семьи столичной чиновной знати. В 1040 г. был одним из организаторов заговора против византийского императора Михаила IV, после провала которого был сослан и насильно пострижен в монахи. При императоре Константине IX стал патриархом. Был суровым и властным человеком. Отстаивал независимость Православной Церкви от папства и императорской власти, вынудил в 1057 г. императора отказаться от права назначения своих ставленников на некоторые высшие церковные должности. Закрыл в Константинополе храмы и монастыри, подчиненные Риму; боролся с римской курией за подчинение духовенства в бывших владениях Византии в Южной Италии. Его конфликт с римским легатом кардиналом Гумбертом в 1054 г. — важнейший этап разделения церквей: Гумберт тогда отлучил от церкви Михаила I Кирулария, а тот в свою очередь предал анафеме Гумберта. Михаил I Кируларий содействовал вступлению на престол в 1057 г. императора Исаака I Комнина, однако их отношения обострились после того, как император конфисковал часть монастырских земель. В ноябре 1057 г. император Исаак I Комнин после ссоры с патриархом низложил его, арестовал и отправил в ссылку. Непреклонный патриарх не захотел добровольно отрекаться от престола, и император определил дату суда над ним, назначив главным обвинителем царедворца и философа Михаила Пселла. Но, не дождавшись суда, Михаил I Кируларий умер от сердечного приступа. Раскаявшийся император повелел доставить тело патриарха в Константинополь и похоронить в основанном Михаилом I Кируларием монастыре.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.59-60.


Патриарх Михаил Кируларий и разделение церквей

Михаил Кируларий принадлежал к влиятельному столичному семейству. В 1040 г. он вместе со своим старшим братом оказался участником заговора против «пафлагонцев», но так как далее планов заговорщики пойти не успели, отделался сравнительно легко - конфискацией имущества, постригом и ссылкой. Михаил был образованным человеком (хотя и считал философию «суетой»), что вкупе с твердостью характера и определило выбор императора Константина Мономаха, предложившего ему патриаршество после смерти Алексия Студита. Интронизация Кирулария произошла на Пасху, 25 мая 1043 г. По словам позднейшего исследователя, «в лице Кирулария вступил на престол патриарх, который по некоторым душевным качествам скорее был бы на месте императорском, чем патриаршем» [206, с. 377].

Кируларий (характеристика его личности достаточно неоднозначна, ср.[206] и [214]) был настойчивым до упрямства, тронуть его нельзя было ничем. Утилитарист, он все рассматривал с точки зрения «полезности», даже гневался лишь до той поры, пока так было необходимо из политических соображений. Оскорблений он, впрочем, не забывал никогда и в удобный момент мстил обидчикам, даже весьма давним. В быту он славился неприхотливостью, но, отправляя обязанности, оставлял аскезу дома, посещал дворцовые пиры и не чуждался пышности и торжеств. Власть небесную патриарх считал безусловно выше земной, что вкупе с его самостоятельностью приводило к ссорам почти со всеми государями: при Константине IX он два года был в опале, Феодора думала его сместить, а конфликт с Исааком Комнином разрешила лишь смерть Кирулария. Честность Михаила не вызывала сомнений - он оказался единственным, кто заступился за разгромленных мятежников Льва Торника перед разъяренным Мономахом, а при кончине этого василевса, когда все приближенные покинули умирающего, патриарх до последних мгновений был с ним, утешая.

В патриаршество Кирулария произошло одно из самых значительных событий истории христианства - раскол церкви на Западную (римско-католическую) и Восточную (греко-православную).

В начале 1050-х гг. Михаил направил на Запад письмо с обличениями заблуждений «христиан латинских» и в достаточно жесткой форме потребовал от церкви Рима исправления. Претензии Константинополя касались целого ряда аспектов западного исповедания веры, а главная из них сводилась к вопросу о дарах евхаристии (латиняне совершали ее на пресном хлебе, православные - на заквашенном). Вскоре после этого события уполномоченный патриарха на службе в одной из немногочисленных тогда латинских церквей Константинополя сбросил на пол блюдо с хлебом причастия и растоптал его, ссылаясь на то, что опресноки-де не суть дары евхаристии.

Для того чтобы как-то уладить возникшие трения, в начале 1054 г. в Константинополь прибыло римское посольство во главе с кардиналом Гумбертом, фактически замещавшим папу Льва IX, томившегося в норманнском плену после разгрома папской армии в Италии (1053). Посольство было направлено для переговоров только с императором Константином IX (римляне намеренно игнорировали патриарха), но Кируларий вынудил Гумберта встретиться и с ним. Споры по поводу взаимных обвинений в нарушении догматов и обрядов веры затянулись надолго, и с обеих сторон велись некорректно. Гумберт на аудиенциях у Михаила вел себя на удивление нахально и допускал нападки на православную церковь, не лучшим образом действовали и византийские иерархи. Константин IX Мономах пытался примирить спорщиков, но тщетно. 16 июля 1054 г. кардинал римской курии Гумберт возложил на алтарь Святой Софии хартию, в которой отлучил от церкви Кирулария «со всеми еретиками, с дьяволом и ангелами его» 1). Через четыре дня спешно созванный патриархом собор провозгласил главе Западной церкви (несмотря на то, что Лев IX к тому времени покоился в могиле, а другой папа еще не был избран) анафему.

Ссора Гумберта. с Кируларием, однако, не привела к полному разрыву между церквями (единство которых было утрачено еще в IX столетии). Около 1057 г. посольство папы Стефана IX пыталось договориться о воссоединении, такого рода попытки предпринимались и позже 2). Окончательно церкви Запада и Востока стали врагами после 1204 г., когда Константинополь был взят и разорен участниками IV крестового похода.

Взаимные проклятия девятисотлетней давности были сняты только в наши дни - в 1967 г.

Примечания

1) Гумберт обличил патриарха в сопричастности девяти (!) ересям. Одновременно кардинал «радовался» благочестию императора, клира, сената и народа ромеев — шаг чисто политический, т.к. Кируларий исповедовал ту же веру.

2) Примечательный факт: когда в 1089 г. Алексей I Комнин потребовал предоставить ему документы, относившиеся к событиям 1054 г., их в патриаршей канцелярии не оказалось.

Использованы материалы кн.: Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997, с. 325-326.


Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Литература:

Суворов Н., Византийский папа. Из истории церк.-гос. отношений в Византии, М., 1902;

Сюзюмов М. Я., "Разделение церквей" в 1054 г., "ВИ", 1956, No 8.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС