Иваск Юрий Павлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иваск Юрий Павлович

1907-1986

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Юрий Павлович Иваск

Иваск Юрий Павлович (12(25). 11.1907, Москва - 13.02.1986, Амхерст, штат Массачусетс, США) - поэт, литературовед, биограф К. И. Леонтьева. Мать Иваска принадлежала к купеческому московскому роду. После революции семья уехала на родину отца, в Эстонию. В Тарту Иваск окончил юридический факультет университета, оказался в Гамбурге, изучал философию в Гамбургском университете. В 1949 году переехал в США и защитил в Гарварде докторскую диссертацию о П. А. Вяземском (1954). Преподавал русскую литературу в Канзасском, Вашингтонском и Вандербильтском ун-тах, читал лекции во Фрейбурге. В 1973 г. Иваск напечатал в «Возрождении» (N° 240 -242) ноюму «Играющий человек», в которой автобиографические мотивы сочетаются со своеобразной философией культуры, сформировавшейся не без влияния одноименной книги Й. Хейзинги. Согласно Иваску, культура рождается не из необходимости, а из детской потребности человека в игре; земное бытие человечества подлежит преображению через культуру и творчество, рай мыслится как продолжение нашего земного бытия, возведенного в наивысшую степень совершенства, творческая деятельность человека становится религиозным актом, ведущим к теозису, обожествлению человечества. Иваску было близко учение Оригена об анокатастазисе - восстановлении всех, всеобщем очищении и искуплении, которое совмещалось в его сознании с учением восточных отцов о теозисе. Иваск был дружен и переписывался с Флоровским, показателен интерес Иваска к Розанову, том сочинений которого он переиздал со своим предисловием в 1954 году в издательстве им. Чехова. В последние годы интересовался русским сектантством, хлыстовством. Особо почитал блаженную Ксению Петербургскую и незадолго до смерти побывал в Ленинграде. В своем «Последнем слове» он написал: «Я навсегда остался без русского пространства под ногами, но моей почвой стал русский язык, и моя душа сделана из русского языка, русской культуры и русского Православия». Книга Иваска «Константин Леонтьев. Жизнь и творчество» (1961-1964) является и по настоящий день самым обстоятельным исследованием творчества русского мыслителя. Леонтьев, по словам Иваска, - «выдающийся представитель великой контрреволюции XIX века, которая защищала: качество от количества; даровитое меньшинство от бездарного большинства, яркую мысль от серой массы...»

А. П. Козырев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 210-211.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Апология пессимизма. К. Леонтьев и Ницше // Новый Град. 1939. № 14; Розанов и о. П. Флоренский // Вестник РСХД. 1956. № 42; Константин Леонтьев. Жизнь и творчество. Берн; Франкфурт, 1974; Что Леонтьев чтил, ценил, любил // Вестник РХД. 1974. № 123.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС